Скромное приглашение или за работу, товарищи-хайдзины, за работу…

Oct 16, 2012 12:49


Была опубликована моя рецензия на последнем конкурсе хайку.

http://mk-haiku.livejournal.com/12195.html

Пользуясь случаем, искренне благодарю всех организаторов. Они достойны памятника. Но этим, как всегда, займутся потомки. Особая признательность Наталье

taysha   - за приглашение, труд, терпение, принципиальность, помощь, внимательность, оптимизм, юмор, ум, доброту и широту души. Я бы не побоялся свести это в одно слово - за мудрость.

Я подозревал, что рецензия вызовет разные реакции. Там есть к чему прицепиться, по делу и без. Начиная от ошибок в пунктуации до очень серьезных огрехов с моей стороны. Какие-то важные моменты я плохо передал, но, при желании, до них можно догадаться самому (у "незаменимости", "уникальности" составных частей в ториавасэ могут быть степени, поэтому лучше говорить о "редкости"; полная незаменимость идеальна, но не всегда реальна; тем не менее и 2, и 3 и даже 4 много меньше, чем 100). Что не снимает с меня ответственности. Некоторые вещи я просто прошляпил, не разглядел стих. Во время хайкукай проводится обсуждение стихов, часто без раскрытия авторства, а потом уже участники выбирают лучшие хайку. Именно такой обмен мнениями и позволяет прочувствовать стих более глубоко, а порой - просто понять, что ты его сначала не "догнал" вообще. Дополнительная информация, взгляды и суждения других очень важны. Тем не менее, я сознательно зашторил все окна, т.к. знание авторов мне бы очень мешало. Может, сопутствующие риски оказались выше, чем я предполагал.

Как сказал недавно в интервью наш молодой знаменитый мастер каллиграфии: "Часто говорят о приоритете качества. Это чушь. В каллиграфии важнее количество. Только оно потом даст качество". Мне тоже хотелось успеть дать побольше, чтобы получилась общая картина, пусть даже с плохой прорисовкой деталей.

Читать стихи очень интересно, читать рецензии на стихи - может, и интересно, но не очень; заниматься разбором разборов разбора стихов - седьмая вода на киселе. Что написано, то написано. Я знаю, как оно мне далось, в чем и перед кем был неправ, что сейчас бы написал совсем по-иному и проч. Есть несколько принципиальных моментов, т.е. промахов с моей стороны, и по ним я начал работать, в первую очередь напрямую с самими заинтересованными сторонами. Буду работать и дальше в тех формах, которые сочту целесообразными.

Есть еще куча моментов, которые могут кого-то удивить, задеть и покоробить, но которые, быть может, не очень важны с точки зрения общего дела - развития жанра хайку на русском языке. За все эти мои ляпы, огрехи, корявости и недосмотры я одним разом, такой же большой кучей, прошу прощения и чуток терпения. А больше всего прошу разумной, даже рациональной (мы все живем в условиях ограниченности ресурсов, в первую очередь, времени) расстановки приоритетов, т.е. понимания того, что является важным, а что - не очень.

Помните, как в "Эре милосердия"? Мое мнение таково: хайку на русском языке находится сейчас на таком этапе, когда мы, увы и ах, должны сначала бежать за преступником, а потом уже оказывать помощь раненой им жертве. Это и было лейтмотивом рецензии. Если при этом кого-то чем-то резануло, прошу прощения. Бежал я за ним в толпе, распихивал людей в стороны, могли быть невинно пострадавшие. Еще раз извиняюсь и глубоко сочувствую.

Я понимаю, что у многих напрашивается вопрос: "Кто ты вообще такой?!" У меня только один ответ: это не важно. Вообще не важно. Не важно, кто я такой и кто вы такие. Не будем тратить на это время. Важно то, что существует ряд моментов, на которые не обращается достаточного внимания при написании стихов, но которые, как я пытался доказать, являются ошибками. Конечно, есть степени и оттенки, и по ним можно спорить. Есть оправданные исключения. Но! Как сказал тот же мастер каллиграфии: "Сейчас модно разрушать "ката" (те самые ката - от каратэ до искусства). Но вы можете разрушить ката, выйти из него, только если вы им в совершенстве овладели. Иначе получается фигня". Так и сказал, "фигня". У него, вообще, специфический образ.

Я предлагаю освоить "ката". Не буду повторяться насчет повторений, надеюсь, из рецензии было понятно. Надеюсь, также понятно, что они могут лежать глубже, чем кажется на первый взгляд. Но я предлагаю начать с того, что лежит на самой поверхности. С того самого стиха о сапожнике. Если я смогу убедить на 100 процентов насчет сапожника, я буду считать мою миссию выполненной. Все остальное готов забрать обратно или переправить. В общем, полцарства за сапожника. Хорошо бы, чтобы не осталось ни малейших сомнений.

Поэтому приглашаю. Добавить строку или слово. Есть два варианта.

1.

снежинку с гвоздя

сдувает сапожник

Нужно доделать хайку, добавив строку. Это может быть ториавасэ, как скажете.

2.

ремонт обуви

снежинку с гвоздя

сдувает (добавить сюда кто сдувает … или что-то еще)

Это может показаться разучиванием таблицы умножения доктором математических наук, но это не так. Говорят, что Гидон Кремер (или кто-то другой великий… не помню), когда стал в возрасте, каждый день занимался "переходами" (или как это, я не скрипач, простите). На удивленное замечание "это же проходят еще в музыкальной школе!" он ответил, что именно это и перестаешь слышать. Герд Мюллер тренировался бить по пустым воротам с 2 метров, а потом они выиграли в финале у лучших в истории голландцев с Круиффом во главе. Если надо, придумайте, пожалуйста, себе оправдание сами.

Ведь, если заменить строку или слово, может получиться такое хорошее хайку.
Previous post Next post
Up