Битва за Севастополь

Apr 06, 2015 11:27

Напишу и здесь об этом кино, потому что я давно таких фильмов не видела.
(немножко спойлеров, но не пишу ничего такого, чего вы не ожидали бы увидеть в кино о войне; и да, это просто эмоции и моё восприятие, другим может всё показаться иначе, а может вообще не показаться ничего)

Если коротко, фильм не о битве, в нем нет масштабных массовых сцен и мало генералов, а о том, что бывает с человеком на войне. Главный герой - девушка-снайпер, она существовала в реальности и была самой успешной женщиной-снайпером в мировой истории. И, кстати, тоже очень красивой, как и в фильме.

Самое магическое в этом кино - то, что главные и, в общем-то, простые, как барабан, мысли - что на войне хреново, но свою землю защищать надо, что важно хорошо делать свое дело, что хладнокровие окупается стократно, что любить лучше, чем воевать - не проговариваются пафосными монологами, герои вообще говорят очень просто и мало, совсем как люди, так вот, не проговариваются, как это заведено в плохом кино, а про-игрываются - взглядами, улыбками, слезинками, интонациями, и затягивают, затягивают тебя в эту реальность, а ты им веришь. И по-моему, вот это волшебство перехода - самое высшее, что может сделать кино как искусство.

Вторая магическая мысль - какие крутые бывают женщины. (В искусстве такие героини получаются крайне редко. В жизни, я думаю, чаще. В конце концов, Людмила имеет совершенно реальный прототип - благо, в Союзе было очень много объективных социальных оснований для относительного гендерного равенства. В Великой Отечественной - даже слишком, но мы не выбирали.)
"У войны неженское лицо" - это какая-то слишком художественная мысль. Тем, кто хорошо стреляет, одинаково стыдно сидеть в тылу - и мальчикам, и девочкам (бездетным, по крайней мере), одинаково страшно и стрёмно, когда херачат снарядами по твоей земле, и одинаково хочется защищаться.
Да, в десантуре или ближнем бою - неженское, тут и говорить не о чем. А вот в снайперском деле, вполне - это такая иньская, холодная, расслабленная смерть. Поэтому героиня получилась такая красивая и такая реальная.

И, наконец, третья мысль, самая сильная - что происходит на войне с людьми. Как проходишь эти стадии - тупое стремление выжить, радость удачной охоты, кайф выигрывать, любовь как высшую составляющую выживания и вообще высшую твою составляющую, дурацкий человек, удары и ранения, месть, пустоту. А война, если не убила быстро, отжирает у тебя части - подвижность и силу тела, забирает тех, кого любишь и кто успел прорасти в твоей голове и дать силы не сбрендить в этом ужасе. Хрясь - и нету. "Становилось бессильно, тяжелый спирт я глотал, как амброзию, как бальзам..."

Детали:
- Очень крутая сцена, еще с начальной стадии, разговор двух подруг - медсестры и снайпера:
"Я сегодня 20-го вытащила! :)" - "А я 73-го убила! :)" Всё искренне, никаких противоречий. И от предшествующей разговору сцены - мурашки по коже в полный рост. Впрочем, в этом кино много таких сцен.

- Искренняя слезинка над фотокарточкой семьи убитого немецкого снайпера - в той стадии эволюции героини, когда этому полностью веришь и нутром прочувствуешь, какое война ужасное блядство. Даже для самых крутых и сильных.



кино

Previous post Next post
Up