и велосипедисты

Feb 09, 2010 20:13




diesell навел на увлекательную тему.
Как человек, понимающий под туризмом путешествие от кресла до дивана, а под активным туризмом путешествие от кресла до дивана и обратно, я до вчерашнего дня не подозревал о существовании Глеба Травина, человека, в начале 30-х объехавшего Советский Союз на велосипеде. Он стартовал на Камчатке, на ней же и финишировал, причем с запада на восток ехал фактически по берегу Северного Ледовитого океана.

Можно посмотреть регистратор со списком населенных пунктов, которые он посетил, а также прочесть книгу "Человек с железным оленем", написанную о его путешествии в конце 50-х годов (издание 1, издание 2).

Но оказалось, что не все верят в человеческий подвиг этого длинноволосого лося. На интернет-форуме веломания спор, посвященный вопросу "Правда или выдумка", занимает на данный момент 69 страниц. Скептики не верят артефактам, заботливо хранимым в соотв. музеях: велосипеду, регистратору и даже автобиографии. Скептики утверждают, что велосипед плохо ездит по пескам и сугробам, что на нем нельзя за один день доехать из Алма-Аты во Фрунзе или за две недели (зимой!) из Мурманска в Архангельск, что он также имеет свойство ломаться в самый неподходящий момент. Словом, скептики считают, что это поздняя мистификация 50-х годов.

В ходе спора, однако, обнаружились более ранние источники с информацией о Травине. Это очерк Вивиана Итина "Земля стала своей", напечатанный в 1933 г. в журнале "Сибирские огни", а в 1935 г. вошедший во второе издание книги "Выход к морю" (смешная деталь: гугль называет соавтором Итина человека по имени Крассин (Шип). В данном случае речь идет о ледоколе "Красин", на котором Итин плавал ходил)
Также в книге С.И. Абрамовича-Блэка "Записки гидрографа" (1933 г.) встретилась следующая анекдотическая история:

Несколько лет назад через Русское Устье проезжал некий кругосветный путешественник на велосипеде, гражданин Листвин. Отважный, энергичный и бравый парень.
Всю Якутию, сквозь леса и тундры, проехал Листвин на своей машине, которую тунгусы окрестили «темир таба» - железный олень. Сидит на спине оленя, за рога держится.
Позднею осенью Листвин добрался до Русского Устья. Познакомился здесь с Анимаидой, пленился и ее собою пленил. Молодая и пригожая пара повенчалась. Отлюбили молодожены в этой вот избе свой медовый месяц. Потом Листвин собрался продолжать путешествие. Как ни грустно было Анимаиде, отпустила она мил-дружка в славный путь. Обещала долго ждать, каждый день о нем только и думать.

Но всего лишь несколько километров отъехал от города кругосветный путешественник.
Болезнь, не замеченная во-время, забралась глубоко в его организм. От тяжелой работы педалями почувствовал Листвин острую боль в паху. Захотел было себя пересилить, но свалился без чувств. У велосипеда безнадежной восьмеркой сплющились колеса, лопнула рама. Железный олень погиб вместе с наездником.
Стонущего велосипедиста увязали ничком в нарту, повезли неблизкой дорогой - семьсот километров! - к фельдшеру.
И постыдными, злыми, незабываемыми словами насмерть забил свою любовь к Анимаиде ею же самой уничтоженный, искалеченный муж.
А разве она знала, что больна?...

Я нашел еще один, третий, источник, подтверждающий факт путешествия Травина - очерк Викторина Попова "Сухой олень" (названия очень ильф-петровские, конечно) из его книги "Снег и солнце" (1934). Чтобы принять участие в дискуссии, мне даже пришлось зарегистрироваться на велофоруме, что я сделал, признаться не без некоторой опаски. До сего дня мои отношения с велосипедами были короткими и бурными, и обычно завершались минуты через две в позиции "велосипед сверху".

На данный момент, в-общем, кажется, что Травин несмотря на всю фантастичность замысла действительно проехал (прошел, проплыл, пролетел) этот маршрут. Вот только в Америку (он сначала мечтал о кругосветном путешествии) его с мыса Дежнева так и не выпустили. Что, впрочем, возможно, спасло ему жизнь парой лет позже. Вивиана Итина, первого пропагандиста подвига Травина, расстреляли в 1938-м.

травин

Previous post Next post
Up