О конференции "Химия и общество" в №37 за 2009 года газеты МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Jan 02, 2010 21:16


ЛАРИСА ЕРЁМИНА

Данный текст набираю буквами - 02.01.2010
Дополнения, шлифовка  - 02.01.2010

Сохраняю здесь себе на память
с
http://www.massmedia.msu.ru/newspaper/newspaper/4308/all/conf.htm
"
Химия и общество



Профессор Ю.В. Холин (Харьков)
обозначил общие проблемы образования на Украине

На химическом факультете МГУ 25 ноября прошло пленарное заседание юбилейной научной конференции «Химия и общество. Грани взаимодействия: вчера, сегодня, завтра», посвященной 80-летию химфака.

Декан факультета академик В.В. Лунин говорил о такой актуальной проблеме, как влияние реформы образования на качество подготовки студентов естественных факультетов. Главная трудность, с которой столкнулось сейчас образование в области естественных и точных наук, - это низкий уровень знаний у абитуриентов, которым предстоит обучаться в университете, и не только осваивать вузовскую программу, но и самостоятельно заниматься научной деятельностью.

Не может не вызывать опасений средний балл по химии, набранный абитуриентами российских университетов. Это всего 40-50 балов, по сути, «тройка». В этом году химический факультет настоял на включении дополнительного экзамена по физике (всего учитывались баллы по четырем предметам). В итоге средний балл зачисленных на химфак по профильным предметам был 70, а конкурс составил 2,5 человек на место. «Мы не ошиблись. К нам действительно пришли наши студенты», - подытожил В.В. Лунин. Для сравнения он привел в качестве примера ситуацию на биологическом факультете, где решили не проводить вступительного испытания по химии. Результат оказался плачевным - 60% первокурсников провалились на первой проверочной контрольной по общей химии.

Еще одна существенная проблема естественных факультетов - это резкое сокращение конкурса по сравнению с гуманитарными факультетами, что продемонстрировали итоги приема по ЕГЭ. В школе не прививают должного интереса к естественным наукам, часто ученики не получают по этим предметам необходимых знаний. Возникает закономерный вопрос - кто же будет создавать инновационные проекты? Декан еще раз подчеркнул, что ЕГЭ не способен научить школьников думать, и вспомнил слова Д.И. Менделеева: «Экзамены по тестам - это испытание для дураков».

В.В. Лунин рассказал об участии химического факультета в олимпиадном движении и сообщил, что в этом году 38% первокурсников факультета - победители олимпиад.



Директор Кольского научного центра РАН
академик В.Т. Калинников
поздравил химфак с юбилеем

Также в докладе была затронута проблема новой системы двухуровневого образования. Декан химического факультета считает, что невозможно уместить качественную подготовку по химии в четыре года. Будущий специалист может потерять ценнейшие лабораторные практикумы: «Чем раньше студент начинает работу в лабораториях кафедры, тем больших успехов достигает».

На пленарном заседании прошло награждение лауреатов конкурса 2009 года, организованного Российским химическим обществом, международным благотворительным фондом «Научное партнерство» и Московским университетом. Награды получили профессора и сотрудники химического факультета.

Проректор Харьковского национального университета Ю.В. Холин сделал доклад о химическом образовании в классических университетах Украины. «Классический университет - это тот, где есть химический факультет», - заявил Ю.В. Холин. Он обозначил общие проблемы образования на Украине. Они похожи на российские, так как вызваны одной эпохой в истории двух близких стран - 90-ми годами, «шоком без терапии». Парадокс состоит в том, что при колоссальном падением уровня ВВП и рождаемости очень резко увеличилось число вузов. На Украине бытует такая точка зрения: «Если бы молодежь не сидела в вузах, она бы устроила баррикады».

Докладчик с прискорбием отметил, что главная ценность современной украинской молодежи не знания и учеба, а деньги и власть. Вдвое уменьшился объем учебных программ по физике и химии, и студенты авиационного института не умеют складывать дроби. Нивелируется название «национальный университет» - теперь так называется огромное количество вузов; высшее образование становится массовым, что, к сожалению, не сказывается положительно на его качестве. Украина пытается интегрироваться в Болонский процесс. В частности, поощряется студенческая «мобильность». В результате студенты получают в своей стране статус бакалавра, а затем едут продолжать образование в страны Западной Европы и США, где в большинстве случаев и остаются жить.

Тем не менее, Ю.В. Холин завершил свой доклад на оптимистичной ноте. Он еще раз поздравил факультет с торжественной датой и выразил надежду, что со временем все трудности будут преодолены и классическая наука снова займет свое достойное место как на Украине, так и в России.

Доклад академика РАН П.Д. Саркисова и профессора Н.Н. Кулова был посвящен роли Российского химического общества имени Д.И. Менделеева в развитии химических технологий и прикладных аспектов в химии. Коснулись докладчики и проблем современной химической науки. во всем мире химия является ведущим фактором развития экономики, а в нашей стране произошел отрыв химии от производства, что наносит непоправимый ущерб хозяйству России.

Д.И. Менделеев говорил: «Истинная независимость и суверенность невозможна без собственной мощной промышленности». Этот принцип великий ученый отстаивал всю свою жизнь. Его дело продолжило Русское химическое общество, помогая отечественным предпринимателям строить заводы и разрабатывать месторождения. Когда во время Первой мировой войны Россия перестала получать из Германии лекарства, перед страной встал вопрос об улучшении собственной фармацевтической промышленности. Эту задачу взяло на себя РХО, участники которого создавали новые лекарства. Активному члену РХО, профессору Московского университета, великому химику Н.Д. Зелинскому принадлежит заслуга создания противогаза. Это изобретение спасло жизнь многим тысячам людей.

С 1931 по 1990 г. общество существовало как Всесоюзное химическое, а с 1991 г. оно носит название Российского химического общества. Оно занимается укреплением связи науки с промышленностью, создавая региональные отделения, работающие по ряду отраслей (нефтехимия, агрохимия, геохимия, бытовая химия и т. д.). РХО активно развивает международные контакты по примеру Д.И. Менделеева и его учеников, которые были интегрированы в мировую науку, при этом оставаясь патриотами. Кроме того, важнейшей задачей РХО является создание фундамента для новых технологий и подготовка высококвалифицированных кадров.

В рамках юбилейной научной конференции 27 ноября прошел также круглый стол «Модернизация российского образования: проблемы и решения», где собравшиеся активно обсуждали пути улучшения химического образования как в средних школах, так и в вузах.

Настя Ковалёва, наш корр
"

О ХИМФАКЕ_МГУ

Previous post Next post
Up