блюменталь-тамарин в оккупированном киеве? - 2

Jan 10, 2015 22:23

В качестве эпилога к этой публикацииЯ просмотрел документы отдела искусств киевской городской администрации за 1941-43 г.г. из Державного архива Киевской области (ДАКО, Ф. Р-2356 Оп.13 ( Read more... )

оккупация киева, блюменталь-тамарин, документы: ДАКО

Leave a comment

lucas_v_leyden January 10 2015, 22:36:20 UTC
Очень хорошо! Вообще ведь доказать отсутствие чего-нибудь гораздо сложнее, чем наличие - и это, кажется, удалось.

Reply

labas January 11 2015, 09:14:01 UTC
Спасибо. Да, строго доказать отсутствие очень трудно, и в этом случае приходится, конечно, изворачиваться. Охотно допускаю, что для читателя со стороны это останется не стопроцентно убедительным, "а вдруг", но по совокупности четырех аргументов
- отсутствие театра русской драмы в документах управы
- отсутствие упоминания Б.-Т. в них же
- отсутствие упоминания о театре русской драмы/Б.-Т. в мемуарах/дневниках киевлян (тут цитируемые записки В.Домарадского оказались тоже весьма полезны)
- отсутствие упоминания о театре русской драмы в Киеве в поднемецкой прессе и даже в письме самого Б.-Т.
для себя я вопрос - пока не поступит фундированное возражение - закрыл.

Reply

ext_449909 January 11 2015, 13:58:40 UTC
У меня есть 2 версии, связанные с радиопрограммой, которую вел Б-Т:
1. он мог сделать маленький сатирический скетч по мотивам Фронта.
2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.

Также нагуглилось:
http://books.google.com/books?id=MAlKAQAAIAAJ
Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95
(...) На самом деле деле резиденция еще губернатора и царского наместника в Туркестане. Теперь здесь разместился ташкентский Дом пионеров и кукольный театр. Первое, что я про него услышал: (...) Второе - что кукольный главреж отсидел в лагере десять лет за связь с немцами. При оккупации в Киеве он остался работать в театре и поставил для победителей знаменитую пьесу знаменитого советского драматурга, лауреата всех сталинских премий Корнейчука по названию «Фронт».

Reply

labas January 12 2015, 14:13:41 UTC
> 1. он мог сделать маленький сатирический скетч по мотивам Фронта.
> 2. он мог отрекламировать спектакль Фронт, поставленный кем-то другим.

Да, вполне согласен.

> Тарасов А.А. Безоружный: евразийский роман. М., 2009. с. 95

Спасибо. Не видел этот кусок. Не понятно, насколько фикшн. Вообще похоже на кочующий сюжет.
Директора театра кукол звали Г.Сорока, он же находится в другом списке как
Сорока Григор Павлович, 1910 г.р., режиссер
Сведения о Г.Сороке в театре кукол в Киеве по гугльбуксу находятся.
А вот о его пребывании в Ташкенте ничего не нашел.

Reply

ext_449909 January 12 2015, 15:20:16 UTC
> похоже на кочующий сюжет.
Да.
> Директора театра кукол
Нет, это не верный путь.
Если спектакль имел место, то вероятно, что его режиссер тогда был на более хлебном месте, чем в театре кукол в Киеве; это после отсидки и куклам рад будешь.
Т.ч. надо попробовать узнать, кто был глав. режиссером театра кукол в Ташкенте. Из интервью Вайля (http://www.fergananews.com/articles/4416) выясняется, что директором театра была Раиса Львовна Ананьева, по ней нагугливается mg.uz/publish/doc/text51718_respublikanskiy_teatr_kukol
Из перечисленных:
Борис Владимирович Сахновский - не репрессировался
А. М. Арбенин - не репрессировался, т.к. в Театральном альманахе 1946 г. упоминается как п. (постановщик?) в Ташкентском театре оперетты.
И т.д. - это надо (при желании) смотреть или узнать, буде найдутся знатоки Ташкента.

Reply

labas January 12 2015, 15:35:46 UTC
Меня еще смущает немецкое названия спектакля, которое тоже везде кочует - "So wie sie kämpfen" - перевод (если это перевод) странный, я бы перевел "So kämpfen sie". И откуда вообще немецкое название?

Reply

ext_449909 January 12 2015, 17:38:55 UTC
Быв. з/к, главреж театра кукол найден - Иогельсен В.С. - однако, УВЫ, он трудился у Радлова и, значит, это отголосок истории Радлова:
http://iogelsen.narod.ru/

Reply

labas January 12 2015, 19:28:40 UTC
О, спасибо!

Reply

ext_449909 January 12 2015, 20:10:54 UTC
Вот еще нагуглилось, м.б. пригодится - как первое (?) упоминание:
http://books.google.com/books?id=KtYUAAAAIAAJ
Журнал Октябрь. 1958. №5-8.
{с. 154} (...)
Мне вспоминаются тяжелые дни 1942 года, дни отступления наших войск под напором фашистов, когда в «Правде», среди военных сводок и сообщений с поля боя, печаталась сатирическая комедия Корнейчука «Фронт», где остро критиковались крупные недостатки в руководстве армией - ведь герой пьесы Горлов был командующим фронтом! Эту пьесу тоже могли «подхватить» и подхватили враги и даже ставили ее на оккупированной тер- {с. 155} ритории под ироническим названием «Как они воюют». Но польза, принесенная этой пьесой, с лихвой перекрыла ее частный «вред»: она помогла партии справиться в ту тяжелую пору с коренными и крупнейшими пороками в руководстве армией и тем активно способствовала победе над врагом. (...)

Reply

labas January 14 2015, 09:28:33 UTC
Большое спасибо.
Это номер 6, обсуждение под названием "Советская комедия в наши дни", выступление В.Плучека.

Странная история. Я, наконец, добрался до книги В.Гайдабуры "Театр між Гітлером і Сталіним.", сделаю на ее основе позже небольшой апдейт этого поста, чтобы было ясно, как перемещались во времени и пространстве киевские театры.
Так вот, у него дан репертуар большинства работавших на Украине театров - такой пьесы там нет. Если бы она ставилась в Смоленске, то о ней бы мы наверное узнали (по кр. мере ссылок на постановку "Волка" С.Широкова мне попалось с полдюжины), если бы на севере - узнали бы точно - из "За родины". В итоге вариантов "оккупированной территории" и не остается фактически. Разве что Минск - но и о нем довольно много сведений, там был опорный пункт оперштаба Розенберга, в документах речь идет о местной театр. жизни, но ни пьеса, ни Б-Т. не упоминаются.

Reply

labas January 14 2015, 20:41:55 UTC
Хм-хм. У Гайдабуры нашлось упоминание, что Иогельсен работал в театр-студии Гроно (см. в таблице в приложении 2). Но по контексту непонятно, речь идет о постановках только в Германии или и в Киеве тоже.

Reply

ext_449909 January 14 2015, 21:28:11 UTC
Штука в том, что Иогельсена реабилитировали очень поздно, зато Радлова - сразу же в 1950-х.

Погуглил Гроно.
В репертуаре (с. 67) нет переделки Фронта, в списке актеров (с. 68) нет Иогельсена:
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/43581/07-Bezruchko.pdf?sequence=1
Гроно существовал насколько можно понять без названия - с декабря 1942 по июнь 1943, потом только он получил имя.
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/41033/11-Bezrychko.pdf?sequence=1
В дневнике же В.В. Иванова запись "Известно ли товарищу Корнейчуку, что “Фронт” играется в Берлине?" сделана 20.11.42!
М.б. байка о Фронте - это интрига недоброжелателей Корнейчука, ни на чем не основанная?

P.S.
А в Иствью Вы смотрели? Там же вроде есть Литгазета и Совкультура - вдруг писали.

Reply

labas January 14 2015, 22:08:54 UTC
Да, это идея, посмотрю.
Нашел среди документов ДАКО список артистов Гроно, выезжающих в Германию - Иогельсена среди них нет. Так что скорее всего его сотрудничество это уже послекиевская история.

P.S. В Ченстохове ко мне подошел мужчина средних лет и представился: «Администратор группы украинского театра Андреевский ( ... )

Reply


Leave a comment

Up