Хьюго Сен-Викторский о том, какое Тело Христос преподал Своим ученикам на Тайной Вечери

Oct 04, 2017 22:13

                                                                                                     

Очень распространенная мысль, особенно у наших "свободомыслящих" православных интеллектуалов, что, мол, Фома Аквинский в объяснении Евхаристии совершил некий прорыв, сделал то, что не могли сделать наши отцы - ясно и отчетливо расcтавил все точки над i и т.д. При этом забывается, что на Западе были мнения, отличающиеся от мнений Фомы, и в чем-то приближающиеся к мнению, например, святителя Григория Нисского, который говорил, что: "Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему не годным, так и бессмертное Тело, когда бывает в принявшем Его, все превращает в Свое естество."

Итак, речь идет о том, что Евхаристия всегда одна и та же, как была единственной Голгофская Жертва. Поэтому в Евхаристической Чаше всегда находится одно и то же Тело Христово. Это то Тело, Которому приобщаемся мы сегодня на Литургии, и это то Тело, Которое дал Христос Своим ученикам на Тайной Вечери в Сионской горнице. И мы видим, что Григорий Нисский настаивает на том, что это Тело должно быть обязательно нетленным и бессмертным, ибо нашему телу невозможно иначе достигнуть бессмертия, как в общении с бессмертным став причастным нетлению.

И тут возникает закономерный вопрос: как Христос мог дать ученикам на Вечери Свое Тело нетленным, бесстрастным и бессмертным, если Он ещё не претерпел крестную муку, не принес Себя в Жертву и не воскрес? Напомню, что Фома Аквинский утверждал, что Христос на Вечери подал ученикам страстное Тело (можно прочитать об этом вот здесь https://laakonen77.livejournal.com/3309.html , перевод страница 52).

Очень хорошее объяснение дает Хьюго Сен-Викторский (1096-1141): Поскольку хотел и когда хотел, Он допускал природу смертности. Поскольку же Он ее не хотел претерпевать и когда не хотел - ее же со властью от Себя удалял. Интересно, что это объяснение напоминает объяснение Максимом Исповедником добровольности естественной страстности во Христе, тем более, что Хьюго Сен-Викторский называет смертностью (mortalitas) то, что наши отцы называли дебелостью плоти.

Полностью рассуждение Хьюго Сен-Викторского можно прочитать вот здесь https://drive.google.com/file/d/1Lt9Fh7sD1fFfz0s207obNJZmHeIu_y2J/view?usp=sharing

Оригинал https://archive.org/stream/patrologiaecursu176mign#page/232/mode/2up стр.463

Хьюго Сен-Викторский, Евхаристия, неукорные страсти

Previous post Next post
Up