Про семейное образование

Nov 09, 2011 16:31

Что такое семейное образование? Нет критерия, который бы отличал семейное образование от институционального - оно все равно воспринимается и исследуется как предметное (учат уроки, осваивают дисциплины). Ну разве что, дети учатся дома и вместо учителя - родитель. 
А ответа на вопрос, чем в сущности своей семейное образование должно быть, и в чем его базовое отличие от предметного образования - нет. 
Моя феноменология и рефлексия собственной жизни дает лишь указания:
- в семье должна осваиваться "импринтинговая сфера", то есть сфера первичных впечатлений, которые "впечатываются" в сознание/память и задают структуру феноменологического опыта; 
- в семье должны осваиваться первые схемы совместности: включение/выключение, совместные занятия, усиление себя за счет включения в совместность, построение комбинаций в совместности, ... 
- в семье продвижение должно происходить за счет работы с сильными впечатлениями (от победы/поражения, от опасности, от приключений и проч.): за счет их проживания, выработки к ним отношения со стороны значимых близких, их переживания (в смысле укладывания в опыт) и последующего освоения зоны, в которой впечатление случилось.

А вы что думаете по поводу семейного образования?

Извлечение из книги:
Парфентьев П. А., «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату», М.: 2011
Семейное образование - факты и мифы [1]
Все практики семейного образования знают - одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться семье, избравшей этот путь, - непонимание со стороны своего окружения. Иногда решение обучать ребенка в семье вызывает возражения со стороны близких родственников и критику со стороны близких друзей. В некоторых случаях семье везет больше - и она сталкивается с непониманием лишь на более «внешнем» уровне - например, со стороны работников школы.
На критику и возражения каждому, по мере его сил, приходится отвечать. Опыт показывает, что в основе непонимания всегда лежит некий набор распространенных стереотипов, своего рода «мифов о внешкольном образовании». Эти мифы, как водится, не выдерживают столкновения с конкретными фактами. Чтобы помочь семье, выбравшей семейное образование, убедительно ответить критикам и непонимающим, ясно обосновать свое решение, мы решили собрать в этом разделе некоторые документированные факты, опровергающие наиболее «популярные» мифы.
Миф № 1: Все обязаны ходить в школу. Не ходить в школу - незаконно.
Факт № 1: право на семейное образование предусмотрено законом.
Многие считают, что все родители обязаны отдавать своих детей в школу, а учить их каким-то иным образом - противоречит закону. Это неверно. Хотя многие до сих пор не знают об этом, семейное образование вне школы - прямо предусмотрено российскими законами с 1992 года.
Многие полагают, что родители обязаны отдать ребенка в школу, потому что ст. 19 п. 2 Закона РФ «Об образовании» устанавливает:
«Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».
Между тем, речь здесь идет не об обязанности отдать ребенка в школу, а о возрасте, с которого и до которого допускается прием ребенка в первый класс школы.
На самом деле, статья 50 п. 2 Закона РФ «Об образовании» прямо говорит о праве учить ребенка дома:
«Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».
Таким образом, возможность учить ребенка дома, в семье, прямо предусмотрена законом. В соответствующих разделах нашей книги мы более подробно рассмотрим нормы закона, касающиеся семейного образования. А пока ограничимся цитатой из своего рода «хвалебной оды» такой форме получения образования как экстернат, вошедшей в методические указания Министерства образования РФ:
«Экстернат как форма получения  общего  образования  предоставляет обучающимся  возможность  высвободить  время  для  углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, сосредоточить усилия на подготовке в вуз …. Получение    общего образования   в  форме  экстерната  распространяется  и  на  начальное образование, но рекомендуется при необходимости для учащихся начальной школы   использовать   более   приемлемую  форму  -  получение  общего образования  в  семье» [2].
Миф 2: Дома учатся единичные дети. Не хочется быть «белой вороной».
Факт № 2: Многие дети учатся дома и в России, и во всем мире. Их число растет.
Общее число учащихсяСемейное образованиеЭкстернатОбучающиеся индивидуально на дому1607978539401950779209Статистика российского образования за 2007 год [3]
Как можно видеть из статистических данных, приведенных выше, уже в 2007 году почти четыре тысячи российских детей официально получали именно семейное образование. Между тем, реальное число детей, учащихся в семье, значительно выше. Многие предпочитают юридически оформлять ребенка не на семейное образование, а на экстернат (в юридической части книги мы подробно объясним, почему). Когда у ребенка есть какие-то заболевания, многие родители предпочитают оформлять его на «домашнее обучение» по медицинским показаниям (четвертая колонка таблицы) - так многим проще урегулировать юридические формальности. Но даже если мы будем рассматривать только тех детей, которые официально учатся в формах семейного образования и экстерната (т.е. вне стен школы), мы увидим, что в 2007 году почти 23,5 тысячи детей в России учились дома. Это - внушительное число, которое всего в три раза меньше численности тех, кто в 2007 году учился в российских частных школах. Нельзя назвать его огромным, но и чувствовать себя одиноким, имея столько единомышленников - едва ли следует.
Надо заметить, что с 2007 года наблюдался заметный рост интереса к семейному образованию - о нем шире узнавали родители, материалы об этой форме образования становились все более доступными. Поэтому вполне обоснованным будет предположение, что к настоящему времени численность детей, обучающихся в семье, стала еще больше.
Рост численности детей, обучающихся вне школ, в семье, растет и в других странах, где существует семейное образование. Наиболее ярким примером являются США, где постоянно растет численность учеников, обучающихся дома. Так, в 2003 году, по данным штатов). Число семей, выбирающих семейную форму образования в США постоянно увеличивается: так, в 2003 году, по данным Национального Центра Образовательной Статистики (National Center for Education Statistics - NCES) - 2,2% всех учащихся школьного возраста в США (1,096,000) обучалось в  семейной форме, в то время как на четыре года раньше, в 1999 году, это число составляло 1,7% всех учащихся (850,000). В последующем это число еще возрастало - 2,9% в 2007 году (1,5 миллиона учащихся) [4]. В 2010 году, по данным независимого исследования, в США было уже 2,04 миллиона детей, получающих семейное образование - это примерно 3,8% от всех детей школьного возраста в США [5].
Миф № 3: Только профессиональные учителя в школе дают хорошие знания.
Факт № 3: Дети, обучающиеся дома, обычно превосходят школьников по уровню знаний.
Многие считают, что в домашних условиях, не приглашая педагогов, родители не смогут дать своим детям хорошее образование и серьезные знания. Между тем, факты опровергают это убеждение.
В России пока не проводилось специальных исследований, сравнивающих академические достижения школьников и детей, обучающихся в семьях. Сравнительно небольшая численность последних затрудняет проведение действительно основательного исследования такого рода. Однако в других странах такие исследования проводились, в частности в США, где, как мы писали выше, число детей, учащихся в семьей, очень значительно (причем речь идет именно о семьях, не использующих услуги частных учителей). При этом, как данные независимых исследователей, так и государственная статистика говорят в пользу семейного образования:
  • В 1991 году было проведено исследование, охватившее результаты стандартных образовательных тестов 5124 детей, получающих семейное образование из всех штатов США. Результаты тестов анализировались машинным способом. Средний результат участников по основным предметам оказался на 18-28% выше, чем в среднем у школьников [6].
  • Исследование, проведенное «Национальным центром домашнего образования» (National Center for Home Education) в 1994 году и охватившее 16311 детей из всех штатов Америки, обучающихся дома, показало, что по результатам стандартных образовательных тестов, их успехи выше, чем у 77% средних американских детей школьного возраста [7].
  • В независимом исследовании, проведенном в 1997 году, были оценены академические успехи 5402 детей, обучающихся дома, из 1657 семей. Согласно результатам исследования, дети, обучающиеся дома, в среднем превосходили своих сверстников-школьников в академических достижениях на 30-37% по всем предметам. Стоит особо отметить, что специальный анализ данных по восьмиклассникам дал весьма интересные результаты: дети, учившиеся дома два года или более существенно превосходили по своим достижениям детей, лишь недавно перешедших на семейное обучение (на 27-33%). Иными словами, чем больше ребенок учился дома, тем лучшими делались его успехи [8].
  • Эти данные получили подтверждение в другом независимом исследовании, проведенном в 1998 году, охватившем 20760 детей, получающих семейное образование. Оно показало, что наиболее высокие академические достижения имели те дети, которые с самого начала учились дома [9].
  • Отдел тестирования Южной Каролины (The Bob Jones University) изучил результаты тестирования детей из штата Монтана, получающих семейное образование. Все они показали по всем основным предметам результаты, значительно превышающие средний национальный уровень [10].
  • О схожих результатах говорят и государственные исследования, проведенные в отдельных штатах. Так в Теннеси, в 1987 году, департамент образования штата опубликовал данные, согласно которым, по результатам тестирования общих достижений, второклассники, учившиеся дома, превосходили своих сверстников-школьников на 30 процентов. Третьеклассники, учившиеся дома, превосходили школьников в среднем на 12% по чтению, на 7% по математике. Восьмиклассники - на 12% по литературе и на 3% по математике [11]. Похоже дела обстояли и на Аляске, где в 1986 году государственный департамент образования опубликовал данные о том, что дети, обучающиеся дома, в среднем на 16% превосходят школьников по результатам образовательных тестов [12].
  • Наконец, недавнее независимое исследование, завершенное доктором Брайаном Рэем в 2009 году и охватившее 11739 «домашних учеников» из всех штатов США, показало: дети, обучающиеся дома по всей Америке, в среднем на 34-39 процентов превосходят своих сверстников-школьников по результатам тестов по всем основным предметам [13].
Хотя в России и не проводилось специальных исследований такого рода, опыт дает основание для уверенности - их результаты, скорее всего, были бы схожими. Академические результаты семейного образования, в силу его гибкости, индивидуального подхода к ребенку, и естественной заинтересованности родителей в его результатах - как минимум ничуть не хуже результатов школьного, а чаще - превосходят их.
Миф № 4: Чтобы учить детей дома, нужно быть профессиональным педагогом и тратить много денег.
Факт № 4: Уровень профессиональной подготовки родителей и суммы, затрачиваемые ими на образование детей, не влияют на результаты семейного обучения.
Многие критики семейного образования считают, что необходимо быть профессиональным педагогом, чтобы обучать своих детей дома. Это убеждение исходит из ошибочных предпосылок, основанных на опыте школьного обучения, при котором каждый предмет преподает отдельный педагог, а ученики воспринимают информацию, более или менее пассивно. Между тем, роль родителей в семейном образовании - не в том, чтобы заменить педагогов-предметников, а в том, чтобы научить детей учиться самостоятельно, в дальнейшем лишь помогая им организовать процесс учебы, справиться с конкретными трудностями, а также контролируя результаты их самостоятельной работы. Эта задача сильно отличается от задач школьного педагога-предметника и, скорее, является задачей хорошего «педагога-организатора», которым в своей семье призван быть каждый родитель, независимо от того, где учатся его дети. Говоря проще, для того, чтобы успешно организовать семейное обучение, не нужно быть профессиональным педагогом - достаточно быть хорошим родителем, заинтересованным в развитии и обучении детей и готовым вместе с ними учиться и преодолевать трудности.
Эти рассуждения подтверждаются и конкретными фактами, а именно - материалами зарубежных исследований. В некоторых штатах США закон требует, чтобы родители, обучающие детей дома, имели специальную педагогическую подготовку. В других такого требования нет. Результаты недавнего масштабного исследования доктора Брайана Рэя, о котором мы уже говорили, убедительно показали [14]:
  • Высокие академические результаты семейного образования не зависят от наличия у родителей специальной педагогической подготовки. Более того, академические достижения детей «неподготовленных» родителей оказались на 1% выше (что может быть, конечно, и случайным совпадением).
  • Академические результаты семейного образования не зависят и от уровня государственного контроля над его ходом. В США есть штаты, где такой контроль: (а) практически отсутствует; (б) осуществляется незначительно - родители должны уведомлять о своем решении и информировать об избранных ими программах и предметах; (в) осуществляется строго - в виде обязательных промежуточных аттестаций каждый год или полгода. Между тем, достижения детей, учащихся дома, оказались в среднем совершенно одинаковы во всех трех группах штатов. Доктор Рэй иронично замечает, что это показывает: государственным властям надо не тратить деньги на контроль над семейным образованием, а пустить их на действительно необходимые цели.
  • Не влияет на достижения и сумма затрат на образование. Как в тех семьях, которые тратили на домашнее образование своих детей в среднем 400-600 долларов в год, так и в семьях, которые тратили на него более значительные суммы, результаты оказывались примерно одинаковыми и высокими (при незначительной разнице в 3% в пользу тратящих больше). При этом на школьника в государственных школах среднем затрачивается почти 10.000 долларов, при значительно худших результатах, замечает доктор Рэй.
  • Наконец, уровень достижений домашних учеников практически не зависит от уровня дохода семьи. Дети из более обеспеченных семей показывали лишь незначительно лучшие результаты в учебе (разница в 3-4%). При этом уровень оценок американских детей, посещающих школы, по данным статистики, серьезно связан с уровнем дохода родителей.
Разумеется, речь не идет о том, что можно получать хорошие результаты, обходясь вообще без затрат на образование детей. Но, как показывает российский опыт, затраты родителей на семейное образование не превышают их же затрат на все «школьные» нужды ребенка. Эти затраты могут быть существенно сокращены за счет использования доступных и дешевых учебных ресурсов, таких как Интернет и бесплатные государственные библиотеки.
Миф № 5: Только в школе можно получить необходимые социальные навыки.
Факт № 5: дети, обучающиеся дома, не уступают школьникам по степени развития социальных навыков.
Наконец, последний среди критических мифов о семейном образовании - и, пожалуй, самый распространенный - это «миф о социализации». Исповедующие его считают, что в школе ученики, общаясь с коллективом сверстников, получают хорошие социальные навыки, учатся общаться и взаимодействовать с другими людьми и коллективом.
Трудно сказать, что лежит в основании этого мифа. Нетрудно догадаться, что современная массовая школа может хорошо развить лишь один социальный навык - навык общения в искусственно созданном коллективе детей того же возраста. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов, действительно необходимых в естественной жизненной среде, школа дать не может - им просто неоткуда взяться. Между тем, после окончания школы и ВУЗа, человек, как правило, вовсе не живет среди одних людей своего возраста.
Миф о том, что дети, обучающиеся дома, не развивают социальных навыков, основан на совершенно неверных представлениях о семейном образовании и семьях, которые его выбирают. Дети, учащиеся в семье, как правило, отнюдь не ведут жизнь отшельников в четырех стенах своего дома. Их родители, как правило, относятся к числу тех, кто много общается с другими людьми и семьями. Многие дети, учащиеся дома, посещают кружки и студии по интересам. Поэтому у них достаточно возможностей общения как со взрослыми, так и с другими детьми, в самых разных ситуациях. Несколько меньшее количество постоянных контактов вполне компенсируется их качеством. Единственный навык, который они до времени не получают - это навык жизни в «большой человеческой стае»: однако нет никаких причин считать, что его необходимо приобрести как можно раньше, в период активного становления и формирования личности ребенка.
Как и следовало ожидать, эти очевидные рассуждения вполне подтверждаются конкретными фактами:
  • По мнению психологов, одним из ключевых показателей способности ребенка к социальному взаимодействию является уровень его самоуважения. В американском исследовании, охватившем более двух сотен детей, получающих семейное образование, было установлено, что более половины этих детей имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники, и лишь у 10% детей это качество ниже среднего по общей выборке [15].
  • В другом исследовании (результаты опубликованы в 1986 году) были изучены в групповой среде различные аспекты социального поведения детей, получающих семейное образование, в сравнении со школьниками. Практически во всех аспектах социального взаимодействия исследователи не обнаружили значимых различий, за исключением одного: дети, учившиеся дома, были гораздо менее зависимы от группового влияния сверстников [16]. В современных условиях, в которых именно сверстники чаще всего вовлекают детей в употребление алкоголя, наркотиков, преступное поведение, это свойство семейного образования едва ли может считаться дурным.
  • В обзоре исследований по проблеме социализации детей, получающих семейное образование, подготовленном доктором Сьюзен МакДауэлл в 2004 году она, изучив литературу вопроса, делает вывод: «Сегодня это больше не проблема. Все исследователи говорят о хорошем развитии детей» [17].
  • В диссертационном исследовании на тему «Социализация детей, получающих семейное образование», проведенном Томасом Смедли в Рэдфордском Университете (Вирджиния), была проведена сравнительная оценка социальной зрелости 20 детей, обучающихся дома, и 13 школьников, соответствующих друг другу по возрасту и среде происхождения, по шкале адаптивного поведения Вайнлэнда. Оценивались навыки общения, уровень социализации и повседневные навыки. В ходе исследования выяснилось, что дети, учившиеся дома были лучше социализированы и демонстрировали большую зрелость, чем школьники. По общему показателю социальной зрелости дети, получающие семейное образование, превосходили школьников на 57 (!) процентов. Смедли пришел к выводу о том, что «в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости…» [18].
  • В другом подобном исследовании доктор Ларри Шайерс сравнил результаты тестов по поведению и социальному развитию у двух групп детей в возрасте 8-10 лет (70 детей в каждой). Дети в одной группе получали семейное образование, в другой - посещали государственные или частные школы. Исследователь пришел к выводу, что по уровню социального развития дети из разных групп не отличаются друг от друга. Что же касается поведенческих проблем, то их оказалось существенно меньше у детей, получающих семейное образование. Исследование показало, что это связано с тем, что эти дети склонны подражать своим родителям, в отличие от школьников, подражающих преимущественно сверстникам-одноклассникам. Шайерс приходит к выводу: «Как представляется, результаты демонстрируют, что социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками» [19].
  •  Доктор Брайан Рэй, обобщая результаты еще четырех исследований, касающихся социализации детей, получающих семейное образование, пишет, что каждый их рассмотренных им авторов «изучал различные аспекты социальной деятельности и эмоционального развития детей, обучающихся дома. Они обнаружили, что эти дети активно участвуют в различных видах социальной деятельности вне дома вместе со своими сверстниками, детьми других возрастов и взрослыми. Данные исследований указывают на то, что дети, получающие семейное образование, не изолированы социально, и не имеют проблем в эмоциональном развитии» [20].
Отдельные исследования были посвящены успехам и достижениям детей, получивших семейное образование, во взрослой жизни:
  • Так, в исследовании, проведенном в Мичиганском Университете, была изучена дальнейшая жизнь 53 взрослых, получивших домашнее образование. Две трети из них состояли в браке (что соответствовало средней норме для людей их возраста). Никто из них не был безработным и не жил на социальное пособие. Три четверти из них считали, что домашнее обучение помогает им взаимодействовать с людьми, принадлежащими к разным слоям общества [21].
  • В масштабном исследовании доктора Брайана Рэя, осуществленном в 2003 году, был проведен опрос 7300 взрослых, получивших в детстве семейное образование. Исследование показало, что социализация не является проблемой при домашнем обучении. Из опрошенных 74% успешно поступили в колледж (в среднем по населению США этот показатель составляет 46%). Практически все респонденты успешно нашли работу. 58,9% респондентов указали, что удовлетворены жизнью (в среднем по населению США - 27,6%). 61,4% респондентов были удовлетворены своей работой  (в среднем по стране - 39,7%). 48,9% были удовлетворены своей финансовой ситуацией (22,9% в среднем по США). Стоит отметить, что 95% респондентов сообщили, что они счастливы, что получили именно семейное образование, 82% собирались выбрать семейное образование для своих детей (а 74% - те, у кого уже были дети соответствующего возраста - уже учили их дома) [22].
Опыт российских семей, выбравших семейное образование, вполне подтверждает данные зарубежных исследований. Дети, обучающиеся дома обычно вполне успешно взаимодействуют со сверстниками и детьми других возрастов. Те из них, кто решает продолжить свое образование после завершения освоения «школьной» программы - как правило, вполне успешно реализуют свое желание. Нет никаких оснований для утверждения, что семейное образование затрудняет социализацию детей.
Несколько слов о дошкольном образовании
Говоря о семейном образовании, мы не можем не сказать несколько слов и о дошкольном образовании в детских садах, в сравнении с семейным воспитанием детей дошкольного возраста. Согласно распространенному мнению, дети в детских садах лучше развиваются и готовятся к школе, поскольку ими занимаются специалисты. Родителям, которые делают выбор между детским садиком и домашним воспитанием ребенка, мы советуем обратить внимание на целый ряд фактов.
Многие родители в России предпочитают не отдавать ребенка в детские сады:
  • Часто говорят о том, что в России не хватает детских садов. Это, конечно верно: по статистическим данным (статистический сборник “Дети в России. 2009”, изданный Юнисеф и Федеральной службой государственной статистики) на 2008 год в России было охвачено детскими садами 59% детей дошкольного возраста. Однако следует заметить, что в очереди на место в детском саду было лишь 19,8% детей. Вместе с тем, не обучались в детских садах и не числились в очереди 21,2% детей [23]. Таким образом, существенная часть российских семей пользуется правом давать дошкольникам воспитание и образование в семье - это родители 1/5 части всех российских детей дошкольного возраста.
  • По данным опросов общественного мнения 14% взрослых россиян считают, что детей лучше не отдавать в детские сады. Среди жителей Москвы этот процент еще выше - 27% [24].
Проведенные в зарубежных странах исследования показывают, что раннее образование детей не дает позитивного результата в образовательном процессе в долговременной перспективе:
  • Так, проведенное в 2007 г. в Европе объемное исследование, охватившее около 35.000 детей, показывает, что образование на ранней стадии не оказывает влияния на уровень развития детей, поступающих в начальную школу [25].
  • Другое исследование показывает, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, социальные навыки развиваются хуже, чем у детей, воспитывающихся в домашних условиях [26].
  • Американские исследователи установили, что положительные эффекты раннего обучения кратковременны и исчезают ко второму-третьему классу школы [27].
  • Согласно выводам других исследователей, дети, обучающиеся в детских садах, показывают статистически значимое превосходство в учебных успехах по сравнению со сверстниками, не посещавшими детского сада, в третьем классе школы.  Однако, к пятому классу какая-либо разница между их учебными успехами исчезает полностью (таким образом, образовательный эффект детского сада является кратковременным и не влияет на результаты образовательного процесса в целом) [28].
  • Наконец, весьма серьезные исследования в области детского развития показывают, что существует связь между поведенческими проблемами и посещением дошкольных учреждений: чем больше времени проводил ребенок в детском саду, тем больше была вероятность демонстрации им поведенческих проблем в старшем возрасте (при обучении в шестом классе средней школы) [29].
Все эти факты - серьезный аргумент в пользу того, чтобы, по возможности, не отдавать детей в детский сад, воспитывая и обучая дошкольников в семье. Каждая семья должна, разумеется, самостоятельно принимать взвешенное решение в этом отношении. Однако, думается, делая столь важный выбор, не следует обходить вниманием приведенные нами красноречивые данные.

[1] В приложения к книге мы включили статью Натальи Геда «Шесть мифов о школьном обучении». Нам представляется, что изложенные ней весьма интересные авторские размышления о проблемах современной массовой школы могут в чем-то дополнить приводимые нами факты, касающиеся семейного образования.
[2] Письмо Минобразования РФ от 23.01.2002 N 03-51-16ин/13-03 "О получении общего образования в форме экстерната" (методические указания Министерства образования)
[3] Сайт «Статистика российского образования», URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=fd_5_8&group=okr&ttype=1&Field=J1&Field=J2&Field=J3
[4]  Данные с интернет-сайта NCES. URL: http://nces.ed.gov/programs/coe/2009/section1/indicator06.asp
[5] Brian D. Ray, Ph. D, 2.04 Million Homeschool Student in the United States in 2010, (NHERI, 2011). URL: http://www.nheri.org/HomeschoolPopulationReport2010.pdf
[6] Информация на сайте HSLDA (Home School Legal Defense Association), проводившей исследование. URL: http://www.hslda.org/docs/nche/000010/200410250.asp
[7] Klicka, Christopher, The Right Choice: Home Schooling, Noble Publishing, p.135-136.
[8] Dr. Brian Ray, Strengths of Their Own: Home Schoolers Across America, National Home Education Research Institute, Salem, OR, 1997
[9] Lawrence M. Rudner, Ph.D., Director of the ERIC Clearing House on Assessment and Evaluation, Home Schooling Works: The Scholastic Achievement and Demographic Characteristics of Home School Students in 1998
[10] "Study Shows Homeschoolers Ahead in Achievement," The Grapevine: Montana Home School News, January, 1991 newsletter, Seeley Lake, MT, p. 6.
[11] Office of the Commissioner, Tennessee Department of Education, Home School Student Test Results: 1986 and 1987, (Nashville, 1987).
[12] См. данные на сайте HSLDA: http://www.hslda.org/docs/nche/000010/200410250.asp
[13]  Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics. URL: http://www.hslda.org/docs/study/ray2009/2009_Ray_StudyFINAL.pdf
[14] Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics. URL: http://www.hslda.org/docs/study/ray2009/2009_Ray_StudyFINAL.pdf
[15] Dr. John Wesley Taylor, Self-Concept in Home Schooling Children (Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International), Order No. DA8624219.
[16] Dr. Mona Delahooke, "Home Educated Children's Social/Emotional Adjustment and Academic Achievements: A Comprehensive Study," unpublished doctoral dissertation, California School of Professional Psychology, Los Angeles, 1986, 85
[17] Dr. Susan McDowell, «But What About Socialization? Answering the Perpetual Home Schooling Question: a Review of the Literature», 2004
[18] Thomas C. Smedley, M.S., "Socialization of Home Schooled Children: A Communication Approach," thesis submitted and approved for Master of Science in Corporate and Professional Communication, Radford University, Radford, Virginia, May 1992.
[19] Dr. Larry Shyers, "Comparison of Social Adjustment Between Home and Traditionally Schooled Students," unpublished doctoral dissertation at University of Florida's College of Education, 1992.
[20] Dr. Brian Ray, "Review of Home Education Research," The Teaching Home, August/September 1989, 49. See Rakestraw, "An Analysis of Home Schooling for Elementary School-Age Children in Alabama," doctoral dissertation, University of Alabama, Tuscaloosa, AL, 1987; Reynolds, "How Home School Families Operate on a Day-to-Day Basis: Three Case Studies," unpublished doctoral dissertation, Brigham Young University, Provo, UT, 1985; and Schemmer, "Case Studies of Four Families Engaged in Home Education,"?unpublished doctoral dissertation, Ball State University, Muncie, IN, 1985.
[21] University of Michigan-Ann Arbor, study of home school adults by Assistant Professor of Education, J.Gary Knowles, Associated Press article entitled, "University Study Says Home-Taught Children Won't Become Social Misfits," appearing in the "Grand Haven Tribune" 9 March 1993.
[22] Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003. URL: http://www.hslda.org/research/ray2003/Socialization.asp
[23]  По данным статистического сборника “Дети в России. 2009”, изданный Юнисеф и Федеральной службой государственной статистики: < http://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf >
[24] < http://bd.fom.ru/report/map/dd064225 >
[25] Merrell, C. and Tymms, P. (2007) 'What children know and can do when they start school and how this varies between countries.', Journal of early childhood research., 5 (2). pp. 115-134.
< http://dro.dur.ac.uk/4917/1/4917.pdf >
[26] Susanna Loeb, Margaret Bridges, Daphna Bassok, Bruce Fuller, Russ Rumberger, "How Much is Too Much? The Influence of Preschool Centers on Children’s Development Nationwide", Stanford University/University of California (2005) - < http://gse.berkeley.edu/research/pace/reports/Stanford_Berkeley_pr23DA13.pdf >
[27]  U.S. Department of Health and Human Services Assistant Secretary for Planning and Evaluation, “Head Start: What Do We Know About What Works” (1990) - < http://aspe.hhs.gov/daltcp/reports/headstar.pdf >
[28] Putting Arizona Education Reform to the Test: School Choice and Early Education Expansion
by Matthew Ladner, Ph.D., Vice President of Policy, Goldwater Institute (2007) -
< http://www.goldwaterinstitute.org/Common/Files/Multimedia/EarlyEdvSchoolChoice.pdf >
[29] Belskey, Jay Ph.D. “Early Child Care Linked to Increases in Vocabulary, Some Problem Behaviors in Fifth and Sixth Grade,” NIH News, March 26, 2007.

Previous post Next post
Up