Отметим День рыбака достойно! Двойная рецензия на фильм Бориса Хлебникова "Снегирь"

Jul 09, 2023 23:45



Этот фильм, разумеется, пропустить я не мог. В кои-то веки наши киноделы решили рассказать зрителям не о милиции или врачах, а о представителях такой депрессивной профессии, как рыбаки. Имевшийся за плечами рюкзачок более чем четвертьвекового стажа работы на судах рыбопромыслового флота выбора не оставил, и мы втроём с другом (тоже работавшим на рыбаках) и племянником (не имеющим к морям никакого отношения) в унылый, дождливый вечер отправились в кинотеатр. Зал был заполнен примерно наполовину, что, по нынешним временам, как мне кажется, вполне неплохо. Кстати, у нас, в Петропавловске-Камчатском (как ни крути, а ещё недавно он был городом моряков) в обоих главных кинотеатрах в премьерную неделю было по два сеанса: дневной - примерно в 12:00, и полуночный, с которого фанаты отечественного кино выходили с мятыми физиономиями в три часа ночи. У меня сложилось такое ощущение, что отбивать фильм в финансовом плане не планировали вообще, поскольку все нормальные сеансы были отданы какой-то проходной голливудской мистической шляпе. Мы пошли на «Снегиря» уже на третьей неделе показа, когда для него в расписании нашлось нормальное место.
После фильма я попросил племянника написать короткий отзыв, чтобы была возможность сравнить свои ощущения с мнением человека, не загруженного багажом профессиональных знаний. Предваряя его рецензию, скажу, что мне показалось, что племяш после фильма был в некотором недоумении, пытаясь разобраться, чем он его зацепил. Особенно учитывая тот факт, что к современному отечественному кинематографу у него крайне скептическое отношение.
Итак, молодёжный отзыв:
Снегирь - драма, повествующая о людях, вынужденных выживать и работать на уже основательно прогнившем и заржавевшем судне.

Экипаж корабля - люди, потрёпанные судьбой и уже давно забывшие значение слова «эмпатия». Режиссёру удалось создать таких персонажей, каких зритель спокойно может знать лично, характеры которых распространены на постсоветском пространстве. Тут и тралмастер «Отец Геннадий», олицетворяющий собой образ настоящего мужика, но при этом, совершенно не понимающий современную молодёжь и даже своих детей. Юрик - весельчак и пофигист, который готов героически спасти норвежского рыбака, рискуя жизнью, но жестоко издевается над ближним своим. Его пофигизм и становится причиной смерти одного из персонажей. Капитан корабля такой же пофигист, застрявший где-то в мире музыки 90-х.

Герои - неидеальны, что делает их живыми и человечными. Правдоподобность их образов, также подкрепляется достойной актёрской игрой.

Однажды, их «гармоничное» существование в рамках судна нарушают двое курсантов морского училища, что и становится отправной точкой сюжета. С самого начала они становятся для экипажа обузой и предметом для вымещения своего негодования. В ходе развития сюжета, одному из них удаётся влиться в коллектив, но положение второго так и остаётся на морском дне, которое тоже оказывается пробито из-за его легкомысленного, по мнению бывалых моряков, отношения к рыбацкой профессии.

Молодой актёр хорошо справляется со своей работает, а издевательства над ним со стороны остальных членов экипажа, не терпящих любых проявлений слабости, к которым вот уже присоединился его бывший друг, вызывают дискомфорт и жалость к персонажу.

О части со штормом многого не скажешь, она просто отлично снята. Тряска камеры в этот момент создаёт эффект присутствия, ещё больше погружая зрителя в действие.

Фильм получился хорошим, но «не для всех». 7/10

А теперь за дело берутся старпёры:

Сначала об источнике авторского вдохновения. В титрах указано, что это был старый полудиссидентский советский роман Георгия Владимова «Три минуты молчания». Если мне не изменяет память (читал его давно), то фильм не имеет к книге абсолютно никакого отношения, и - опять же, если мне память не изменяет, - слава Богу!
В общем, сюжет уже частично освещён в предыдущем отзыве, и здесь я его только немного дополню. В результате разгильдяйства Юрика погиб один из пацанов (Никита), - тот, который не влился, так сказать, в коллектив. Когда «Снегирь» возвращался домой, начался шторм ужасающей силы, который чуть не потопил пароход. Тем не менее, команда «Снегиря» смогла сплотиться и не просто вышла с честью из казалось бы безвыходного положения, но и спасла экипаж терпящего неподалёку крушение норвежского судна. В этом деле самым лучшим образом показал себя тот самый Юрик. И вот, когда по возвращению парохода в порт начались следственные разборки по поводу гибели пацана, перед каждым встаёт дилемма: рассказать правду, или солгать и спасти Юрика, ведь погибшему-то уже ничем не поможешь. В итоге даже Отец Геннадий, который лучше всех относился к пацану, всё-таки принимает решение выручить Юрика и заявляет следователю, что в трагедии был виноват сам Никита.
Итак, что в фильме хорошего. Во-первых, это внятно прописанная история, может быть со слегка размытой концовкой. На мой взгляд, после того как Отец Геннадий сделал свой нелёгкий выбор, нужна была какая-то точка, показывающая трансформацию кого-то из главных героев, или наоборот: то, что ложь во спасение оказалась напрасной, и Юрик остался таким же, как был. В заключительных кадрах на это как бы намекают, но не более. Тем не менее, сама история - на четвёрку с увесистым плюсом.
Далее: в это трудно поверить, но в данном современном отечественном кино нет любовных историй! Вообще нет! Осознав это в конце фильма, я готов был аплодировать авторам стоя.
Так же хочу отметить абсолютно не претенциозное и не замороченное название - тоже молодцы!
Следующее достоинство: компьютерная графика. Тут, на мой взгляд, даже некоторый перебор: когда начали показывать шторм, я чуть не пожалел, что не прихватил с собой памперс.
Игра актёров - очень неплоха, однозначно. Особенно хороши были Тимофей Трибунцев в роли Юрика, Макар Хлебников (Никита), Анатолий Попов (капитан) и даже Александр Робак (Отец Геннадий), который мне как актёр раньше категорически не нравился, смотрелся уместно. Да и все остальные отработали очень достойно. Собственно, лично для меня за этим скрывается главное достоинство фильма: я не просто верю этим актёрам - буквально каждый типаж я встречал в реальности. Чтобы было понятно: не просто незадачливого салагу, или безбашенного капитана, а людей, действительно очень похожих на персонажей.
Именно поэтому я рекомендовал этот фильм к просмотру всем своим друзьям.
Ну а теперь ведёрко с дёгтем. Точнее с клюквой, потому что глупые ляпы лезут из повествования один за другим. Конечно, для обычного зрителя (сужу по своему племяннику) они вообще не очевидны и никак не мешают восприятию, но мне, как потомственному рыбаку во втором поколении, смотреть было не просто. Например, в одном из эпизодов, когда повествование начало стремительно приближаться к катарсису, мы с другом, вместо того чтобы погрузиться в сюжет, недоумённо переговаривались, не понимая, что происходит на экране - настолько тупую и неправдоподобную ахинею там впаривали. И речь здесь идёт не о дурацких придирках, которые я встречал потом в других рецензиях, типа «мёртвой рыбы из магазина», которую только что вытянули из воды на палубу. К слову, так же я не согласен с тем, что фильм очерняет профессию рыбака. Где-то, действительно, есть некоторый перебор, но с другой стороны, например, по той же пьянке до настоящей, реальной жести и близко не дотянулись.
Поскольку я уже кое-что почитал о создании фильма, причина всех клюквенных косяков мне ясна. Дело в том, что для соблюдения реалистичности повествования создатели фильма решили отправить в рейс на настоящем рыбацком пароходе сценаристку - Наталию Мещанинову. Идея прекрасная, спору нет, но неужели трудно было в добавок к этому пригласить на съёмки консультанта? Неужели в Мурманске настоящих, опытных рыбаков мало? Ох,не на том решили экономить!
В общем, про подобные недостатки фильма я здесь говорить не буду: на мой взгляд, поскольку его снимали не только для профессиональных рыбаков, то плюсы однозначно перевешивают минусы, которые рядовому зрителю не так уж и важны. Но вот про некоторые проявления халтуры всё же упомяну. Во-первых, очень неудачно показана качка внутри судна. Чарли Чаплин ещё во времена немого кино снимал её на порядок лучше, а здесь какая-то дурацкая дерготня камеры, которая ни на один процент не передаёт реальности. Во-вторых, очень режет глаз, что практически все внутренние съёмки (во всяком случае - до шторма) и некоторые наружные снимались либо в павильоне, либо на судне, стоящем у пирса на береговом электропитании. На настоящем, работающем пароходе все незакреплённые предметы, типа занавесок, полотенец, висящей робы и т. п. - «живые», и слегка покачиваются в такт даже небольшой качке. Создать такой эффект - раз плюнуть, даже без использования новейших достижений в киносъёмке. Так же, абсолютно неправдоподобна тишина во многих сценах. Лёгкий (или совсем не лёгкий) гул на судах сопровождает тебя абсолютно во всех помещениях. Уж на «Снегире»-то (если мне память не изменяет, это СРТМК) - абсолютно точно.
Тем не менее, общая оценка у меня будет даже чуть выше, чем у моего племянника - 8/10.

кино, Море

Previous post Next post
Up