ЛОРА ЕРЁМИНА
Услышала на любимом Эхе утром 09.11.2008
Складировала текстовую распечатку передачи в версии для печати в данном блоге 10.11.2008
Дополнение, шлифовка 10.11.2008
Цитирую полностью с сайта р/с ЭХО МОСКВЫ:
"Эхо Москвы / Передачи / Непрошедшее время / Воскресенье, 09.11.2008: Ирина Авдуевская
http://echo.msk.ru/programs/time/552056-echo.phtml Дата :09.11.2008 08:35Тема :ВладивостокПередача :
Непрошедшее времяВедущие :
Майя ПешковаГости :
Ирина Авдуевская М. ПЕШКОВА: Как писал [Владимир] Ильич [Ульянов-Ленин], «город далёкий, но нашенский». Почему он стал «вашенским»? Беседую с краеведом Ириной Авдуевской.
И. АВДУЕВСКАЯ: «Нашенским» он стал ещё в 1903 году, когда сюда приехал мой дед, он был призван на Тихоокеанский флот служить с Украины. А потом и бабушка. Переселенцы они были. Они встретились, поженились, здесь моя мама родилась, я родилась. Папа мой с Волги, с Сормова. И служил здесь долго. Вот так и остались, и живём. Это родной город, любимый город.
М. ПЕШКОВА: Мне хотелось узнать, Приморский край, отмечающий сегодня своё 70-летие - у него очень богатая история, хотя не так много времени прошло с того периода, когда этот край был покорен Россией, - он до этого не был российским - всего 70 лет.
И. АВДУЕВСКАЯ: Семьдесят лет Приморскому краю. А со времени заключения договора… - в 1860 году он был подписан - Пекинский договор, по которому территория Приморья стала принадлежать России. Вообще, Приморский край уникален и по своим ресурсам, и по тем людям, которые жили здесь. Потому, что эта далекая окраина, которая совершенно чуждая России, здесь все другое, другая природа, другой климат, другое всё. И очень далеко от России всё это, очень оторвано. Могли выжить только люди неординарные, мужественные. Даже определение им трудно подобрать. Действительно замечательные люди. Многие оставили след в истории города и края.
М. ПЕШКОВА: Кто из них самые интересные персонажи на Ваш взгляд? Кто достоин внимания, чьи имена остались в истории? Может быть, в названиях улиц?
И. АВДУЕВСКАЯ: В названиях улиц много имён. Выделить кого-то сложно. Просто наиболее известные, наиболее на слуху имена - это Михаил Иванович Янковский, дворянин, поляк, он был сослан в Сибирь после польского восстания, потом жил на Дальнем Востоке, создал уникальное хозяйство, лично интересная, ученый, исследователь. Это Михаил Григорьевич Шевелёв - тоже очень известный предприниматель, китаевед. Бриннер, знаменитый, тоже один из богатейших предпринимателей.
Здесь целая плеяда, большая диаспора немецких предпринимателей. «Кунс и Альберс» - это самый крупный торговый дом, немецкий торговый дом был на Дальнем Востоке, первый торговый дом, даже в Германии еще не было. Иоганн Лангелитье - тоже интересная очень личность. Об исследователях очень много. Михаил Кузьмич Фёдоров - это первый наш городской глава, яркая личность была. Начальник переселенческого управления Буссе, который был первым председателем общества по изучению Амурского края.
Кстати, о членах общества изучения Амурского края. Их можно всех перечислять, потому, что люди необыкновенные. Они приехали сюда, увидели все эти природные богатства, которыми одарен наш край, и множество у нас археологических памятников, очень интересная история коренных народностей. И это всё в результате хозяйственного освоения могло быть утрачено. Они понимали, что все это нужно сохранить хотя бы в памяти, в описаниях, в экспонатах музейных для потомков.
Они создали это общество, организовывали экспедиции по всему краю. И собрали уникальнейшую коллекцию, которая составляет фонд нашего музея им. Арсеньева. И первый музей у нас открылся, Музей изучения Амурского края, это 1890 год. Как раз в тот год тогда Владивосток посетил А.П. Чехов, работал в музее, в библиотеке. О каждом из членов Общества изучения Амурского края можно говорить очень и очень много. Это и Маргаритов, и Пальчевский, и Соловьёв, трудно даже перечислить их всех.
Губернаторы тоже были просвещёнными людьми. Они вообще заботились о развитии и просвещении. Они очень много делали для этого. Для строительства школ, и ВУЗы открывали. У нас в 1899 году открылся Восточный институт, это было первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, от Омска до Тихого океана. Близость Востока обусловила эту специфику.
Губернатор Унтербергер - тоже очень большое значение придавал этим исследованиям. И он поддерживал экспедиции Арсеньева и вообще, исследование Дальнего Востока, и Приморья в частности.
М. ПЕШКОВА: Меня интересует, кто такой Семёнов?
И. АВДУЕВСКАЯ: Яков Лазаревич Семёнов - это первый гражданский житель Владивостока. В 1860 году был основан Владивосток, а через год приехал Яков Лазаревич Семёнов. Это был купец, он приехал сюда с семьёй и работником. С ним связано очень много. Он везде был первый. Первый гражданский житель. Первый общественный староста. Первым он наладил здесь и рыбный промысел, промысел морской капусты, которая стала первой валютной статьей дохода во Владивостоке. Её продавали в Китае.
Первое судно, которое было построено здесь, принадлежало ему, судно «Эмилия». Что характерно не только для Семёнова, а для всех этих предпринимателей. Этих людей привлекали природные богатства, конечно, они богатели сами, но они и украшали город, благоустраивали его, огромные средства жертвовались на благоустройство, образование, на содержание больничных коек. Люди в исследование края очень много вкладывали. Все они были, это грустная страница, может об этом не надо. Все они похоронены на Покровском кладбище. Наш мемориальный парк - это было Покровское кладбище.
Раньше день города мы начинали с молебна на Покровском кладбище, на бывшем. Там покоится история города. Все те люди, которые создавали его, которые отдали жизнь для процветания этого города. Все они покоятся там. К сожалению, у нас не очень хорошо относятся к истории. Все это в свое время было снесено…
М. ПЕШКОВА: И был построен храм.
И. АВДУЕВСКАЯ: Был построен кладбищенский храм. Это Покровская церковь, в 1902 году появилась на кладбище. Но в советское время, в 1934 году Владивосток был включён в число городов, подлежащих социалистической реконструкции, их всего несколько было в Советском Союзе. В том числе Владивосток. Был разработан генеральный план архитектором Васильевым на строительство Владивостока. Вот по этому плану были построены здания. Правда, не всё успели из-за войны.
Но одним из пунктов было оборудование огромного парка. Во время комсомольских субботников кладбище было снесено. И на части этого кладбища был устроен парк. Двести тонн мрамора, в т.ч. девять тон знаменитого карарского мрамора пошло на отделку строящихся зданий и просто крошили штукатурку, из мрамора делали ступеньки, лестницы.
Так погибло наше кладбище, появился Парк Культуры и Отдыха. И только в 1990 году, по инициативе многих жителей города, краеведов, Горисполком принял решение о том, чтобы сделать этот парк мемориальным. На месте скульптуры Ленина был установлен крест сначала, а потом был раскопан фундамент бывшего Покровского храма. И в прошлом году на Пасху был освящён новый храм, Покровский.
М. ПЕШКОВА: Не об этом ли парке шла речь в одном из сюжетов? Где в парке венчаются, где в парке отпевают уходящих в лучший мир, и там же рядом играют дети.
И. АВДУЕВСКАЯ: О современном? Да. Это так. Но дело в том, что конечно, когда объявили парк мемориальным и передали часть, которая раньше церкви принадлежала, опять передали церкви, все аттракционы были снесены. Но даже настоятель Покровского прихода сказал, что дети - это дети. И для них там место всегда есть. И потом, это место, оно какое-то особое, намоленное место. И там очень хорошо себя чувствуешь. Поэтому часто люди приходят просто посидеть, побродить по аллеям. Место очень хорошее, благостное.
М. ПЕШКОВА: Ещё я знаю, что здесь была сооружена Арка цесаревича. Какова её история?
И. АВДУЕВСКАЯ: Это очень интересно. В 1891 году по указу императора Александра III во Владивосток прибыл цесаревич Николай, будущий наследник российского престола, будущий наш последний император Николай II. Он совершал кругосветное путешествие, знакомился со странами Востока. И первой российской землей, на которую он ступил, был именно Владивосток. Он перевел сюда специально для закладки железной дороги Уссурийского участка. Сейчас приезд президента к нам сюда, в провинцию - это большое событие. А что такое было тогда для этой далёкой окраины приезд наследника престола, это даже трудно себе представить.
И конечно, специально к встрече цесаревича решено было построить триумфальные ворота, арку цесаревича, Николаевские ворота, по-разному ее называли и называют. Собирали средства, и городская казна выделила, и купечество, и просто жители города, предприниматели, выделили средства, и арка была построена. К приезду цесаревича немножко ее не успели достроить, и верх был деревянный, но всё это было увито флагами, цветами, зеленью, арка была очень красивая и нарядная.
Цесаревич в коляске проехал, причём, не просто проехал, а выпрягли лошадей и на руках провезли эту коляску, украшенную ландышами, через арку. Очень трогательно и очень торжественный был приём цесаревича здесь. А потом, в советское время, Горисполком эту арку, как не представляющую никакой художественной ценности, хотя она была внесена во все путеводители, решил снести. Её до этого переименовали в Комсомольскую арку. Но и это её не спасло. И в 1930 году она была взорвана. Хотя эти мощные пилоны, основания, они стояли очень долго, пока их разобрали.
И только в 2003 году, по инициативе одного из наших предпринимателей, Ермолаева, на его средства, арка была восстановлена. Восстановлена - точно. Единственное, изменили материалы. И арка сейчас приподнята. Раньше она стояла просто на улице, сейчас она на ступеньках, на площадке приподнята. Разное было отношение. Честно скажу, что я и сама была одной из противников, зачем восстанавливать, когда есть, куда вкладывать деньги. Но когда она появилась, мы не пожалели об этом, потому, что она сразу стала центром притяжения. Очень красивая. Есть у нас традиция - обязательно молодожёны свой первый танец танцуют под этой аркой.
И оркестры, ансамбли выступают там. Это один из культурных центров. Может быть, ещё потому что это не просто арка была, а арка-часовня. И там в одной из ниш, украшающих её, икона Николая Мерликийского, покровителя моряков и цесаревича. Там горела неугасимая лампа. Может быть намоленность этого места создаёт такую атмосферу. Эта арка украшает очень наш город.
М. ПЕШКОВА: На краю земли Владивостокский краевед Ирина Авдуевская о Владивостоке в «Непрошедшем времени» на «Эхо Москвы».
А какие ещё памятники, на Ваш взгляд, такие, без которых просто немыслим Владивосток? Какие точки Владивостока? Вот меня потрясло название улиц. Полуостров Эгершельд, я совсем не знаю, кто такой Эгершельд. Мои коллеги жили на улице Посьетская. Кто такой Посьет, и почему в честь него названа улица? Встречаются такие фамилии, которые человеку, живущему в Центральной полосе, мало о чём говорят, пока не ткнёшь личиком в книгу или в справочник. Кто эти персонажи и какова их роль в истории Владивостока?
И. АВДУЕВСКАЯ: Можно я сначала не о людях, а о улицах. Наша главная улица - улица Светланская. Её первое название было Американская, или Американка. Названа так была в честь прохода корвета «Америка», на котором [граф Николай Николаевич] Муравьёв-Амурский [1809-1881], генерал-губернатор Восточной Сибири, побывал в заливе Петра Великого. Он тогда подыскивал гавань для базирования флота. Это было за год до основания Владивостока. Хотя название Владивосток появилось именно тогда.
Главной улицей Владивостока не зря назвали Американской или Американкой. А в 1873 году сюда прибыл великий князь Алексей Александрович на фрегате «Светлана». Тогда появление члена императорской фамилии здесь было огромным событием. И у нас появилась тогда улица Светланская, Великокняжеский хребет, сопка Алексеевская, т.е. с его именем много было связано. Тем более, что он заметный след оставил. Он здесь и с предпринимателями беседовал, и встречался с жителями города. Тогда это было важным стимулом для развития города.
Много улиц у нас названо в честь военных кораблей, и в честь военных моряков. Полуостров Муравьёва-Амурского заканчивается узенькой полоской земли, полуостров Шкота, в честь военного моряка названа. Но в народе её зовут Эгершельд. Через месяц после основания Владивостока, первым вошёл в бухту «Золотой рог» военный транспорт «Манжурск», с которого высадились основатели города, 28 нижних чинов, 2 унтер-офицера и прапорщик Комаров. А через месяц пришёл корвет «Гридень». И он стал первым кораблём, который зимовал в бухте «Золотой рог». Он обеспечивал и снабжение, и охрану, и их по праву можно считать тоже основателями Владивостока. Потому, что они построили здесь казармы, зимовали здесь.
Командиром был Густав Христофорович Эгершельд, а старшим офицером Павел Филиппович Чуркин. И мысы - входные ворота в бухту «Золотой рог» - носят их имена - Мыс Эгершельда и Мыс Чуркина. Но в народе у нас стали называть просто и Полуостров называть «Эгершельд» и полуостров на противоположном берегу - «Чуркин». Такие вот названия.
Посьет… Улица Посьетская - тоже в честь военного и моряка. Он участвовал и был офицером для особых поручений при Миссии Путятина в 1855-м году, когда он в Японию отправился и заключил договор с Японией. Он был наставником Алексея Александровича, Великого Князя. Потом он был и министром путей сообщения.
И, поскольку он был и на фрегате «Паллада» вместе с Путятиным, а «Паллада» была первым судном, которое проходила - была на юге Залива Петра Великого - вообще было принято давать называния в честь военных моряков - членов экипажа судна - он не был членом экипажа. Но, поскольку он участвовал в этой экспедиции, то у нас появилось название бухты «Рейд Паллады» и появился «Залив Посьета». Ну, а потом уже и в городе - улица «Посьетская» - у нас появилась.
Из памятных мест, вот таких особых точек, что ли, на карте Владивостока [следует упомянуть], конечно, прежде всего памятник Невельскому [Геннадию Ивановичу, 1813-1876] . Это самый первый памятник Владивостока. В закладке его принимал участие цесаревич [будущий Николай II].
Почему именно Невельскому, человеку, который не был во Владивостоке и не мог быть, потому что и Владивостока тогда не было? Невельской в 1749-м году совершил очень важное для России географическое открытие. Он доказал, что Сахалин это остров - до этого считалось, что он - полуостров, потому что вход в пролив не был найден. [Он] открыл - ну, вместе со своими сподвижниками - вход в устье Амура, и даже прошли по фарватеру - нашли фарватер Амура. То есть, доказали, что Амур судоходен. До этого Амурский вопрос считался бесперспективным.
Присоединение вот этих земель заамурских было очень сложным. Ну, во-первых, путь суда морем через три океана очень много времени занимал. Ну, а через тайгу прорубаться тем более было тяжело. А выход по большой реке конечно давал большие преимущества.
И вот после этого Невельской возглавил Амурскую экспедицию [1850] , изучал Приамурье и прилегающее побережье Тихого океана. И после этого Муравьёв-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, совершил четыре знаменитых Амурских сплава [с 1854-го года], во время которых отряды казаков, солдат основывали остроги, поселения по берегам Амура.
И во время Четвёртого сплава он заключил Айгунский договор [«трактат», 16 мая 1858 г.] в городе Айгунь [127°27’ E, 50°0’ N] , по которому граница России и Китая прошла по Амуру. До этого граница была не определена - так, говорили вот - «по хребтам, до Охотского моря», и всё. Определилась граница по Амуру.
А вот эта территория, на которой Приморский край расположен, считалась «в совместном пользовании впредь до дальнейшего разграничения» - так было записано в Айгунском договоре.
А через два года, тогда уже не Муравьёв-Амурский, а [граф Николай Павлович] Игнатьев [1832-1908] подписывал Договор, но всё равно трудами Муравьёва-Амурского он готовился - был подписан Пекинский договор, по которому вот эта территория [как левый берег реки Амура, так и реки Уссури со всеми приморскими гаванями до бухты Посьета и маньчжурским берегом до Кореи (Приморская область), на западе значительно исправлена граница наша по озеру Нор-Зайсанг в Небесных горах] стала официально принадлежать России [что обеспечило за Россией право сухопутной торговли в китайских владениях и устройство консульств в Урге, Монголии и Кашгаре].
Договор Пекинский был подписан 2 ноября 1860, а Владивосток основали 20 июня (по старому стилю), или [по новому стилю] 2 июля. И вот День города первое время отмечали 2 ноября, потому что официально территория [стала нашей] именно вот в этот день прибытия основателя.
М. ПЕШКОВА: Какова судьба Муравьёва-Амурского? Там были интересные моменты, в его биографии. Как он попал вообще в эти края? Откуда он родом?
И. АВДУЕВСКАЯ: Был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. И это был единственный губернатор, который объездил всю вот эту огромную территорию. Его называли «губернатором пол-России», присоединителем, собирателем Русских земель. Чернышевский о нём говорил, он один стоил целого кабинета министров. Вот всю эту огромную территорию объездил. И с ним в поездках очень часто была его жена, Катрин де Ришмон. Он вообще [был] очень просвещённый человек, очень энергичный. Правда, характером был неоднозначным - был достаточно жёсткий. Но умел - самое главное его достоинство - сплотить единомышленников вокруг себя.
И вот это позволило очень быстро развить эту далёкую окраину - во-первых, присоединить сначала эти земли, а потом и заселить и устроить их. И многие [генерал-]губернаторы - Приморской области, [впоследствии] Приамурской губернии - были действительно людьми просвещёнными и очень много делали для развития вот этой далёкой окраины.
Ну, а вот это присоединение земель потом, в общем-то, ставили и в вину Муравьёву-Амурскому, потому что приходилось вкладывать достаточно большие средства, чтобы здесь и армию содержать, и флот - это было тяжело, кому-то это не нравилось - «можно было в других целях использовать эти средства»…
Ну, в частности, и это, и многое другое ставили ему в вину. И последние годы свои он прожил в Париже и был похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа (cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois, rue Léo Lagrange) на «Русском кладбище» [по другим сведениям, на Монмартрском кладбище (Cimetière de Montmartre) Парижа], и вместе со своей женой, Катрин де Ришмон, в 1991-м году его прах из Парижа был перенесён во Владивосток и похоронен вот здесь в центре города, на Сопке. На скале при этом установлен крест - на полуострове своего имени.
Название «Владивосток» появилось как раз во время этой экспедиции Муравьёва-Амурского, когда он побывал в Заливе Петра Великого. Совершенно точно известно, что он дал название заливу Петра Великого - в честь основателя Российского флота, честь императора, который понимал, что России нужен выход и к Восточному океану - русские тогда Тихий океан «Восточным» называли - и не случайно он отправил сюда Первую Камчатскую экспедицию Беринга и Чирикова; и Залив «Амурский» - в честь русских людей, которые вышли на Амур; Остров «Русский» - в честь заслуг русских людей, которые таким сложным путём - через всю Сибирь - вышли сюда, к Тихому океану.
И тогда же появилось название «Полуостров Муравьёва-Амурского», которое дали в честь его, и название «Владивосток» - не сам Муравьёв-Амурский его дал, но, очевидно, кто-то из сопровождающих, кто-то из его свиты - по аналогии с «Владикавказом» - Муравьёв-Амурский до этого служил во Владикавказе - «властелин Кавказа».
А здесь появился «властелин Востока». Так появилось название «Владивосток» - появилось ещё за год до основания самого поста. Именно тогда Муравьёв-Амурский дал приказ «через год основать здесь пост и назвать его Владивосток».
М. ПЕШКОВА: Переносить сюда прах, видимо, стало традицией города - был ещё перенесён правнуком…
И. АВДУЕВСКАЯ: Первым командиром поста Владивосток был прапорщик Николай Васильевич Комаров. Он пробыл здесь год. Конечно, нужно отдать ему должное - начинать всегда трудно. Здесь первые постройки - первыми они валили лес. Вообще, линейным батальонам доставалось тогда… очень сложно. И всё это было под руководством прапорщика. Нужно же ещё было и кормить, и снабжать, и лечить. И через год его сменил Евгений Степанович Бурачок - по состоянию здоровья он был списан, оставлен во Владивостоке, и ему предложили возглавить пост.
Он два года прожил на посту. Тогда начальнику поста приходилось делать очень многое - снабжать продовольствием, принимать суда, которые приходили сюда с продуктами и вооружением каким-то - потому что надо было защищать эту частичку России… Он должен был быть и дипломатом, потому что заходили и иностранные суда, в том числе и военные суда, и поддерживать дипломатические отношения с соседним Китаем. Он совершал поездки и в город Ханькоу - нужно было наладить снабжение и как-то улаживать отношения с теми китайцами, которые потом переходили сюда и жили здесь и тоже снабжали город продуктами.
Приходилось и лечить. В общем, он написал в своих Воспоминаниях - он оставил Воспоминания, когда уже уехал отсюда в [Санкт-]Петербург - «Воспоминания заамурского моряка». «Заамурскими» называли тех, кто служил здесь. И писал в этих Воспоминаниях, что здесь приходилось и лечить, и кормить - многим заниматься, то есть жить «ничем, из ничего созидая».
Он умер в Петербурге. Но для Петербурга, имя «Бурачок» - ничего не говорит, для петербуржцев. Для Владивостока это имя связано с истоками, с началом города - как память историческая.
Правнук его обратился с просьбой перенести сюда прах, потому что он здесь действительно почитаем. И вот, на Мемориальный участок Владивостокского кладбища морского был перенесён его прах в 1988-м году, и перезахоронен.
На надгробии стоит крест, на перекладине которого вот этот девиз Бурачка «Ничем из ничего созидать».
М. ПЕШКОВА: На краю земли, Владивостокский краевед Ирина Авдуевская о Владивостоке в «Непрошедшем времени» на «Эхе Москвы».
Слушайте программу «Непрошедшее время» на нашем сайте
http://www.echo.msk.ru Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/time/552056-echo/ © 2004 - 2008,
Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/ "
(конец цитаты - ЛЕ)