Глава 4. Любовь

Aug 21, 2013 22:09

-Мы поели, похулиганили, теперь спим.

Саша докладывает оперативную обстановку, вытаскивая из кармана ключ из моего кабинета. Саша - прирожденный государственный служащий и прирожденная няня.  Пока на текущем жизненном этапе первое  для нее приоритетно.  К несчастью для начальника сектора Вовы,  который будет уверять меня, что здесь я совсем не права, Саша недавно вышла замуж - теперь Вова боится потерять Сашу как сотрудника и отказывается радоваться потенциальной возможности увеличения Сашиной новой семьи.  Я его понимаю: год назад из его сектора в декрет ушла Юля - человек из Новосибирска, мечта любого кадровика. В ее руках мутное становилось явным, для особых случаев полагались разноцветные стикеры и чернила, чтобы любому заинтересованному лицу мутное сразу бросалось в глаза. Тоска Вовы по порядку в секторе длилась несколько месяцев, пока на практику  к нам не пришла Саша. Она тоже пишет красным стержнем, когда нападает на след.  Но теперь в обед Саша сидит с Владой, и к тому же обрела законного мужа.

В принципе, в детском вопросе, Вова мог бы рассчитывать на Андрея - единственного мужчину в секторе. Но Андрей глубоко влюблен в обожаемую супругу. Если повезет, в декрет уйдет она. В противном случае декрет «уйдет» его: Андрей занимает ставку недавно родившей дамы и обязан освободить ее как только владелица вернется в комитет.  Понятно, что лишь статус «дважды папы» позволяет Вове лояльно относится к теме деторождения на рабочем месте.

-Саша, Вы опять меня спасли!
Беру ключ и прокрадываюсь в кабинет. Владуся сопит в манеже.  На диване сохнет слюнявчик и штаны, пострадавшие от бурного поедания пищи. Стула для кормления в кабинете нет. Однако даже без него впечатление от обстановки  всегда по-новому отражается на лицах посетителей.

Недавно Леха организовал в моем кабинете фэншуй. На стол были уложены два ножа от ребят из филиппинского и непальского спецназа. Телевизор освободили для бронированного шлема, который люди его профессии используют при штурмах. Ящики стола снабдили маленькими ножиками «на всякий случай». Подоконник Леха облюбовал для «одноразовой мухи» - использованного гранатомета, пострелять из которого дорогой муж предлагал уже не раз.

-Так. Ножи держи ручками к себе. Это настоящий  филиппинский керамбит «Отряда 69», так называется у них спецназ. Нож непростой.  А вот это -  боевой кукри. Он любит «знакомиться», так что в руки его не бери. Когда люди будут спрашивать, говори, что «отгоняешь злых духов».

Ножи и Леха почти всегда составляют единое целое. После нашего первого свидания муж подарил мне нож. Через нож мы с ним познакомились. Ножи нас нашли и соединили в семью. Метафизике ножа посвящены многие книги, большинство из авторов которых наши друзья. Леха ножи придумывает, оценивает и ломает. Во дворе нашего дома стоит специальный стенд для безоборотного метания ножа. Когда Сашке исполнился год, муж подобрал для него клинок. Сказал, что так надо: ножи умеют ждать до 18.

Фэншуй отлично вписывается в граффити и детский уголок. На стенах висят дипломы и благодарственные письма. Мама подбивает повесить сюда правительственные телеграммы из раздела моей биографии  под названием «депутат Государственной Думы 5 созыва», но я не поддаюсь на провокации. Фотосессий в кабинете и так проходит достаточно.

-Надежда Пална, можно войти?

Обычно в мой кабинет вламываются через двойные двери. Присутствие Влады превращает маневр быстрого захода в медленное протискивание. Особенно не шуметь стараются мужчины, у которых пока нет детей. Ценю их трогательную заботу и предлагаю все-таки говорить нормальным голосом.

-Вы отклонили в СЭДД письмо с комментарием “прошу подойти лично”.

Миша старается выдерживать разговор в половине разрешенной громкости. На большее он не готов морально: его младший на полтора месяца старше Влады. Беру письмо и медленно читаю его вслух. Неумение четко формулировать свою мысль вторая беда сотрудников комитета. Первая - безграничная вера в  редакторские  возможности внутри программы  Word и ее красные  волнистые подчеркивания.

-Миша, смотрите, у Вас опять желание отделаться побыстрее преобладает над необходимостью сесть и разобраться. И вот это “отвалите, нам некогда” просто лезет через строчки. Я понимаю, что вся городская патриотика - это Вы. Я понимаю, что предлагаемый проект скорее всего теория по принципу “дайте денег и сделайте вместо меня”. Но человек проявил интерес, написал письмо и ждет от нас действий, а не отписки в духе “сам дурак, и больше не приходи”.

Вежливость Мише дается с трудом. Он из бывших военных, которые не привыкли говорить спасибо. Миша умеет организовывать процесс, находить ответственных исполнителей и обозначать им фронт работы. Он незаменим на дружеских посиделках, спортивных соревнованиях и посещениях мемориальных кладбищ. Русский язык для него как иностранный. Чтению предпочитает рыбалку и охоту. Миша - человек действия, а не размышления.

-Надежда Пална, мы всегда так писали!
Миша мечтает “закрыть” письмо в СЭДД и сформулировать краткий отчет: “Поручение выполнено. Прошу снять с контроля”. Он не понимает, почему я цепляюсь к словам и выражениям: автор никто и звать его никак. Резолюций начальства нет, звонка на тему письма не поступало. Зачем столько возни?

Вздыхаю и начинаю объяснять.

Патриотика частый предмет наших споров. Миша пришел работать в комитет, когда план патриотических мероприятий был уже сформирован. Сюда вошли мероприятия по принципу “от заявителя”: то есть, каждое мероприятие внутри плана - авторское, имеет свою историю и инициатора. Федеральный закон о государственных закупках прекратил практику реализацию авторских мероприятий силами авторов, но в плане  и бюджете они все равно остались: Мише так удобнее.

Ломать Мишино мировоззрение трудно. Патриотика для него - это когда концерты на призывных пунктах, реконструкторы, слеты, олимпиады по допризывному делу, зарницы и торжественно-траурные церемонии.

Разговоры об эффективности и результативности подобных вещей Мишу раздражают. Ну что здесь непонятного? Деньги на статье по патриотическому воспитанию есть? Есть. Их осваивать надо - надо. Вот и осваиваем. Какая еще оценка нужна?

Продолжаю объяснять.

В семье моей бабушки было 10 детей. На войну призвали четверых. Вернулась одна. В этом году мы праздновали ее 90-летие. На день рождение бабушка попросила подарить книгу Михаила Веллера - ей нравится спорить со своим внуком о политике и сейчас она активно подтягивает матчасть. Бабушка живет в кооперативной квартирке. Три комнаты: одна большая, проходная, две других выкроены из ее частей. По размеру туда может встать метровая кровать и тумбочка. Вся жилплощадь завалена одеждой и пакетами с крупой. Послевоенный голод и разруха не прошли даром. Ее отца похоронили в штанах, состоящих только из передней части. Они лежали на теле, как простынка, задняя часть пошла на одежду живым.

9 мая этого  года на лестничной клетке перед ее квартирой собрался весь 5 “б” класс школы №23. Дети  прочитали стихи и вручили букет. Бабушка была довольная, хотя подготовка торжественного наряда сильно вымотала ее нервы.

9 мая прошлого, позапрошлого и позапозапрошлого года в почтовый ящик бабушке исправно приходили одинаковые поздравительные открытки от мэрии.Оптовая закупка или единовременный заказ многотысячного тиража позволил сэкономить бюджетные деньги. Наверное, по логике власти, ветераны не должны сравнивать открытки разных лет и показывать их подругам.

Повышенная ветеранская пенсия не воспринимается бабушкой как манна небесная. Она не делает мягче едкие замечания, отпускаемые перед телевизором. Для бабушки война всего лишь эпизод из жизни, на котором не стоит циклиться. Там все были. Там все умирали. Время было такое.

Полуироничное отношение к себе, рассказы о собственных мытарствах по дороге на Берлин, похожие скорее на байки из землянки, чем хронику военных лет, воспоминания о том, как жадно влюблялась после войны дают сегодня право на размышления, за которые на меня активно жалуются признанные патриоты.

Я страшно не люблю патриотические темы. Я против искусственного пафоса празднования наших государственных дат: каждое 9 мая напоминает подготовку к проведению очередной Олимпиады, когда последующее должно затмевать предыдущее. Я против деления ветеранов на «обязательных для уважения» и «всех остальных». Победа во второй мировой войне - важная эпохальная победа. Подписываюсь под каждым словом. Но и после 1945 года российские солдаты продолжали умирать по приказу командования. Они сражались в Афганистане, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Чечне, Дагестане и Ингушетии. Во всех международных глобальных конфликтах 20 века принимали участие наши военные: они сражались на Кубе, в Анголе, Вьетнаме, Намибии, Алжире и Югославии.   СССР неофициально отправлял сюда специалистов самой высокой квалификации. И если они погибали, выполняя свой долг, то даже посмертно им не присваивались звания героев, ордена и медали. Где и кем описаны их подвиги? Кто приглашает их в школы? Кто из серьезных политиков делает подарки ветеранам боевых действий? Героям битвы на Кавказе?

Ветераны имеют право на наше уважения. Вне зависимости от даты сражения и количества боевых наград.

Устоявшийся ритуал и патриотический пантеон служат нам дурную службу. Тема Великой Отечественной войны объявляется священной и табуируется от малейших попыток разобраться, что там было  еще, кроме подвига советского народа и фашистской подлости. В эпоху информационной открытости и торжества вики-сервисов, мы вбиваем в голову молодежи, что «кто не с нами, тот против нас».  Именно поэтому тема 1941-1945 отзывается в голове пустотой, украшенной георгиевской ленточкой. Политика патриотического воспитания, базирующаяся на пропаганде истинных ценностей, оборачивается уроками ненависти к собственному государству. Насильно мил не будешь.

На детской площадке в нашем поселке кроме малышковых «козявочек»  и детей детсадовского возраста гуляют скучающие подростки. Не буду описывать игры, в которые они играют, чтобы не расстраиваться еще больше. В общем, в один прекрасный день им настолько сильно надоело производить друг на друга впечатление, что они сели на попы вокруг Влады и стали с ней болтать.  Сашок тут же стал вертеться рядом, так что я вспомнила все свои пионервожатские навыки и предложила товарищам детям вне зависимости от возраста поиграть в « Я знаю 5 названий….». Сначала они попытались называть наши великие реки. Потом столицы мира. Потом 5 областей Российской Федерации, кроме Ленинградской. Лирических героев из произведений классиков или на худой конец героев фильмов. Процесс пошел, когда на кону встала задача назвать марки мобильных телефонов. Замечу, что это приличные дети из семей с достатком. У них все хорошо и со школой и с доступом к мировым сокровищницам культуры. Герои второй мировой войны не входят в систему их координат просто потому, что это координаты параллельной вселенной. Стив Джобс, (имя) Цукерман, Билл Гейтс, Аршавин. Вы и без меня это знаете.

Комитет по молодежной политике в части патриотического воспитания никогда не имеет в виду этих детей.  Дети, которые предпочитают спортивным залам лавочки у подъездов, также остаются за скобками работы Миши: ему некогда думать на эту тему. У него План процедур и бюджет. А премию и другие доплаты он получит и без изобретения новых форматов работы.

В итоге о важности любви к Родине мы говорим по кругу тем, кто оказывается ближе: посетителям подростково-молодежных центров, курсантам и кадетам, поисковикам и реконструкторам. Мы проделываем эту штуку много лет подряд под одобрительные взгляды представителей патриотического сообщества, которые давно в этой игре.

«Как, комитет отказывается давать деньги на сборник патриотических стихов! Это же ваша прямая обязанность! Нет, мы не можем публиковать стихи в социальных сетях, вы же понимаете, что это не тот уровень (авторы - выпускники кадетских училищ, ключевая аудитория - воспитанники кадетских училищ, цена за 1 книгу - 300 руб, публикация в паблике - бесплатно)

«Мы хотим принимать участие в ваших мероприятиях. Наш союз выпускает книги по истории битвы за Ленинград. Цена каждой книги - около 1000 руб. Вы нас приглашаете и дарите эти книги. Что значит «мы не можем покупать такие дорогие книги в рамках государственного заказа» - как вы тогда вообще можете говорить про патриотику???»

Воспоминания военных лет занимают целую полку в моем шкафу. Авторам из числа участников войны невозможно объяснить,  что любая подобная книга обречена на полное читательское забвение. Что «рассылать ее по школам» бессмысленно, как и организовывать встречу автора со старшеклассниками. Что работа по патриотическому воспитанию не равна «заполнить актовый зал народом».

Государственной любви к Родине отчаянно не хватает свежего взгляда. Смелости отказать признанным ветеранам в выступлении на форуме. Выхода на другие аудитории, поиска нового смысла и языка. Но прежде всего здесь нужно осознание, что патриотика - это не обязательно война.

Милосердие, добровольчество, экологический активизм, гражданские инициативы - все это проявление чуткого отношения к миру, в котором живешь.

-Так точно. Письмо переделаю.
Отпускаю Мишу в кабинет. Набираю Марину.

-Принесите мне, пожалуйста, кофе. И папку с документами.

Владуся по-прежнему сопит в манеже.

книжка

Previous post Next post
Up