Участок федеральной трассы М53 от Нижнего Ингаша до Тулуна давно оброс легендами. На длительных его отрезках асфальтированное покрытие уступает место гравию, который порой подозрительно напоминает проселок. По осени колонны фур стоят в грязи днями и неделями, истощая собственные запасы продовольствия и выходя за рамки сроков годности грузов.
Многочисленные отчеты автопутешественников и дальнобоев, которые можно найти в Сети, обильно поминают этот участок трассы "добрыми словами", обосновывая их красноречивыми фотоснимками состояния дорожного полотна. Парадоксально, но факт - проблема трассы М53 в народе известна давно, а ситуация тем не менее не менялась годами.
Прошлой осенью (или, может быть, позапрошлой) по центральным каналам российского телевидения был показан основательный репортаж об огромном количестве фур, "севших на мель" под Нижним Ингашом. Сложно сказать, стал ли тот репортаж непосредственным катализатором, но сейчас трасса М53 от Нижнего Ингаща до Тулуна больше похожа на массивную стройку, чем на стихийное бедствие. Местами уже закатан новый асфальт - пока что без разметки и обустроенных обочин. Местами уложена новая дорожная подушка из гравия. Где-то трассу перекладывают через лес заново, выстраивая рядом временные рабочие поселки. А где-то за ремонт дороги пока никто не брался.
Прогноз выглядит оптимистично - надо полагать через год другой от сражений с этой трассой останутся только водительские воспоминания. Пока же она остается своего рода испытанием - несколько десятков километров жесткого гравия, безжалостных гребенок и громадных булыжников. Чтобы избежать серьезных повреждений приходится ехать на второй, а то и на первой передаче. Мы не стали считать полный километраж этого "счастья", по грубой оценке больше 50, но меньше 100 километров, на протяжении которых приходится слушать постоянные удары отлетающими камнями в днище и болезненные скрипы рессорной подвески.
Апогеем М53 в ее нынешнем состоянии является город Нижнеудинск. Асфальта здесь нет, зато есть самые крупные булыжники на всей "гравийке" и с сибирским размахом построенные спящие полицейские. При невероятной Фединой аккуратности избежать их контактов с фаркопом не удалось дважды. Добавим сюда отсутствие освещения ночью и получим опыт, который едва ли захочется повторять. На обратном пути будем прорываться через Нижнеудинск днем.
На преодоление пары сотен киломеров, разделяющих Нижний Ингаш и Тулун у нас ушло добрых десять часов. Приехав в Ингаш ближе к четырем часам дня, на ночевку в Тулуне мы стали глубоко за полночь. За эти 10 часов изрядно потрепали свои нервы и добротно разболтали многое из того, что может быть закручено в машине.
Заправка в Нижнем Ингаше. Ожидать большого количества бензоколонок на грядущем участке пути, если честно, не приходится.
Выезд из Нижнего Ингаша - первая краткая демонстрация того, что ждет нас впереди.
Машины поднимают огромные столбы пыли, которая оседает на всем вокруг. Включая участки местных жителей.
Промежуточное состояние в ремонте дорожного полотна - подсыпана новая подушка.
И тут же участок, на котором ремонта пока нет совсем.
Сама непосредственность :)
Один из главных парадоксов этой трассы. Нормальное покрытие чередуется с "убитыми" участками. Что случилось с асфальтом? Был ли он здесь вообще? Очень любопытно было бы узнать ответы на эти вопросы.
Однако, федеральная трасса. Во всей красе.
Дорожная пыль.
Сибириские пейзажи. Вид из окна автомобиля :)
Новое полотно трассы М53. Еще в недавних отчетах асфальта в этом месте не было.
Дорожные работы.
Другой участок той же трассы.
Поселок дорожных рабочих.
Тот кто вешал здесь эти знаки обладал крайне здоровым оптимизмом :)
Строительство нового участка трассы. Старое "полотно" функционирует как объезд.
Наш вездеход. После трассы М53 ему будет что вспомнить :)