В своих показаниях 25 сентября 1917 года С. Рошаль категорически отверг попытки Временного правительства объяснить массовое народное движение действиями отдельных людей. «...Причинами, вызвавшими это движение, - заявил он, -я считаю военную политику Временного правительства, которая вызвала возмущение и недовольство масс, а также аграрную политику правительства и стремление в рабочем вопросе стать на точку зрения интересов капитала. Всё это вместе, естественно, заставило массы волноваться, и никакая организация не в силах была удержать проявление этого неудовольствия. Тем более что массы чутьём угадывали возможность возникновения военной диктатуры, которая впоследствии так рельефно проявилась в мятеже Корнилова».
Утром 26 октября, после победы Великой пролетарской революции, для Рошаля вновь раскрылись двери тюрьмы. Тотчас Семён явился в распоряжение Петроградского военно-революционного комитета и с прежней неистощимой энергией включился в боевую организаторскую работу. В тот же день С. Рошаль по просьбе члена Кронштадтского комитета т. Пронина едет в крепость и выступает со страстной речью об Октябрьской революции на линкоре «Заря свободы», а ранним утром 27 октября на пристани перед четырехтысячным отрядом моряков, отправляющихся на помощь Питеру.
27 октября на рассвете прибывшие с фронта три эшелона казаков генерала Краснова заняли Гатчину. ВРК города немедленно отправил в Смольный своего представителя с просьбой срочно прислать вооруженный отряд и комиссара. Петроградский ВРК тотчас же посылает сводный отряд из моряков и двух рот Семёновского и Измайловского полков. Комиссаром назначается С. Г. Рошаль. Но в 3 часа 30 минут станцию Гатчину, на которой должен был разгружаться отряд, уже заняли казаки. Угрожая расстрелом, красновцы, разоружили отряд.
В историческом очерке «Гатчина» его авторы Л. В. Рузов и Ю. Н. Яблочкин сообщают: «Кроме П. Е. Дыбенко и В. А. Антонова-Овсеенко горячее участие в руководстве вооружённой борьбой с контрреволюционной авантюрой Керенского - Краснова принял замечательный кронштадтский трибун С. Г. Рошаль. Очутившись в стане врага, он одним из первых начал агитацию, среди казаков, причём едва не подвергся аресту. Только находчивость (он вовремя переоделся в солдатскую одежду) спасла Рошаля от самосуда красновских офицеров. Пробравшись через казачьи кордоны в расположение советских войск, он доложил советскому командованию о силах и настроениях отряда Краснова».
В тревожную ночь на 29 октября, когда в Питере вспыхнул мятеж юнкеров, Рошаль во главе отряда моряков штурмовал гостиницу «Астория», где забаррикадировались офицеры-ударники. Смелым натиском удалось быстро ликвидировать это гнездо белогвардейцев.
Возвращаясь в Гатчину, на Нарвском шоссе Рошаль встречает гвардейский Волынский полк, солдаты которого поддались офицерской провокации, самовольно снялись с позиций, направились обратно в город, якобы для защиты Питера. Тут же он устраивает летучий митинг, становится во главе полка, - пишет Н. А. Ховрин, - и ведёт его к центру боев в Пулково. 31 октября в 17 часов в Пулкове, в полевом штабе, по свидетельству Г. И. Петровского, «шло жаркое обсуждение дальнейшей тактики. Рошаль уверенно выступил против доводов военных специалистов, настаивающих приостановить наступление. Он требует не давать врагу опомниться, окончательно, последним ударом опрокинуть сломленные части Керенского. И эта его точка зрения побеждает: казаки сдались, Керенский позорно сбежал из Гатчины».
«За эти дни можно было его встретить, - написано в декабре 1917 года в бюллетене Бюро военных комиссаров, - постоянно идущим в первых рядах восставших рабочих и солдат и несущим навстречу пулям и снарядам пламенное слово. Таким он сохранился в памяти всех переживших эти величественные дни восстания».
После того как закончились бои, и Гатчина была укреплена и окончательно очищена от контрреволюционеров, Семён Рошаль получил новое высокое назначение - правительственного комиссара Румынского фронта. Мандат был подписан В. И. Лениным.
Между тем в Могилёве, в ставке верховного главнокомандующего, генерал Духонин по соглашению с военными представителями стран Антанты готовил мятеж. Когда Советское правительство предложило Духонину начать немедленно переговоры с германским командованием о перемирии, он отказался выполнить это предписание. Тогда приказом Советской власти Духонин был смещён. Для отстранения генерала Духонина в ставку срочно выехал назначенный Советским правительством новый главнокомандующий Н. В. Крыленко в сопровождении комиссара Румынского фронта С. Г. Рошаля. Одновременно для борьбы с мятежниками были посланы 7 эшелонов вооруженных отрядов рабочих, матросов и солдат. По пути следования ими была сделана остановка в Невеле, о которой в письме ко мне бывший член ревкома 3-й пехотной дивизии А. Кучурный пишет: «Наш армейский корпус входил в армию Румынского фронта, был переброшен Керенским в Витебскую губернию для подавления революции в Петрограде, а поэтому Ваш брат С. Г. Рошаль уже находился в одной из частей Румынского фронта и мы его называли «наш комиссар».
Остановка эшелона тт. Крыленко - Рошаль была предусмотрена ещё в Петрограде и вызвана тем, что командующий 17-м корпусом генерал Шиллинг - англичанин по национальности и подданству - не подчинился приказу из Смольного оставить корпус и добровольно выехать в Петроград в штаб тов. Подвойского...
Мне, как и другим членам ревкома, пришлось ехать в части и организовывать добровольцев из числа солдат для пополнения отряда тт. Крыленко - Рошаль. С. Г. Рошаль поехал вместе со мной, и благодаря его ораторско-агитационным способностям добровольцев оказалось больше, чем требовалось. Через три дня ставка... была взята, а Духонин с несколькими высшими офицерами были арестованы и водворены в классный вагон штаб-квартиры тт. Крыленко и Рошаля».
По прибытии экспедиции в Могилев две роты гвардии 1 Финляндского полка под командованием П. Сидорова заняли ставку и передали Рошалю задержанного там Духонина. Рошаль на машине доставил его в вагон Н. В. Крыленко. По окончании операции в ставке С. Г. Рошаль отправился через Одессу в Яссы для выполнения возложенного на него правительством поручения на Румынском фронте.
В Одессе, Кишинёве и Соколе Семён Рошаль проделал большую работу по созданию большевистского ВРК фронта, опираясь на который, телеграфно издал войскам распоряжение о том, что без скрепляющей подписи комиссара фронта приказы командующего фронтом генерала Щербачёва не выполнять. Затем Рошаль вступил в переговоры по прямому проводу с командующим о его подчинении Советской власти. Последний предложил приехать в ставку, обязавшись совместно с румынскими властями гарантировать безопасность. Не подозревая вероломства, С. Г. Рошаль вместе с членами ВРК фронта поехал в Яссы.
«По прибытии в Яссы, - сообщают члены ВРК, - явились 1 на квартиру генерала Щербачёва, где была отведена для заседаний комната. На открытии заседания присутствовавшие на нём члены Национального комитета ушли и собрались в 1 отдельной комнате. В это время членам ВРК стало известно, что их решили арестовать. Представители Национального комитета после совещания предложили ВРК ультиматум: или они войдут целиком в ВРК, или он существовать не будет. ВРК ответил, что ни в какие сделки, ни с кем он вступать не будет. Тогда членам комитета предложили сдать оружие и по одному стали выводить на улицу. На улице стоял громадный караул, и она совершенно была очищена от прохожих. Сзади и спереди были казачьи войска. В это время раздался выстрел. Среди собравшихся началось волнение. Тогда комиссар Рошаль, находившийся среди арестованных, обратился с речью, указывал, что выстрел провокационный, и призвал не поддаваться на провокации. На заставе при выходе из города румынский офицер приказал солдатам, сопровождающим Рошаля и членов ВРК, отправиться обратно. Однако конвой отказался. Тогда арестованных ввели в помещение и начались переговоры по телефону. Вскоре прибыл казачий офицер, который спросил: «Кто из вас Рошаль?». Офицер, проверив его документы, грубо заявил, что может с ним сделать всё, что захочет» (Бюллетень Бюро военных комиссаров, 1917 г.).
4 декабря арестованные члены ВРК были отправлены на пограничную станцию Сокол, а Семён Рошаль схвачен и зверски растерзан. Ещё в январе 1918 года достоверно не было известно о гибели С. Рошаля, и III Всероссийский съезд Советов принял приветствие, в котором выразил полную уверенность, что могучая воля и сильные руки рабочих и крестьян откроют двери его темницы.
Ярко и героически прожил свою недолгую жизнь Семён Григорьевич Рошаль, показывая пример беззаветной храбрости, стойкости и преданности делу социалистической революции.
М. Рошаль
...............................................................................................................................
Здесь же приведу небольшой отрывок из мемуаров М.Г. Рошаля "На путях революции" (стр.148-149). Книга вышла в 1986 году, и там есть некоторые новые сведения об обстоятельствах гибели Семёна Рошаля.
17 ноября С. Рошаль был назначен правительственным комиссаром Румынского фронта. В это время в Могилёве, в ставке Духонина, готовился антисоветский мятеж. Туда Советским правительством был направлен новый главковерх Н. В. Крыленко, вместе с которым в Ставку выехал и Семён Рошаль. Он провел там десять трудных дней, приняв активное участие в подавлении заговора, а затем через районы, занятые украинской контрреволюцией, пробился в Кишинёв.
В Яссы, в штаб Румынского фронта, Семён проник тайком, минуя пограничные кордоны. Но в штабе ему и его товарищам - членам Военно-революционного комитета фронта Корневу и Аксёнову - пришлось вступить в схватку с контрреволюцией, возглавляемой помощником командующего генералом Щербачёвым.
Попытка мирным путём подчинить штаб Румынского фронта Советской власти не удалась. Вот что рассказали об этом вернувшиеся с Румынского фронта члены ВРК:
«В Яссах должен был собраться ВРК. Румынскими властями и генералом Щербачёвым членам его была гарантирована полная безопасность. По прибытии в Яссы явились на квартиру к генералу Щербачёву, где была отведена для заседания комната. Поприсутствовав на открытии заседания, члены Национального комитета (ставленники Керенского. - М. Р.) удалились в соседнюю комнату. В это время членам ВРК стало известно, что их решили арестовать. Представители Национального комитета после совещания предложили ВРК ультиматум: или они войдут целиком в ВРК, или его существовать не будет. Членам ВРК предложили сдать оружие и по одному выходить на улицу. На улице стоял громадный караул... Сзади и спереди были казачьи войска. В это время раздался выстрел. Среди собравшихся началось волнение. Тогда комиссар Рошаль, находившийся среди арестованных, обратился с речью, указывая, что выстрел провокационный, и призывал не поддаваться на провокацию. На заставе, при выходе из города, румынский офицер приказал солдатам, сопровождавшим Рошаля и других членов ВРК, отправиться обратно. Однако конвой отказался... Арестованных ввели в помещение, и начались переговоры по телефону. Вскоре прибыл казачий офицер, который спросил: «Кто из вас Рошаль?» Офицер, проверив его документы, грубо заявил, что он может сделать с ним всё, что захочет. Товарищей Рошаля и Роха (Рох - представитель Одесского комитета РСДРП(б) - М.Р.) увезли, а остальных вывели за город и отпустили. Через некоторое время члены ВРК узнали, что Рошаля из Ясс куда-то перевезли…»1
Происшествие в Яссах произошло из-за недоучёта сил противника, излишней доверчивости ВРК, из-за коварства и вероломства изменника Щербачёва, который решил расправиться с С.Г. Рошалем, разыграв комедию его тайного исчезновения.
Обратимся к свидетельству сына Щербачёва, который в то время состоял адъютантом у Щербачёва-отца. «Судьба Рошаля, - пишет он в своих воспоминаниях, - остаётся неясной: арестован он был в декабре румынами, сидел в румынской тюрьме. Во второй половине декабря он пропадает загадочным образом... Однажды в тюрьму, где содержался Рошаль, прибыло двое в форме русских офицеров, у которых имелось приказание румынского коменданта, с печатью и всеми другими атрибутами подлинности, выдать им Рошаля на руки. Рошаль был выдан, офицеры сели в автомобиль, посадили Рошаля и уехали. После этого прошло два дня. Случайно выяснилось, что комендант и не думал давать никакого приказания относительно Рошаля и что бумага была подложной. Итак, Рошаль пропал. Вероятно, ему удалось бежать со своими единомышленниками (!!!). На другой день в русской газете «Республиканец» промелькнула заметка о том, что в окрестностях Ясс найден труп, но-видимому русского, одетого в солдатскую гимнастерку без погон. Имеются следы насильственной смерти - было предположение, что это и был Рошаль...»2
В книге М. С. Френкина «Революционное движение на Румынском фронте» содержится еще одно свидетельство: «...Содержание приколотой к груди убитого записки с гнусными обвинениями очень напоминает клевету белогвардейщины, направленную против С. Рошаля еще в период его революционной деятельности в Кронштадте. Указанные обстоятельства дают основание полагать, что убитый был именно С. Рошаль» 3.
1. Бюллетень Бюро военных комиссаров, 1917, декабрь, № 2.
2. Летопись революции. 1925, № 1.
3. Френкин М.С. Революционное движение на Румынском фронте. 1917 г. - март 1918 г. М., 1965, с. 233.
................................................................................................
Кстати, в своей книге Михаил Рошаль вспоминает о первом советском документальном фильме "Октябрьский переворот", снятом в 1918 (или даже в 1917) году П.К. Новицким: "В фильме есть кадры, запечатлевшие ночлег в Гатчинском дворце утомлённых боем солдат и матросов. На киноленте среди красногвардейцев можно увидеть спящего на стуле их командира - Семёна Рошаля". В сети этот фильм я не нашёл, наверное нашим историкам он оказался не очень интересен. Может пиндосы что оцифровали, поскольку десять копий этого фильма, по личному распоряжению Ленина, были отправлены в Америку.