![](http://tajmigrant.com/wp-content/uploads/2012/06/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg)
«… В вопросах миграционной политики важна роль общественных институтов.»
В. Путин
Уважаемый Константин Олегович!
Как Вы знаете, в Послании Президента не раз говорится о необходимости сотрудничества госструктур с гражданским обществом. И вот я считаю своим долгом написать Вам докладную на эту актуальную тему. Решила использовать непривычный для меня, журналиста, жанр, так как Вам он ближе и есть надежда, что Вы лучше меня поймете, чем когда пишу критические статьи о работе ФМС. Кроме того, Вы ведь сообщили мне недавно (во время интервью об интеграции), что ответственность за работу общественно-консультативных советов при территориальных УФМС… моя «должностная обязанность». Значит, Вы помните, что пять лет назад, когда в первый и последний раз Вы пришли на заседание Общественного совета при ФМС и вручили мне (кстати, единственной из правозащитников) медаль «За заслуги», я попросила Вас как дополнение к награде издать распоряжение о создании общественных советов во всех регионах. И Вы это сделали.
Это сейчас Вы называете советы «драмкружком», а начиная свою деятельность в миграции, Вы вроде бы относились к ним серьёзно.(«Как генерал своих подчинённых демократии обучал» - назвала я тогда статью в «Российской газете»). А теперь вынуждена доложить: ФМС под Вашим руководством фактически объявила бойкот самым активным общественным организациям и мешает их плодотворной работе.
Разве это не бойкот?
Приведу в доказательство свежий пример. В тот самый день, когда Президент зачитывал своё Послание, в московской гостинице «Космос» шла объединительная конференция неправительственных организаций, работающих с мигрантами. Два известных и уважаемых общественных института «Комитет гражданских инициатив» (председатель - Алексей Кудрин) и фонд «Миграция XXI век» (президент - Вячеслав Поставнин), осознавая остроту проблемы миграции и ее судьбоносность для страны, решили создать «платформу» для координации и повышения эффективности действий различных НКО, зарекомендовавших себя полезными делами в миграции. Съехались лидеры организаций из разных концов - от Калининграда до Владивостока, пришли представители профсоюзов, юридических ассоциаций, помогающих мигрантам, ведущие эксперты в области миграции, с ярким докладом выступил директор департамента межнациональных отношений Минрегионразвития А.Журавский… Но не было ни одного представителя ФМС, хотя именно о сотрудничестве с Вашей службой всё время шла речь, причем, весьма доброжелательно. Какой смысл высказывать критические замечания заглазно?
Конференция называлась «Роль гражданского общества в решении проблем миграции». Под таким же названием неделей раньше прошла конференция на Урале, она была прелюдией московской встречи и наглядно, на примере НКО «Уральский дом», показала, какой cущественной может быть роль гражданского общества.(См. стр. 38 этого номера журнала). На уральской встрече, как и на московской, тоже не было ни единого сотрудника ФМС. За тысячи километров приехали в г.Заречный Свердловской области, оставив свои дела, весьма занятые люди из Москвы, Таджикистана и Кыргызстана, а работники УФМС Свердловской области не нашли времени, чтобы преодолеть 45 километров от Екатеринбурга до Заречного. Да что играть в прятки? Разве по своей инициативе даже зареченские миграционные чиновники не соизволили пройти пешком несколько сот метров, чтобы хоть из любопытства взглянуть, какой, действительно, комплексный Центр поддержки мигрантов открыл «Уральский дом». Мэру г.Заречного было неловко перед гостями, но что он мог сделать? Не подчиняются работники миграционной службы местным властям. Они - федеральное ведомство, слушаются только приказа из Москвы. Значит, таков был приказ. Да разве бойкот просто в том, что чиновники не пришли на конференцию…
Ни одно доброе дело не проходит в ФМС безнаказанно
Нынешним летом, вернувшись из Екатеринбурга, я уже докладывала Вам, Константин Олегович, что миграционная ситуация в благополучной ранее Свердловской области вызывает тревогу, сообщила, что председатель «Уральского дома» Леонид Гришин, три года возглавлявший Общественно-консультационный совет при УФМС, отказался дальше его возглавлять. Из-за невозможности сотрудничества с миграционной службой - кончилось у человека терпение. А ведь этот Совет, состоящий из знающих, искренне преданных делу миграции людей, инициировал множество важных мероприятий по упорядочению миграционной ситуации. До некоторых пор им не мешали. Но когда Совет осмелился вынести сор из избы - обратился с открытым письмом в правоохранительные органы о том, что в области происходит манипуляция квотами, и это провоцирует рост нелегальной миграции, - им такой смелости не простили. Хотя их SOS был услышан (возбуждено уголовное дело, министр экономики области снят с должности), чехарда с квотами продолжалась, а предложения ОКСа «отпустить» квоты игнорировались миграционной службой. (Об этой отчаянной попытке бороться с коррупцией в одном, отдельно взятом регионе писал наш журнале №1 и №2 с.г.)
Я позвонила Вам, Константин Олегович, летом, когда безобразия, творимые с квотами, еще можно было исправить, но не нашла в Вашем лице союзника. Ситуация с ОКСом Вам показалась мелочью, Вы стеной стали на защиту начальника УФМС В.Прибавкина. И обвинили в нечистоплотности хорошо известного мне человека, за порядочность которого я могу поручиться, а Вы его в глаза не видели, хотя он работает в подчиненной Вам структуре.
Ну, а что касается Свердловского ОКСа, он пока существует, его теперь возглавляет (по моей, кстати, рекомендации) конфликтолог «Форума переселенческих организаций» Наталья Тагильцева, но посмотрите, какой обидой обернулась для общественников праздничная акция, которую они провели, чтоб порадовать мигрантов и улучшить имидж миграционной службы («Рассказ Бабы-Яги…» на стр. 13 этого номера).
«Уральский дом», не стерпевший обманов и унижений, теперь сотрудничает с областным Департаментом труда и занятости, Гришина губернатор ввел в состав Межведомственной комиссии по программе добровольного переселения, он там один общественник среди ответственных чиновников. Думали, что избавились от бесполезной борьбы с миграционной службой и можно теперь спокойно тратить силы на конкретные дела (таких дел у них масса). Но не тут-то было. Началась мелкая месть! Вот помогает «Уральский дом» семьям русских переселенцев создать крестьянское хозяйство - возрождают брошенную ферму в Талицком районе. Поразительно быстро преобразились руины, но как дошла очередь до регистрации переселенцев, пошли придирки, штрафы… Раньше никаких конфликтов с зареченской службой у организации не было. Наоборот, сама служба обращалась по оргвопросам за помощью к «Уральскому дому».
С больной головы на здоровую
Теперь о том, как уничтожали Общественный совет Приморья. В последние годы мне довелось не раз бывать на Дальнем Востоке, и смею заверить, что это был один из лучших, если не самый лучший (действенный!) совет из работающих при миграционной службе. Его возглавлял Сергей Пушкарёв, создатель первой в Приморье миграционной службы, которая работала при нём весьма успешно. Пушкарёв сам ушёл с руководящей должности, когда ФМС передали в ведение милиции, но миграцию не покинул - открыл общественную приёмную. ОКС он тоже с нуля создавал, сумел привлечь к работе лидеров национальных диаспор, отлучив при этом тех, кто стремился только нажиться за счёт своих земляков. В Совете работали учёные, бизнесмены, журналисты.
Но когда начальником УФМС Приморского края Вы, Константин Олегович, зачем-то назначили приезжего полковника А.Мухина, тот сразу же начал борьбу не с нелегальной миграцией, а с Советом, который реально вёл эту борьбу. Вернувшись из поездки, я целый день, помнится, ходила по кабинетам ФМС с убедительными, как мне казалось , фактами. Ваши сотрудники любезно выслушивали, обещали вмешаться. И - вмешались. Мало того, что позволили Мухину разогнать Совет, так ещё вдогонку 15.02. 2011 г на официальном сайте ФМС появился компромат о деятельности Совета. Это было Ваше «поручение» , Константин Олегович, руководителям территориальных органов ФМС России в отношении общественно-консультативных советов… Вы призывали их усилить бдительность. А поводом стал единственный приведенный в том «поручении» факт: «…В частности, прокуратурой Приморского края внесено представление об устранении нарушений законодательства в работе общественно-консультативного совета при УФМС России по Приморскому краю. Принятыми руководством УФМС мерами удалось оперативно нормализовать ситуацию.»
Сайт ФМС читают все миграционщики. То есть Пушкарева, пользующегося авторитетом среди коллег, ославили на всю страну. Я, конечно, пыталась выяснить в ФМС, в чем его подозревают, но так и не добилась, чтобы мне показали представление прокуратуры. Пушкарёву во Владивостоке ответили, что у прокуратуры претензий к совету нет. Он приехал в Москву, привез увесистые папки отчетов с фотографиями о работе совета, никто в ФМС не захотел с ним встретиться. В общем, известное дело: запятнать человека легко, а пойди потом отмойся…
Но скоро сама жизнь расставила всё по местам: полковник Мухин, якобы «нормализовавший ситуацию», был арестован. За взяточничество. Наводить порядок в Приморье опять был назначен случайный человек, которого зачем-то перевели сюда из Северной Осетии. Уже через несколько месяцев, обнаружив свою полную профнепригодность, он тихо исчез. По сути миграционная служба этого важного, приграничного края два года живет без руководителя. Что у Вас за кадровая политика, Константин Олегович?!
И вот неизвестно, каким скандалом мог бы закончиться бунт «гастарбайтеров», строивших на острове Русском инфраструктуру для саммита, если бы не пришёл на выручку харизматичный Пушкарёв со своей командой. Да, члены бывшего общественного совета создали новую независимую организацию, об интересных делах которой Пушкарёв рассказывал на московской конференции (его доклад опубликован на стр. 38 этого номера). Обратите внимание, Константин Олегович: Пушкарёв, как и лидер «Уральского дома» Гришин, не устал, не расстался с миграцией. Оба они остаются востребованными и уважаемыми людьми в своих регионах. Пушкарев теперь работает в Общественном совете при ГУВД края, возглавляет комитет, занимающийся миграцией. Кроме того, с присущей ему самоотдачей участвует в создании Общественной палаты Приморья. Это уже стало очевидным трендом: самые эффективные активисты мигрируют прочь от миграционной службы.
Личные счеты важнее дела?
Впрочем, из самой службы тоже один за другим увольняются хорошие специалисты. Из прежних, наиболее опытных, у которых еще сохранился гуманитарный менталитет, остались считанные единицы. Такие кадры стоило бы беречь как драгоценность, а их с легкостью отправляют на пенсию. Вы скажете: у нас текучка, потому что адски тяжелая работа и низкие зарплаты. Сочувствую вашим сотрудникам искренне, знаю, как много порядочных людей работает в ФМС, но за два десятилетия убедилась, что те, для кого миграция уже стала делом жизни, уходят не из-за зарплат, а прежде всего из-за климата, царящего в ФМС. А ведь служба теперь отделена от МВД и стала вроде бы не силовым, а социальным ведомством, но командный стиль отношений начальства с подчиненными остался прежним и действует жесткая установка на отказ, а не на помощь мигрантам, и в каждом из них считается нужным подозревать потенциального преступника…
Как Вы, Константин Олегович, с такой установкой собираетесь реализовать привлекательную миграционную политику, заявленную новой Концепцией? Как будете исполнять поручение Президента об искоренении бюрократизма при оформлении гражданства соотечественникам, Вы ведь им не умеете сочувствовать? А как без сотрудничества с гражданским обществом собираетесь подступиться к горящей проблеме интеграции? Вы сделали главную ставку на национальные диаспоры? Но разве Вам неизвестно, как осторожно здесь надо вести отбор?
Вот теперь создается «платформа» НКО, там соберутся самоотверженные, проверенные годами люди, которые достойны звания… «героев мигрантского труда». Это, простите за высокий стиль, настоящие патриоты России, они потому и решили объединить усилия, что чувствуют: Отечество в опасности. Миграция, которая должна бы стать благом для России, сегодня становится угрозой стабильности общества. Их профессионализму могли бы позавидовать многие сотрудники ФМС и это редкая удача, что тяжкий труд объединения НКО решился взять на себя такой авторитетный человек, имеющий одновременно опыт и государственной службы, и общественной работы, Ваш бывший зам Поставнин. Вы что, не помните, какой он был Вам надежной опорой? Ушел «по собственному»… Создал фонд, которому Всемирный банк доверил (по конкурсу!) ответственную работу с сетью миграционных специалистов стран СНГ - МИРПАЛ. Стыдно сказать, Константин Олегович, Вы пытались этой важной работе помешать, но Вам это, к счастью, не удалось. Сотрудничество с Комитетом гражданских инициатив, доверие Кудрина тоже многое значит. И только Вы, руководитель такого высокого ранга, считаете возможным сводить какие-то непонятные личные счеты с Поставниным во вред общему делу. Ну, это старый наш с Вами разговор. Вы прекрасно знаете, о чем идет речь.
Так вот, Константин Олегович, поймите наконец: да, общественные организации нуждаются в сотрудничестве с ФМС, иначе им невозможно эффективно работать, но и ФМС сотрудничество с НКО крайне необходимо. До каких же пор Вы будете пренебрежительно отталкивать предлагаемую помощь?
С уважением и надеждой на понимание
Лидия Графова,
председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»,
член Общественного совета при ФМС России