В качестве эпилога к этой публикацииЯ просмотрел документы отдела искусств киевской городской администрации за 1941-43 г.г. из Державного архива Киевской области (ДАКО, Ф. Р-2356 Оп.13
( Read more... )
Спасибо. Да, строго доказать отсутствие очень трудно, и в этом случае приходится, конечно, изворачиваться. Охотно допускаю, что для читателя со стороны это останется не стопроцентно убедительным, "а вдруг", но по совокупности четырех аргументов - отсутствие театра русской драмы в документах управы - отсутствие упоминания Б.-Т. в них же - отсутствие упоминания о театре русской драмы/Б.-Т. в мемуарах/дневниках киевлян (тут цитируемые записки В.Домарадского оказались тоже весьма полезны) - отсутствие упоминания о театре русской драмы в Киеве в поднемецкой прессе и даже в письме самого Б.-Т. для себя я вопрос - пока не поступит фундированное возражение - закрыл.
У меня есть 2 версии, связанные с радиопрограммой, которую вел Б-Т: 1. он мог сделать маленький сатирический скетч по мотивам Фронта. 2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.
Также нагуглилось: http://books.google.com/books?id=MAlKAQAAIAAJ Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95 (...) На самом деле деле резиденция еще губернатора и царского наместника в Туркестане. Теперь здесь разместился ташкентский Дом пионеров и кукольный театр. Первое, что я про него услышал: (...) Второе - что кукольный главреж отсидел в лагере десять лет за связь с немцами. При оккупации в Киеве он остался работать в театре и поставил для победителей знаменитую пьесу знаменитого советского драматурга, лауреата всех сталинских премий Корнейчука по названию «Фронт».
> 1. он мог сделать маленький сатирический скетч по мотивам Фронта. > 2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.
Да, вполне согласен.
> Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95
Спасибо. Не видел этот кусок. Не понятно, насколько фикшн. Вообще похоже на кочующий сюжет. Директора театра кукол звали Г.Сорока, он же находится в другом списке как Сорока Григор Павлович, 1910 г.р., режиссер Сведения о Г.Сороке в театре кукол в Киеве по гугльбуксу находятся. А вот о его пребывании в Ташкенте ничего не нашел.
> похоже на кочующий сюжет. Да. > Директора театра кукол Нет, это не верный путь. Если спектакль имел место, то вероятно, что его режиссер тогда был на более хлебном месте, чем в театре кукол в Киеве; это после отсидки и куклам рад будешь. Т.ч. надо попробовать узнать, кто был глав. режиссером театра кукол в Ташкенте. Из интервью Вайля (http://www.fergananews.com/articles/4416) выясняется, что директором театра была Раиса Львовна Ананьева, по ней нагугливается mg.uz/publish/doc/text51718_respublikanskiy_teatr_kukol Из перечисленных: Борис Владимирович Сахновский - не репрессировался А. М. Арбенин - не репрессировался, т.к. в Театральном альманахе 1946 г. упоминается как п. (постановщик?) в Ташкентском театре оперетты. И т.д. - это надо (при желании) смотреть или узнать, буде найдутся знатоки Ташкента.
Меня еще смущает немецкое названия спектакля, которое тоже везде кочует - "So wie sie kämpfen" - перевод (если это перевод) странный, я бы перевел "So kämpfen sie". И откуда вообще немецкое название?
Быв. з/к, главреж театра кукол найден - Иогельсен В.С. - однако, УВЫ, он трудился у Радлова и, значит, это отголосок истории Радлова: http://iogelsen.narod.ru/
Вот еще нагуглилось, м.б. пригодится - как первое (?) упоминание: http://books.google.com/books?id=KtYUAAAAIAAJ Журнал Октябрь. 1958. №5-8. {с. 154} (...) Мне вспоминаются тяжелые дни 1942 года, дни отступления наших войск под напором фашистов, когда в «Правде», среди военных сводок и сообщений с поля боя, печаталась сатирическая комедия Корнейчука «Фронт», где остро критиковались крупные недостатки в руководстве армией - ведь герой пьесы Горлов был командующим фронтом! Эту пьесу тоже могли «подхватить» и подхватили враги и даже ставили ее на оккупированной тер- {с. 155} ритории под ироническим названием «Как они воюют». Но польза, принесенная этой пьесой, с лихвой перекрыла ее частный «вред»: она помогла партии справиться в ту тяжелую пору с коренными и крупнейшими пороками в руководстве армией и тем активно способствовала победе над врагом. (...)
Большое спасибо. Это номер 6, обсуждение под названием "Советская комедия в наши дни", выступление В.Плучека.
Странная история. Я, наконец, добрался до книги В.Гайдабуры "Театр між Гітлером і Сталіним.", сделаю на ее основе позже небольшой апдейт этого поста, чтобы было ясно, как перемещались во времени и пространстве киевские театры. Так вот, у него дан репертуар большинства работавших на Украине театров - такой пьесы там нет. Если бы она ставилась в Смоленске, то о ней бы мы наверное узнали (по кр. мере ссылок на постановку "Волка" С.Широкова мне попалось с полдюжины), если бы на севере - узнали бы точно - из "За родины". В итоге вариантов "оккупированной территории" и не остается фактически. Разве что Минск - но и о нем довольно много сведений, там был опорный пункт оперштаба Розенберга, в документах речь идет о местной театр. жизни, но ни пьеса, ни Б-Т. не упоминаются.
Хм-хм. У Гайдабуры нашлось упоминание, что Иогельсен работал в театр-студии Гроно (см. в таблице в приложении 2). Но по контексту непонятно, речь идет о постановках только в Германии или и в Киеве тоже.
Да, это идея, посмотрю. Нашел среди документов ДАКО список артистов Гроно, выезжающих в Германию - Иогельсена среди них нет. Так что скорее всего его сотрудничество это уже послекиевская история.
P.S. В Ченстохове ко мне подошел мужчина средних лет и представился: «Администратор группы украинского театра Андреевский
( ... )
Reply
- отсутствие театра русской драмы в документах управы
- отсутствие упоминания Б.-Т. в них же
- отсутствие упоминания о театре русской драмы/Б.-Т. в мемуарах/дневниках киевлян (тут цитируемые записки В.Домарадского оказались тоже весьма полезны)
- отсутствие упоминания о театре русской драмы в Киеве в поднемецкой прессе и даже в письме самого Б.-Т.
для себя я вопрос - пока не поступит фундированное возражение - закрыл.
Reply
1. он мог сделать маленький сатирический скетч по мотивам Фронта.
2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.
Также нагуглилось:
http://books.google.com/books?id=MAlKAQAAIAAJ
Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95
(...) На самом деле деле резиденция еще губернатора и царского наместника в Туркестане. Теперь здесь разместился ташкентский Дом пионеров и кукольный театр. Первое, что я про него услышал: (...) Второе - что кукольный главреж отсидел в лагере десять лет за связь с немцами. При оккупации в Киеве он остался работать в театре и поставил для победителей знаменитую пьесу знаменитого советского драматурга, лауреата всех сталинских премий Корнейчука по названию «Фронт».
Reply
> 2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.
Да, вполне согласен.
> Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95
Спасибо. Не видел этот кусок. Не понятно, насколько фикшн. Вообще похоже на кочующий сюжет.
Директора театра кукол звали Г.Сорока, он же находится в другом списке как
Сорока Григор Павлович, 1910 г.р., режиссер
Сведения о Г.Сороке в театре кукол в Киеве по гугльбуксу находятся.
А вот о его пребывании в Ташкенте ничего не нашел.
Reply
Да.
> Директора театра кукол
Нет, это не верный путь.
Если спектакль имел место, то вероятно, что его режиссер тогда был на более хлебном месте, чем в театре кукол в Киеве; это после отсидки и куклам рад будешь.
Т.ч. надо попробовать узнать, кто был глав. режиссером театра кукол в Ташкенте. Из интервью Вайля (http://www.fergananews.com/articles/4416) выясняется, что директором театра была Раиса Львовна Ананьева, по ней нагугливается mg.uz/publish/doc/text51718_respublikanskiy_teatr_kukol
Из перечисленных:
Борис Владимирович Сахновский - не репрессировался
А. М. Арбенин - не репрессировался, т.к. в Театральном альманахе 1946 г. упоминается как п. (постановщик?) в Ташкентском театре оперетты.
И т.д. - это надо (при желании) смотреть или узнать, буде найдутся знатоки Ташкента.
Reply
Reply
http://iogelsen.narod.ru/
Reply
Reply
http://books.google.com/books?id=KtYUAAAAIAAJ
Журнал Октябрь. 1958. №5-8.
{с. 154} (...)
Мне вспоминаются тяжелые дни 1942 года, дни отступления наших войск под напором фашистов, когда в «Правде», среди военных сводок и сообщений с поля боя, печаталась сатирическая комедия Корнейчука «Фронт», где остро критиковались крупные недостатки в руководстве армией - ведь герой пьесы Горлов был командующим фронтом! Эту пьесу тоже могли «подхватить» и подхватили враги и даже ставили ее на оккупированной тер- {с. 155} ритории под ироническим названием «Как они воюют». Но польза, принесенная этой пьесой, с лихвой перекрыла ее частный «вред»: она помогла партии справиться в ту тяжелую пору с коренными и крупнейшими пороками в руководстве армией и тем активно способствовала победе над врагом. (...)
Reply
Это номер 6, обсуждение под названием "Советская комедия в наши дни", выступление В.Плучека.
Странная история. Я, наконец, добрался до книги В.Гайдабуры "Театр між Гітлером і Сталіним.", сделаю на ее основе позже небольшой апдейт этого поста, чтобы было ясно, как перемещались во времени и пространстве киевские театры.
Так вот, у него дан репертуар большинства работавших на Украине театров - такой пьесы там нет. Если бы она ставилась в Смоленске, то о ней бы мы наверное узнали (по кр. мере ссылок на постановку "Волка" С.Широкова мне попалось с полдюжины), если бы на севере - узнали бы точно - из "За родины". В итоге вариантов "оккупированной территории" и не остается фактически. Разве что Минск - но и о нем довольно много сведений, там был опорный пункт оперштаба Розенберга, в документах речь идет о местной театр. жизни, но ни пьеса, ни Б-Т. не упоминаются.
Reply
Reply
Погуглил Гроно.
В репертуаре (с. 67) нет переделки Фронта, в списке актеров (с. 68) нет Иогельсена:
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/43581/07-Bezruchko.pdf?sequence=1
Гроно существовал насколько можно понять без названия - с декабря 1942 по июнь 1943, потом только он получил имя.
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/41033/11-Bezrychko.pdf?sequence=1
В дневнике же В.В. Иванова запись "Известно ли товарищу Корнейчуку, что “Фронт” играется в Берлине?" сделана 20.11.42!
М.б. байка о Фронте - это интрига недоброжелателей Корнейчука, ни на чем не основанная?
P.S.
А в Иствью Вы смотрели? Там же вроде есть Литгазета и Совкультура - вдруг писали.
Reply
Нашел среди документов ДАКО список артистов Гроно, выезжающих в Германию - Иогельсена среди них нет. Так что скорее всего его сотрудничество это уже послекиевская история.
P.S. В Ченстохове ко мне подошел мужчина средних лет и представился: «Администратор группы украинского театра Андреевский ( ... )
Reply
Leave a comment