про А.Г. by Рашель part 3

Jan 31, 2011 19:30

Истории Рашель о работе в конюшне Александра Глебовича Невзорова. Без правок и с разрешения автора :)

__________________________
С момента моего увольнения из конюшни Александра Глебовича Невзорова и ухода из его школы «От Эколь Невзорова» (НОЭ) прошло уже три года, но все равно приходят письма с вопросами о том, как все происходило на самом деле. Не бьет ли АН лошадей, не использует ли железо, не занимался ли он раньше по направлению воспитания лошадей «Natural Horsemanship», и многие другие вопросы. По этой причине решила написать к другим своим рассказам, написанным несколько лет назад, еще несколько, но уже ничего не тая. Чтобы раз и навсегда поставить точку во всей этой истории. Лабиринты памяти вообще очень странная вещь. И очень постоянная вещь. Признаюсь, в своих ранних рассказах я была не совсем откровенна, где-то жалея бывшего вдохновителя, а что-то считая несколько личным. Но со временем я стала относиться спокойнее ко многим вещам и пересмотрела свою точку зрения.

Как-то перечитывая гуляющие по сети Интернет копии с Открытого Форума школы От Эколь, я наткнулась на текст, в котором помощница тогда еще депутата Александра Глебовича, написала про меня такие слова: «…Подобрали прямо с Дворцовой…». Это значило то, что меня напрямую обвиняли в «покатушничестве». То есть, в катании по улице на голодных лошадях за деньги. Общаясь с Александром Глебовичем раньше, я бы никогда не подумала о том, что он будет способен на такое с теми людьми, которые не просто работали над одной идеей вместе не один год, но и были друзьями. Как мне тогда казалось, это был открытый, искренний и добрый человек. Но, со временем, я кое что сопоставила в памяти, и поняла то, что этот человек всегда был таким только с теми людьми, с которыми либо не хотел ссориться, либо действительно очень хорошо к ним относился. Другие же люди часто страдали. Он очень легко, на уровне слов, записывает в «друзья». А люди попадаются на этот ловкий психологический трюк. Особенно молодые. Когда же человек перестает приносить выгоду, из «друзей» его тут же списывают по разным придуманным причинам. С виртуального форума школы НОЭ один за другим, в результате «охоты на ведьм», уходили мои знакомые. Большинство выгоняли просто за социальные контакты, а не за жестокость к лошадям. Кто-то уходил сам, уставая от негатива, морального подавления и многочисленных необоснованных запретов. И те и другие вдогонку подвергались травле, насмешкам и издевательствам. Я тогда еще не понимала, что однажды могу оказаться в подобном положении. Из-за отсутствия опыта в знании природы подлости, я не умела поставить себя на место этих людей. И до того момента не подозревала, насколько это может быть больно.
Сейчас, когда время прошло достаточное, когда раны затянулись, когда моя душа создала противоядие для самых грязных обвинений в мой адрес, когда исчез моральный страх перед осуждением бывшего вдохновителя, которого я боготворила, я могу совершенно спокойно рассказать, как же все было на самом деле.
На момент встречи с ЛА и АН я работала в частной строительной фирме моляром-штукатуром, и была арендатором частной лошади по кличке Веста. Занималась с ней по методике 7 игр Парелли, как мне это рекомендовала ЛН. Это было весной, 2005 год. Та кобыла была с не совсем нормальной психикой, и без маральной поддержки Лидии я бы не справилась, хотя сейчас знаю точно - будь поддержка физическая на реальных уроках, как принято в настощих конных школах, справилась бы гораздо быстрее. Веста стояла в уютной маленькой конюшне на 4 головы, в поселке Мурино, около станции м Девяткино. Я ее перевезла туда весной 2005 года. Денники 4*4, бочкой-плацем, выпасом и добрейшей души хозяйка конюшни, которая никогда руки не поднимет на лошадь. Дворцовая площадь была слишком далеко от этой правды, которую могут подтвердить как минимум человек 10 из моих старых друзей. Единственное что интересовало меня на Дворцовой площади - это Государственный Эрмитаж. И, в особенности, изумительная Лоджия Рафаэля.

_____________________________________________________________________________

Как это было.

АН как-то написал на Открытом Форуме своего сайта, после того как я ушла из НОЭ:
«Разумеется, никогда не допускалась до занятий. Пару раз была зрителем в манеже…
Распространяет слухи о своем “ученичестве”, что полностью НЕ соответствует действительности…»

Действительно, я была зрителем.
Но зрителем не только в манеже, но и в повседневной, бытовой жизни в течении целых двух дней в неделю, в течении около двух лет. Как я уже писала, я работала два раза в неделю: в среду и в субботу. Но по поводу «пару раз», к сожалению, разочарую многих.
По началу я вообще не стремилась ни смотреть, ни проситься в манеж. Я была в такой эйфории от того, где я работаю и с кем общаюсь, что мозг отказывался работать. Все наказы и правила я воспринимала всерьез, и следовала им. Если говорилось «верхом нельзя ездить два года, до тех пор, пока лошадь не отгимнастируется», то я так и делала. То есть, упорно «гимнастировала» шаппами, аля-испанским шагом, короткими репризами расхлябанной рыси, сбором на месте (проще говоря - просто прямое сгибание с откляченным задом. К сожалению, на тот момент не знала, что исповедуемый АН «сбор на свободе» сбором в полном смысле не являлся).
Я даже не замечала, что лошадям подобное «гимнастирование» особой пользы и развития не приносят, и я топчусь на месте. Мне бы задуматься, но…
Но занятия АН проходили и в саду с Липисиной или Перстом. А я как раз в это время обычно работала на улице. Чистила лошадей, или отбивала уличный денник с паддоком. Дышательные денники были с огромными окнами, так что весь сад был на виду. Нет нет и засмотрюсь, что и не возбранялось. Но это то, что по части просто наблюдений. Два раза я видела исполнение фигуры «Амбуатэ». На фотографиях это выглядит просто «свечой», где лошадь как будто бы присажена на заду, но одна конечность вытянута стрелой вперед, а вторая подогнута в запястии. В реальности же это очень аккуратное движение. Пока я нигде больше, ни в каких фильмах о выездке, такого больше не видела.
Но однажды АН стал просить приносить попоны через определенное время в манеж. Я, относясь со всей серьезностью к таким просьбам, считала время, а затем входила в манеж, вешала попону на дверь и уходила. Так уж получилось, что время занятий длилось 45-60 минут.
Через какое-то время мне сообщили, что я пойду смотреть занятие с Липисиной.
Об этом занятии, и о занятии с Ташункой и Каоги я написала три рассказа, которые распространили по всем конным сайтам. Это были рассказы в далеко затуманенном состоянии, без трезвой оценки того, что делалось. На тот момент я верила всему что говорилось и делалось, даже не затрудняя себя подумать, а что же делалось-то? Поэтому в ранних рассказах о многих негативных моментах умолчала.

Но были и еще несколько занятий с попыткой передачи «секретных знаний».

Как-то раз АН пригласил меня на занятие с Перстом. АН, кстати, не скрывает того, что Перст и Липисина готовились и гимнастировалисьна железе, и только со временем железо было снято совсем. Готовились они по методике Пата Парелли и классике Марио Люраши. О том, что Парелли в их воспитании пробегал, свидетельствовал не только висящий в амуничнике грязноватый веревочный недоуздок, но и признания в этом самого АН в интервью 2002 года. Цитата из него: «есть кобыла, которая тоже воспитана по методикам Парелли».http://rashel.spb.ru/article/45-liberty/57-alexander-nevzorov-vs-g.html

Приглашал он тогда, когда занятие с мерином шло к своему концу. Я как раз принесла попону. Затем АН подозвал меня. Он встал с левой стороны у плеча лошади и приподнимая нижнюю часть шейного ремешка, дал Пете команду идти испанским шагом. Петя, как и Липисина, шел аккуратно и четко поднимая на каждый темп конечность. То и дело посматривал на АН. Я смотрела и умилялась. АН остановился и предложил мне повторить.
Я встала также, и начала копировать движения АН. Но, не имея опыта, была очень неуверенна и неуклюжа. Так как раньше некому было мне это показать, я с Буддой (конь из фонда «Дар») привыкла просить поднимать конечности по-своему. Но Перст был очень спокойным и снисходительным конем. Несмотря на мою неуклюжесть в движениях, он откликнулся и стал поднимать конечности. Не так высоко, как у АН. Не так грациозно. И даже сбивался, потому что я шла не ровно.
АН подошел, развернул мои плечи перпендикулярно плечу лошади, и снова попросил продолжить. На этот раз Перст пошел уже гораздо лучше, ровнее и выше. После этого АН отпустил Перста. Он стал рассказывать, как начинал когда-то заниматься. Он говорил, что это было так давно и так не важно, что он нигде об этом не упоминал. Он встал перед Перстом. Поднял ладонь и стал отступать назад. Перст сделал было шаг вперед, за ним. Но АН его остановил, и начал снова. Перст видно, что сразу вспомнил старое, и, внимательно следя за человеком, стоял и ждал. АН отступив шагов на 15 подозвал его, и мерин подбежал рысью. Кстати, этот трюк и методика обучения, открыто показаны в фильме Лоренцо..
АН довольно посмотрел на меня «вот видишь! Он помнит!». Я подошла к ним, и мы еще какое-то время разговаривали. Перст в это время стоял у моего плеча, и с довольным фейсом теребил рукава моего свитера, двигал передней губой, прихватывал кончик рукава зубами. Короче, всячески общался со мной. В этот момент, АН что-то рассказывал мне и объяснял про испанский шаг. Но, видя что я отвлекаюсь на Перстовы приставания, хотя я все слышала, совершенно неожиданно изменился в лице, и резко шлепнул Перста по губам.
В этот момент, в один миг, как будто все застыло одной вспышкой передо мной, но я сдержала удивление и недоумение в себе, продолжая слушать АН как ни в чем небывало. Ни одна черточка моего лица не дернулась. Правда все мои мысли захватил именно этот шлепок, и я АН уже не слушала. В моей голове вспыхивали мысли «Зачем, почему, за что?». Вновь и вновь прокручивалась картинка шлепка. Я изумилась тогда не потому что никогда не видела, как бьют лошадей. А видела я очень жестокие побои, не сравнимые с этим невинным шлепком, свидетельствующим о несдержанности хозяина лошади. Меня изумило совсем другое, и я все думала «Как же так, как же так! Ведь бить нельзя, АН сам нас этому учил с самого начала, но почему он это сделал? Ведь Перст ничего плохого не делал мне, просто играл губами!». Я была в смятении, в ужасе: «как это так, как я могу плохо думать о своем учителе?!». После занятия я пошла убирать уличные паддоки от навоза, и все время работы я все думала, думала… Об этом случае. Я и представить себе не могла, что именно этот поступок АН даст росточек недоверия в моей вере в него, как в учителя.
Это я сейчас уже понимаю, что не бывает идеальных людей. Что у любого, на первый взгляд идеального человека, есть масса недостатков. Это я сейчас понимаю, что никогда нельзя идеализировать людей, чтобы не разочароваться потом, увидев их «тараканы». Но тогда меня возмутило то, что он, как мастер утверждал, что воспитывал лошадей без насилия над ними, а при мне не сдержался. Казалось, ударил автоматически.

Перст и его шея.

На дворе была весна март-апрель. На дворе было умеренно, и лошади гуляли уже с загнутыми назад попонными капорами. Как-то раз поутру, идя в конюшню по двору, я увидела такую картину. Петя ел очередную порцию сена. Но ел он как-то подозрительно странно, что было видно даже из-за стенки шелтера-денника. Я решила переодеться сначала,и понаблюдать поближе. Когда я зашла в дышательный денник, то Петя заинтересовался мной, но шею повернул очень слабо, и тут же повернул голову обратно. Это еще больше меня насторожило. Он, как и любая другая лошадь, в шее очень гибок. Калачиком извернется, чтоб пообщаться. А тут как-то все вяло произошло.
Я стала наблюдать, как он ест. Сначала он вытягивал шею и брал сено, явно с какой-то натугой. И тут же поднимал голову и вытягивал ее вперед так, чтобы изгиба в ганашах не было. И так несколько раз. Брал порции и выпрямлял шею. Причем не просто выпрямлял, а вытягивал вперед, как лошади тянутся в заднем кранче вперед. Первое что я подумала «что-то с шеей, мышцы наверное застудил..?» Потрогала. Мышцы были подозрительно твердоватые.
Сделав этот вывод, я решила, что надо позвать ЛН. Зайдя в дом, я поднялась по лестнице и позвала ее. Она тут же ответила. Я сказала «у Пети что-то с шеей, он как-то странно себя ведет». Мы спустились, вышли во двор конюшни, и подошли к деннику. Зашли вместе к Пете, и она понаблюдала вместе со мной за его поведением. Каково же было мое удивление, когда она вынесла вердикт «все в порядке, он всегда так ест. Ничего страшного». Я посмотрела на нее, перевела взгляд на Петю. Убедилась, что Петя вытягивает шею весьма неестественно, и снова посмотрела на нее. И сказала «да вот же, он тянет вот так шею - он раньше так не делал никогда», тыча пальцем в шею мерина.

Но она повторила «он всегда так ест, ничего страшного!». Я спорить не стала и решила согласиться.
Подмела двор, помыла тазики, ведра с водой. Убрала денники. Время близилось к обеду. Дала обед лошадям. Концентраты Петя ел так же странно, как и сено. Брал порцию, поднимал шею и жевал в таком положении. Хотя много раз наблюдала картину, когда чаще всего многие лошади едят концентраты не отрываясь от тазика. Я сделала несколько снимков на сотовый телефон, чтобы показать АН.
После обеда, я как правило, занималась чисткой и мытьем амуниции: седлами, путлищами, кордео. Примерно в шестом часу вечера возвращался домой АН, и на обычный вопрос «как дела? Все в порядке?» Я сразу повела его к Персту. Я говорила много и быстро, боясь что и он не увидит проблемы, показывала ему снимки с телефона, очень волновалась. Но к моему облегчению АН увидел проблему. Он сказал «проблемы с мышцами шеи, я виноват перед Петей в прошлом.».
Шею мерина мы накрыли теплым капором.

Лошади в быту

В быту, в не занятий, лошади Липа и Петя были очень спокойными. Очень, я бы даже сказала, умиротворенными. Они мало двигались по паддоку, который был самым большим из всех у Перста. У Перста паддок был длинным, разделен был на две чести, и шел до самой стены ограждения участка. Начинался он шелтером. На настоящий момент, паддоки, насколько я знаю, расширены. До центральной части сада, где стоит фонтанчик. Так что я уверена, это стало для лошадей отрадой в увеличении движения.
Перст, Липисина и Ташунка между кормлениями просто дремали или принимали солнечные ванны, делая несколько шагов от поилки и обратно. На тот момент паддоки были очень небольшими, и лошади могли сделать всего несколько коротких темпов рыси. Если кто-то появлялся в поле зрения, лошади тут же оживали, Надо сказать, что время жизни лошадей было распланировано очень грамотно. Перерывы между кормлениями были не более двух часов, остальное время лошади или общались между собой, или дремали. Мне это очень нравилось, и до сих пор является эталоном лошадиной жизни. Лошади несли нагрузку каждый день или через день. АН распределял лошадей так, чтоб занятия проходили с двумя-тремя лошадьми в день. С Каоги занимался ежедневно, что неудивительно. Ведь один день простоя для жеребца уже на следующий день могла сказаться на занятиях.

Здравствуй Липа!

Но это я писала о Каоги уже более менее воспитанном. В манеже. Или выдрессированном. Как кому нравится.

Но было время, когда он был еще жеребчиком, на которого я свободно могла положить локти, пока слушала наставления АН. И был как тот период, когда он совершенно не умел себя вести при проходке в манеж, в руках. Я приходила на работу к 9ч утра два раза в неделю, и каждый раз видела одно и тоже: АН его выводил со всеми предосторожностями, взявши его рукой почти под самый недоуздок (в прочем, он водил так и Ташунку), оставляв свободным чомбур от кольца в 10 см. Жеребчик, проходя мимо кобыл свечил, орал, порывался кусать АН. И вел себя крайне беспокойно до тех пор, пока не входил в манеж.

Когда пришла весна, то обе кобылы весело вошли в охоту, что не могло не сказаться на поведении Каоги.
В ту пору АН увлекся обучением его проходить мимо кобыл и «здороваться». Этому упражнению, при выходе и заходе в манеж, уделялось каждый день по нескольку секунд. То есть при прохождении мимо кобылы , жеребец приостанавливался АН, и когда тот начинал «гугукать» кобыле, то его хвалили. Постепенно Гуся понял, что свечить не надо, надо просто «поздороваться», когда АН останавливал его и просил «поздоровайся с Липой». Как правило это происходило чаще всего напротив Липы, потому что ее прогулочный денник был ближе всего к дому Каоги.
В этот раз так же, на Гусю был одет недоуздок, и его вывели из прогулочного денника-бочки. Липисина, находясь в охоте, чуя жеребца, взвизгивала, размахивала хвостом, и гарцевала пружинистой рысью. Но в этот раз, АН решил не останавливать Каоги, а только хвалить за «гугу». Но Каоги был не согласен. Он встал на невысокую свечку, потом еще, и толкнув передней частью корпуса АН, рванул на свече в в левую сторону, к Липе. Кобыла уже вся возмущалась и била задом о стены. АН, поняв, что ситуация выходит из под контроля, попытался вывернуть жеребца от денника кобылы, но тот уже ничего не видел. Тогда АН всем телом изо всей силы стал толкать жеребца в плечо, наскакивать на него телом, и помогая себе чомбуром таки вывернул его к манежу.
Выражение лица у АН было наистрожайшее, напряженное, даже злое. Понятно, что не каждый человек, попав в подобную ситуацию, способен будет держать себя и свои эмоции под контролем. Таких единицы.

И все же, даже после этого случая, АН упорно продолжал заниматься на тему поведения жеребца при прохождении мимо кобыл, и добился успехов хотя бы в том, чтобы тот понял, что в руках надо себя вести прилично. А то самое «гугукание» записывалось на диктофон, и было использовано в фильме “Распятые и Воскресшие”.

Автор: Рашель

страница вконтакте

кордэ от Рашель

Previous post Next post
Up