Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св.Софии в Новгороде

Dec 23, 2012 18:26

Эта достаточно редкая книга В.И.Лазарева была подарена моему отцу в конце 70-х годов, и до сих пор вызывает чувство внутреннего трепета своим удивительным сочетанием красок, открывая двери в иное... Вот, дошли руки сделать сканы цветных фотографий из неё.
Немного о предмете издания :
"Так называемые таблетки (то есть небольшие иконки, написанные на
туго пролевкашенной паволоке) широко применялись, насколько нам из-
вестно, лишь на Руси. Недаром они привлекли такое внимание антиохийско-
го патриарха Макария, чье путешествие в Россию в половине XVII века опи-
сал его сын архидиакон Павел Алеппский. Из нижеприводимого текста
явствует, что эти таблетки были для них чем-то необычным и поэтому они
ими живо заинтересовались при посещении московского Успенского собора:
„Знай, что в этой великой церкви, а также в соборах Архангельском и Благо-
вещенском и во многих больших церквах и монастырях находятся ковчеги
наподобие книги, крытые бархатом или парчой, посеребренные и позолочен-
ные. Они заключают в себе двенадцать изящных икон на тоненьких дощеч-
ках, на каждой иконе с обеих сторон изображены святые одного месяца; или
ковчег заключает в себе шесть образов, и тогда на каждой стороне образа
бывает изображение святых одного месяца. Эти ковчеги именуются годо-
выми, ибо в них заключаются иконы всех святых, коих память совершается
в течение дней года, со всеми господскими праздниками, семью (вселенскими)
соборами и иными праздниками и святыми, греческими и русскими. В каждой
церкви имеет ся не один такой ковчег, но три и четыре, разных видов и раз-
меров. Они хранятся на полках аналоев, покрытых пеленой и стоящих перед
дверьми алтарей. Экклесиарх вынимает икону каждого месяца и кладет ли-
цевою стороною (на аналой), оставляя до конца месяца. После него вынимает
другую. Перед ней всегда стоит свеча.
Это свидетельство Павла Алеппского, хотя в нем и встречаются неточ-
ности, не оставляет никаких сомнений относительно функционального наз-
начения таблеток.
В музеях СССР имеется немалое число таких таблеток, но все они разроз-
ненны, а потому носят случайный характер. Наиболее полный подбор табле-
ток хранится в Суздальском историко-художественном музее (серия, вклю-
чающая двадцать таблеток из Рождественского собора) и в Новгородском
историко-архитектурном музее-заповеднике (серия из восемнадцати табле-
ток Софийского собора, так называемые софийские святцы). Софийские
святцы небольшого размера (24 х 19,5 см), отличаются высокохудожествен-
ным исполнением и по времени предшествуют суздальским таблеткам.
В данном альбоме сделана попытка с наивозможной полнотой восстановить
серию софийских святцев, включив в нее недостающие звенья, оказавшиеся
разбросанными по различным музеям и частным собраниям. В результате
такой работы можно получить представление о том, каков был первоначаль-
ный состав софийских святцев и какое место они занимают в истории нов-
городской станковой живописи.
Строго говоря, таблетки в такой же мере принадлежат к станковой живо-
писи, как и к миниатюре. Они стоят на грани между этими двумя видами
искусства. Таблетки предназначались для того, чтобы класть их на аналой в
дни тех церковных праздников либо в дни поминовения тех святых, которые
были изображены на святцах4. На аналое они сменяли друг друга соответ-
ственно ходу церковного календаря и здесь были доступнее для поклонения,
нежели большие иконы, входившие в состав иконостаса и рассчитанные на
восприятие издалека. В самом факте появления столь маленьких икон дает о
себе знать более интимное отношение к религии: икона приближается к верую-
щему, между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь."
[Spoiler (click to open)]


Рождество Христово/Nativity of Christ



Введение во Храм/Presentation of the virgin in the Temple



Три отрока в пещи огненной/Three hebrew children in the fiery furnace



Собор Архангелов/Assembly of Archangels



Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник/St/Nicolas Thaumaturgus, John the Almsgiver, Basil the Confessor



Крещение/Baptism of Christ



"О тебе радуется"/In thee rejoiceth



Воздвижение креста/Raising of the cross



Нерукотворный Спас/Holy Face



Иоанн Предтеча в пустыне/John the Baptist in the desert


Успение/Dormition


Преображение/Transfiguration



Сошествие Св.Духа/Descent of the Holy Ghost



Сорок мучеников севастийских/Forty martyrs of Sebaste



Богоматерь Одигитрия/Virgin Hodegetria



Троица/Trinity



Федор Стратилат и Федор Тирон/Theodore Stratilates and Theodore Tiron



Воскрешение Лазаря/Raising of Lasarus



Вознесение/Ascention



Распятие/Crucifixion



Тайная Вечеря.Омовение ног.Моление о Чаше.Предание Иуды/Last supper.Washing of the feet.Agony in the garden.Betrayal of Judas



Целование Иуды.Христос перед Каиафой и Анной.Отречение апостола Петра.Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату/Kiss of Judas.Christ before Caiaphas and Annas.Denial of Apostle Peter.Trial of Christ before Pilate



Бичевание Христа.Поругание Христа.Ведение ко кресту.Восхождение на крест/Scourging of Christ.Mocking of Christ.Way to calvary.Christ ascending the cross



Испрошение тела Христау Понтия Пилата.Снятие со креста.Положение во гроб.Явление Ангела женам-мироносицам/Request for Christ's body.Descent from the cross.The Entobment.Holy Women at the sepulchre



Спас/Saviour



Покров Богоматери/Virgin of Mercy

живопись, нвогородское искусство, православие

Previous post Next post
Up