Mar 10, 2019 13:44
Зима подходит к концу уже и по старому стилю :)
И значит, пора записать книжные впечатления от первых двух месяцев наступившего года.
01. Кэтлин Адамс. Дневник как путь к себе.
Странно, что моей первой дочитанной книгой-2019 оказалась именно эта. Вероятно, всё дело в благих намерениях начать в новом году новую жизнь, впечатления и размышления о которой, конечно, непременно стоило бы записывать :) Но, как известно, можно либо жить жизнь, либо писать о ней.
Впрочем, попробовать вести дневник, безусловно, стоит.
02. Шон Байтелл. Дневник книготорговца.
Мне очень нравится умение британцев писать о работе. Не о секретах карьерного роста, не о тягостном выживании «до пятницы», не о служебных романах и околорабочих интригах (хотя чуть и об этом, конечно, тоже), а именно о самой работе как естественном и полагаемом важным повседневном труде. Я уже упоминала об этом, говоря о сериале «Call the Midwife», основанном на мемуарах Дженнифер Уорт.
Вот и у Байтелла самое интересное в его книге - не упоминание о расстрелянном Киндле, и даже не колоритные описания посетителей книжного магазина (хотя и они, конечно, тоже), а естественная нескучная повседневность труда. Наши так не умеют, как ни стараются.
А вышла я на эту книжку благодаря рецепту чесночного песто. Это и правда вкусно, попробуйте :)
03. Людмила Петрушевская. Нас украли.
Страшная сказка про «лихие 1990-е». В отличие от водолазкинского «Брисбена», сгущённая сериальность происходящего не мешает персонажам быть вполне живыми и почти настоящими.
04. Ольга Токарчук. Бегуны.
Совершенно завораживающие первые новеллы. Далее сила впечатлений - к сожалению, по нисходящей. Но язык волшебный везде. Польская литература - одно их самых приятных моих открытий последних лет.
«Стоя на дамбе, вглядываясь в течение реки, я осознала, что - вопреки всем опасностям - движение всегда предпочтительнее покоя, перемены благороднее постоянства, обездвиженное неминуемо подвергнется распаду, выродится и обратится в прах, тогда как подвижное, возможно, пребудет вечно. В тот момент река иглой пронзила мой надежный устойчивый пейзаж - парк, теплицы, в которых застенчивыми рядками всходили овощи, бетонные плиты тротуара, на которых мы играли в классики. Игла проколола его насквозь, продырявила, обозначив вертикаль третьего измерения, детский мир обратился в резиновую игрушку, из которой со свистом выходил воздух».
06. Дэйв Эспри. Биохакинг мозга.
Возьмите санитарно-гигиеническую брошюру советских времён с советами, известными любому пионеру («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»), обильно приправьте её цитатами из научпопа, каждый абзац начинайте с фразы «Вашим митохондриям это понравится» - и наслаждайтесь причастностью к модному тренду.
05. Дэвид Бернс. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений.
Почти полностью забытая сразу после прочтения, остался только какой-то слегка депрессивный осадок. Далековато от заявленного в названии, не так ли? :)
08. Яна Франк. Будет сила, будет и воля: Как получить доступ к собственным ресурсам.
Тексты Яны Франк мне нравятся своей спокойной житейской мудростью. Думаю, это одна из самых полезных книг по самопомощи, которые мне попадались. Прочитала с нарастающим вдохновением и ощущением сделанных важных открытий (что чуть странно, потому что книга вроде бы не претендует ни на что подобное) и, скорее всего, буду не раз кусками перечитывать.
07. Стивен Павлина. Личностное развитие для умных людей.
66 старательно выписанных советов, ни одному из которых я, похоже, так и не последую :)
Тем не менее, вот этот пассаж произвёл на меня практически ошеломляющее впечатление (речь о том, чтобы выделить основные сферы жизни, например, финансы, работа, отношения, творчество и т.п., и оценить их качество по шкале от 1 до 10):
«А теперь поменяйте все баллы ниже 9 на единицы. Если вы не можете оценить сферу на 9 или 10, значит вы, очевидно, не достигаете желаемого в полной мере. Это особенно сильно ощущается, когда смотришь на 7-ки. 7 на первый взгляд смотрится неплохо, но настоящие 9-ки и 10-ки очень далеко от 7-ки. 10-ки настолько далеко находятся, что их и не видно с позиции 7-ки. 7 это то, что вы получаете, когда позволяете слишком много лжи и отрицанию влезать в вашу жизнь. Это фальшивая оценка, переодетая 1 - ка. Либо у вас есть то, что вы хотите, либо нет. Оценки 6, 7 или 8, вы даете, когда знаете, что у вас нет того, что вы хотите, но еще не готовы признать этого».
09. Евгений Водолазкин. Брисбен.
Необычайно увлекательная и в тоже время раздражающая книга. Филологическая такая. Гладкая, очень красиво выстроенная речь, которая захватывает, как поток, и ты читаешь, читаешь, плавно и безусильно продвигаясь по тексту. Ну и конечно, именно филологам удаются гладко-отвлечённые рассуждения «о путях и судьбах» со всякими отсылочками к русской классике, типа достоевской метафоры отъезда на другой континент («”Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку” - Он приставил револьвер к своему правому виску»), или про-карамзинского «ты считаешь, что ради хорошего стейка нужно сменить систему. Я же думаю, что нужно просто научиться хорошо готовить» - и, как закончил схожую мысль отец российского консерватизма, «без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе».
И в тоже время какая-то удивительная неловкость и даже беспомощность в передаче дыхания «живой жизни» - тех крошечных деталей, которые могут заворожить в самом, на первый взгляд, безыскусном тексте и отсутствие которых заставляет тебя с раздражением незабвенного Константин-Сергеича твердить «Не верю, не верю». Чтобы не впадать в занудство, не буду тут все эти безжизненные неловкости перечислять. Скажу лишь, что дочитывала я «Брисбен» с ощущением, что люди-персонажи для Водолазкина - это своего рода марионетки, расходный материал, нужный автору лишь затем, чтобы их ртами проговорить какую-то важную лично для него, автора, идею. Дело, конечно, благородное, но людей жалко.
«...вы, русские, - еще римляне или уже итальянцы?»
10. Денис Горелов. Родина слоников.
Хороший обзор истории советского кино. Некоторая развязность тона призвана, вероятно, замаскировать кажущуюся самому автору чрезмерной увлечённость предметом. Эта увлечённость, с одной стороны, позволила написать текст, который хочется растащить на цитаты-афоризмы. С другой - заставила автора заниматься изобретением посконных и духовитых «надверных ящиков для писем и газет, крытых зеленым и синим суриком».
P.S. Сурик - красно-оранжевая или красно-коричневая краска (Толковый словарь иностранных слов).
«...плохое кино куда характерней хорошего. Ибо в фильмах Тарковского до сорока процентов занято личностью автора - более сложносочиненного, чем все. А кино Юнгвальд-Хилькевича целиком состоит из национальных мифов, заблуждений, верований и предрассудков».
11. Алексей Сальников. Опосредованно.
В прошлом году «Петровы в гриппе» привели меня в полный восторг. Поэтому, наверно, я начинала читать «Опосредованно» с несколько завышенными ожиданиями. Впрочем, первая половина текста прекрасна: та же поразительная лёгкая инопланетность языка и сюжета, та самая шкловская остранённость, призванная «сломать автоматизм восприятия» повседневности. Идея «литры» чудесна!
А потом всё почему-то ушло в семейно-сериальное... с теми неловкими прямолинейно-назидательными отсылами к «актуальному», которые обычно непоправимо портят прозу провинциальных толстых журналов.
«...урок о поэзии она пропустила мимо ушей. Уяснила только, что это пагубное пристрастие, но им увлекался и родоначальник русского авантюрного романа - Александр Сергеевич Пушкин и лауреат Нобелевской премии Бунин, а принес всю эту заразу в Россию не кто иной, как великий русский ученый Ломоносов. Что прежде чем поэзия доросла наконец до пригодных к употреблению здоровыми людьми песен и произведений советских поэтов, она прошла долгий путь, берущий начало еще в первобытное время, и превратилась поначалу в античный театр, где греки и римляне предавались коллективному наркотическому безумию под ритмизованные произведения».
12. Ева Кац. 30 правил настоящего мечтателя.
В этой книжке всё прекрасно, за одним исключением: ни о чём предлагаемом в качестве примеров мечт, мне мечтать не хочется. Самые дельные советы не отличаются новизной и оригинальностью, но от этого не менее ценны:
1. Если вы не чувствуете в себе силы сделать что-то самостоятельно, представьте лучшую версию себя - человека, который живет так, как бы вы хотели. Повторяйте все действия за ним.
2. Притча: У одного человека было ведро слив. Каждый день он перебирал их, отбирал подгнившие и съедал. Однажды он доел последнюю сливу и увидел, что ведро пусто. Так он съел целое ведро гнилых слив. Каждый раз, когда вам хочется отложить приятное на потом, вспоминайте человека, который съел ведро гнилых слив. И берите хорошее сразу. С наслаждением и полным ощущением того, что сегодня и сейчас - ваш особый день.
3. Всегда надо искать способы получить продукты и услуги чуть лучше, чем у вас были до этого.
13. Гейл Ханиман. Элеанор Олифант в полном порядке.
Начиналось как трогательный рассказ об одиночестве, закончилось как пространное описание кейса из книжки серии «Популярная психотерапия» (в духе «Элеанор О. страдала от непроработанной детской травмы...», далее описание сеансов, непременная «большая открытость миру» - неизбежный хэппи-энд). Не то чтобы я была против хэппи-эндов... :)
книжное