Летом я взяла с собой на ночное дежурство младшего брата. Взяла с одним условием: чтобы он написал о ночном дежурстве стихи или прозу. Гриша пишет стихи (в этом году у него даже вышла книжка), готовится поступать куда-нибудь вроде литинститута, - вот я и подумала, что можно поэксплуатировать его музу. Он написал основной текст довольно быстро, но потом долго правил, откладывал, снова доделывал... И вот, наконец, предоставил мне очерк "Когда все спят". Его я и предлагаю вам сегодня прочитать.
Время действия - ночь с 23 на 24 июля 2015 г.
Автор - Григорий Волков (с его творчеством также можно познакомиться
здесь)
КОГДА ВСЕ СПЯТ
Солнце медленно клонится к горизонту. Прогретый воздух медленно остывает, небо постепенно меняет цвет от ярко-голубого к тёмно-синему. Не спеша уходят на восток облака. Природа затихает. Затихает и мир людей. Машины всё реже пересекают посёлок, уставший за долгий жаркий день. Одно за другим загораются окна домов. Тихий вечер окутывает всё вокруг. Холодает. 17.00 по всемирному времени. 20.00 по московскому. По узкой тропинке между заборами движется человек. Несколько десятков шагов, и он выходит на тихую поляну, на краю которой стоит маленький бревенчатый дом. Человек быстро шагает к дому, входит по кривому крыльцу в сени и открывает дверь в комнату. Та встречает его тишиной, нарушаемой лишь гудением компьютера и тиканьем двух будильников, настроенных на всемирное и на московское время. 17.05 по всемирному времени. 20.05 по московскому. Метеоролог-наблюдатель принял дежурство.
Что вы знаете о метеорологах? Не думаю, что очень много. Неприметная это профессия. Неприметная и уединённая. Метеостанции ставят в чистом поле, в стороне от других зданий. Ничто не мешает ветру, и он дует в полную силу. Людей здесь очень мало, а те, кто проходит, не задерживается. Всем хочется скорее миновать неуютное пустое пространство. У всех свои дела, никого не интересует маленький домик или огороженная территория с непонятными приборами. Так и трудится метеоролог, мало кем замечаемый.
Со скрипом, еле слышным, снизу вращаются лопасти флюгеров, установленных на высоких мачтах. Их хорошо видно с рабочего места метеоролога-наблюдателя, который проверяет результаты наблюдений предыдущего дежурного на ошибки. Вообще-то наблюдатели всегда очень внимательны, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А метеорологи - люди деятельные.
На столе царит идеальный порядок - иначе нельзя, ведь за этим столом поочерёдно работают ещё трое людей. Аккуратно лежат карандаши и ручки, тетрадь для записи наблюдений. Хотя нет, не лежит, сейчас она в руках дежурного. В сторонке стоит чёрный анеморумбометр. Анеморумбометр - это прибор для измерения скорости и направления ветра. Сейчас он показывает почти полный штиль, но цифры на нём не замирают ни на секунду, ведь какой-никакой, а ветер всё же есть. Рядом со столом - два внушительных аппарата. Это пульты управления ИВО, Измерителя Высоты Облаков: две пары белых ящиков стоят на улице на тонких опорах. Кажется, что они вот-вот шевельнут своими металлическими ногами и уйдут. Пульты управления ИВО сломались. Высоту облаков приходится определять на глаз.
17.45 по всемирному времени. 20.45 по московскому. Метеоролог-наблюдатель идёт на срок - снимать показания с приборов. Высота и вид облаков определяются на глаз, далее следует обход приборов на метеоплощадке, которая запирается на ключ, чтобы никто случайно не зашел - приборы берегут как зеницу ока, ведь все данные должны быть точнейшими. Показания сняты, метеоролог идёт обратно - информацию надо закодировать и отправить в таинственное место, имя которому - Центр (кодируются они не для секретности - просто так легче передавать информацию). Работа сделана. И ночь, похоже, будет ясной. Метеоролог может прилечь отдохнуть на 15-20 минут.
20.45 по всемирному. 23.45 по московскому времени. Мрак окутал землю. Ночь наполнена шорохами и пением птиц. Ярко светят звёзды, и в тёмном небе просматривается, вернее, даже, чувствуется лёгкая дымка Млечного Пути. А чуть в стороне угадываются чёрные силуэты флюгеров. Но вот зажёгся прожектор на метеоплощадке, загорелась жёлтым светом метеобудка. От дверей метеостанции отрывается яркая звезда и плывёт по направлению к метеоплощадке. Яркий электрический фонарь освещает путь наблюдателю-метеорологу. Новый срок, новая телеграмма. (Телеграмма - это устаревшее название, оставшееся со времён, когда показания передавались настоящими телеграммами через телеграф или радистом с помощью азбуки Морзе. Сейчас всю информацию отправляют через интернет, а в особо удалённых районах - по спутниковой связи. Но профессиональный термин «телеграмма» понятен всем и жив до сих пор). Вновь сделана вся работа, сделана с неукоснительной точностью. И вновь гаснет свет, и метеостанция затихает до следующего срока. Хотя полностью она не засыпает никогда - время от времени дежурный должен выходить и проверять погоду.
На горизонте загорается тонкая полоса рассвета. Чётче становятся мачты флюгеров. Ночь уже отступила, но утро ещё не настало. 02.45 по московскому времени. 23.45 по всемирному. По всему миру тысячи дверей распахиваются и вновь закрываются. Тысячи наблюдателей-метеорологов на разных концах земли выходят на срок. Каждые три часа они вместе, хотя и не видя друг друга, делают одну работу. Ровно в полночь тысячи телеграмм отправляются со всех метеостанций мира. И на время это объединяет все шесть континентов.
03.00 по всемирному. 06.00 по московскому времени. Солнце заливает метеоплощадку, маленький домик и неизменные ИВО. Дежурство уже скоро закончится. Открывается калитка, покрытая росой, которая уже сохнет на утреннем солнце. И снова всё повторяется, вновь снятие показаний приборов, отправка телеграммы…
05.00 по всемирному. 08.00 по московскому времени. Дежурство сдано. Впереди у метеоролога путь домой на автобусе, отдых и двое суток свободного времени. Мир людей уже проснулся и шумит вовсю. И почти никому нет дела до человека, который возвращается с ночного дежурства. А на метеостанции стоит анеморумбометр, на котором мечутся цифры. Ни на минуту не останавливаются они, так же, как не стоит на месте погода. Она - полезный друг и опасный противник, за которым надо всё время следить.
Вряд ли люди когда-нибудь научатся управлять погодой. Поэтому им остаётся лишь наблюдать и предугадывать моменты, когда она становится врагом, чтобы ущерб от таких вспышек был минимальным. Этим и занимаются люди с романтичной профессией метеоролог.
[ Всемирное скоординированное время (ВСВ) - международный стандарт, по которому общество регулирует часы и время. Это среднее солнечное время на Гринвичском меридиане. ВСВ используется в работе метеослужб всех стран мира.] Это для справки
2:50 Рассвет на метеоплощадке.