Click to view
Bernardus, abbas dictus de Claravalle "Liber de diligendo Deo"
"..18. Всякому, пользующемуся разумом, по природе свойственно стремиться к тому, что, на его взгляд, является лучшим, и не довольствоваться тем, чему недостает чего-то желаемого. Ведь, например, у того, кто имеет красивую жену, более красивая женщина вызывает дерзкий взгляд или помысел; носящий дорогую одежду желает иметь более роскошную, а обладающий значительным состоянием завидует более богатому. Можно видеть людей богатых землей и владениями, но каждодневно присоединяющих поле к полю и с непомерной алчностью расширяющих пределы свои. Можно видеть обитателей царских палат и просторнейших дворцов, беспрестанно прибавляющих дом к дому и обуреваемых беспокойным стремлением рушить, строить и круглое заменять квадратным.
А люди, удостоенные высших почестей! Разве они в своем ненасытном честолюбии не стремятся всеми силами возвыситься еще больше? И нет конца этим желаниям, ибо нельзя найти во всем этом наивысшего и наилучшего. Но тогда нужно ли удивляться, что не может удовлетвориться низшим и худшим тот, кто не успокаивается, обладая высшим и лучшим? Однако глупо и крайне безрассудно вечно желать того, что никогда не сможет не то что удовлетворить, но даже просто приглушить желание. Ведь обретя желаемое, будешь стремиться к тому, чем еще не завладел, и, не зная покоя, жаждать недостающего. И получается, что душа, блуждающая между разнообразными ложными соблазнами мира сего, не насытившись, устает от пустых трудов и при этом все жадно поглощенное кажется ей ничтожным по сравнению с тем, что ей еще не удалось поглотить. И все время желает она недостающего, вместо того, чтобы радостно наслаждаться имеющимся. Но кто может владеть всем? Ведь даже тем немногим, что с трудом приобретено, владеет человек со страхом, ибо хотя и не знает наверняка, когда случится горестная утрата, знает, что когда-то непременно случится. Извращенная воля стремится напрямик достичь наилучшего, спеша к тому, что смогло бы удовлетворить ее. Но на самом деле на подобных извилистых путях тщеславие играет само с собой, и лжет неправда себе. Ведь если собираешься исполнить желаемое, то есть, обрести то, более чего иметь уже не захочешь, то зачем искать что-то иное? Ты идешь окольными дорогами, и много раньше, чем таким круговым путем достигнешь желанной цели, к тебе придет смерть..."