На правах рекламы :)

Jul 16, 2013 09:56

Хайку-журнал "Улитка" объявил об интересном конкурсе хайку на темы научной фантастики и фэнтези.

Хотелось по этому поводу сказать несколько слов :)

Главный материал хайку - не описываемые события, явления, люди, предметы и т.д., а связанные для нас с ними чувства. Предметы, явления, персонажей и т.п. мы используем для пробуждения в читателе определеных чувств, ощущений, эмоций. При этом, естественно, при разности культурных кодов и окружающих обстоятельств (от географии и климата до моды и литературы) хайку, написанные в рамках одной традиции, могут абсолютно ничего не говорить человеку другой традиции. Чувства - вещь общечеловеческая, но вот предметы, связанные с этими чувствами у разных традиций разные. К тому же, если мы не знаем реалий другой традиции и никогда не сталкивались с предметами/явлениями и т.п. другой традиции, конечно же, они никаких чувств в нас не пробудят :) Поэтому предметы и явления в хайку - это переменная. Тогда как вызываемые чувства, ощущения и эмоции - и есть то главное и общечеловеческое, ради чего мы, собственно, и пишем.

в Наре
аромат хризантем
старые Будды

Мацуо Басё

Когда я впервые прочитала это хайку, оно мне, в принципе, ничего особого не сказало. Ну, старые статуи Будд...ну, хризантемы...Нара там какая-то...
Только прочитав комментарии о том, что Нара была одной из древних столиц Японии и для японцев времени Басё ассоциировалась с древним изяществом и благородством, считалась, практически, древним источником истинного благородства и изящества, а хризантема в японской культурной традиции опять же была связана с аристократией, благородством и изяществом, я поняла, какие (хотя бы приблизительно) чувства должно было вызывать в современниках (да и в японцах нашего времени - тем более!) это хайку Басё. Три образа: хризантема с ее благородным и тонким запахом, старые статуи Будд, напоённая атмосферой древнего изящества Нара - все они несли в себе нечто общее и создавали удивительно гармоничное ощущение благородной старины, от которой дух захватывает.
Вот это ощущение и есть материал хайку. А технически в разных культурных традициях мы можем создать те же ощущения с помощью других, соответствующих этой традиции образов. Или же похожим образом создать другие чувства и ощущения, традиционные для иных культурных кодов :)

запах ромашек -
в селе Васильевское
резные оконца

аромат фиалок -
на вечернем Монмартрте
уличные художники

А если мы возьмем не реальный, а выдуманный культурный код - например, Толкиновского Средиземья, у нас получится фэнтези-хайку :)

аромат ацеласа -
в Белом Городе статуя
истинного Короля

А все это я пишу затем, чтобы посоветовать будущим участникам конкурса не просто наводнять свои хайку персонажами/явлениями/предметами из сказок и реалиями далёкого будущего, а в первую очередь задумываться о чувствах, которые могли бы быть связаны в рамках этих фэнтезийных миров или миров далекого будущего с теми или иными явлениями/предметами/персонажами.

Гуд лак, товарищи!

P.S. И кстати, на страничке конкурса уже видны первые присланные хайку - весьма симпатичные!

хайку

Previous post Next post
Up