Какую же субстанцию имел в виду Фома Аквинский, говоря о трансубстанциации (пересоставлении)? - 2

Mar 20, 2017 21:28

                                                                                       

В продолжение предыдущего поста. Повторюсь, что, к огромному сожалению, большинство православных, и даже православные священники (читал таких в интернете), понимают пресуществление (transubstantiatio) как изменение одной общей сущности в другую общую сущность. Возможно, это связано с Геннадием Схоларием, который таким вот образом "прочитал" Фому и ввел этот термин в православный обиход. Возможно, и нет, и это есть своеобразная "рецепция" православным народом этого нововведения. Не знаю. Знаю только то, что никто из православных отцов до Схолария не говорил об "изменении сущности" хлеба при совершении Таинства Евхаристии. И, как бы не удивительно для православных услышать это, не говорил об этом и Фома Аквинский.

Давайте ещё раз посмотрим, почему же Фома называл обращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы "пересоставлением" (пресуществлением,transubstantiatio). Откроем "Сумму против язычников",книга 4,глава 63. http://www.corpusthomisticum.org/scg4027.html#27907      Читаем:

"Sciendum tamen est quod praedicta conversio panis in corpus Christi alterius modi est ab omnibus conversionibus naturalibus. Nam in qualibet conversione naturali manet subiectum, in quo succedunt sibi diversae formae, vel accidentales, sicut cum album in nigrum convertitur, vel substantiales, sicut cum aer in ignem: unde conversiones formales nominantur. Sed in conversione praedicta subiectum transit in subiectum, et accidentia manent: unde haec conversio substantialis nominatur. Et quidem qualiter haec accidentia maneant et quare, posterius perscrutandum est.

Nunc autem considerare oportet quomodo subiectum in subiectum convertatur. Quod quidem natura facere non potest. Omnis enim naturae operatio materiam praesupponit per quam substantia individuatur; unde natura facere non potest quod haec substantia fiat illa, sicut quod hic digitus fiat ille digitus. Sed materia subiecta est virtuti divinae: cum per ipsam producatur in esse. Unde divina virtute fieri potest quod haec individua substantia in illam praeexistentem convertatur. Sicut enim virtute naturalis agentis, cuius operatio se extendit tantum ad immutationem formae, et existentia subiecti supposita, hoc totum in illud totum convertitur secundum variationem speciei et formae, utpote hic aer in hunc ignem generatum: ita virtute divina, quae materiam non praesupponit, sed eam producit, et haec materia convertitur in illam, et per consequens hoc individuum in illud: individuationis enim principium materia est, sicut forma est principium speciei."

"Однако должно знать,что вышеуказанное обращение хлеба в Тело Христово отличается по способу от всех природных обращений. Ведь в любом природном обращении остается предмет, в котором друг друга сменяют разные формы: либо формы привходящего, когда белое обращается в черное, либо формы составные (substantiales), когда воздух обращается в огонь, от чего эти обращения именуются формальными. Но в вышеуказанном обращении предмет переходит в предмет, и привходящее остается: откуда это обращение именуется составным (substantialis). А каковым и почему это привходящее остается, должно исследовать в дальнейшем.
Теперь же нужно рассмотреть - каким образом предмет обращается в предмет. Чего, конечно же, природа совершить не может. Ведь любое природное действие предполагает материю, через которую индивидуируется состав (substantia); почему природа и не может совершить, чтобы вот этот состав (вот эта субстанция) стал бы вот этим, как, например,вот этот палец стал бы вот этим. Но материя подчинена Божественной силе, поскольку через эту силу она производится в бытие. Почему Божественной силой может произойти, чтобы вот этот неделимый состав (вот эта индивидуальная субстанция) обратился бы в вот тот преждесуществующий. Ведь каким образом силою природного деятеля, чье действие простирается лишь на изменение формы, и, с предположением существование предмета, вот это целое обращается в вот это целое согласно изменению вида и формы, как вот этот воздух - в вот этот порожденный огонь: таким же образом, силою Божественною, которая не предполагает материю, но её производит, и эта материя обращается в вот эту и, как следствие, вот это неделимое (вот этот индивид) - в вот это: ведь принцип (начало) индивидуации есть материя, а принцип (начало) вида - форма."

Ту же мысль у Фомы мы видим и в комментариях на Сентенции Петра Ломбардского. Открываем комментарии на книгу 4,  lib. 4 d. 11 q. 1 a. 3 qc. 1 co.   http://www.corpusthomisticum.org/snp4011.html#15351          Читаем:

"Et quia materia signata est individuationis principium, ideo solius Dei operatione hoc fieri potest, ut hoc individuum demonstratum fiat illud individuum demonstratum; et talis modus conversionis est in hoc sacramento, quia ex hoc pane fit hoc corpus ​Christi."

"И поскольку означенная материя является принципом индивидуации, посему исключительно Божественным действием может произойти такое, чтобы вот это указанное неделимое (вот этот указанный индивид) стал бы вот этим указанным неделимым; и таковой образ обращения заключен в этом Таинстве, ибо из вот этого хлеба становится это Тело Христово."

Из этих текстов очевидно, как и из текстов в предыдущем посте, что Фома называл происходящее на алтаре transubstantiatio не в силу того, что там "изменяется общая сущность (essentia, усия)", но потому, что вот этот предмет (субстанция) становится вот этим предметом (субстанцией). Поэтому и называется это обращение ТРАНСУБСТАНЦИАЦИЕЙ. Изменяется не общая сущность, а частная, индивидуальная субстанция, которой латиняне называли предмет, вещь, ипостась.

Евхаристия, Фома Аквинский

Previous post Next post
Up