Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св.Софии в Новгороде
Dec 23, 2012 18:26
Эта достаточно редкая книга В.И.Лазарева была подарена моему отцу в конце 70-х годов, и до сих пор вызывает чувство внутреннего трепета своим удивительным сочетанием красок, открывая двери в иное... Вот, дошли руки сделать сканы цветных фотографий из неё. Немного о предмете издания : "Так называемые таблетки (то есть небольшие иконки, написанные на туго пролевкашенной паволоке) широко применялись, насколько нам из- вестно, лишь на Руси. Недаром они привлекли такое внимание антиохийско- го патриарха Макария, чье путешествие в Россию в половине XVII века опи- сал его сын архидиакон Павел Алеппский. Из нижеприводимого текста явствует, что эти таблетки были для них чем-то необычным и поэтому они ими живо заинтересовались при посещении московского Успенского собора: „Знай, что в этой великой церкви, а также в соборах Архангельском и Благо- вещенском и во многих больших церквах и монастырях находятся ковчеги наподобие книги, крытые бархатом или парчой, посеребренные и позолочен- ные. Они заключают в себе двенадцать изящных икон на тоненьких дощеч- ках, на каждой иконе с обеих сторон изображены святые одного месяца; или ковчег заключает в себе шесть образов, и тогда на каждой стороне образа бывает изображение святых одного месяца. Эти ковчеги именуются годо- выми, ибо в них заключаются иконы всех святых, коих память совершается в течение дней года, со всеми господскими праздниками, семью (вселенскими) соборами и иными праздниками и святыми, греческими и русскими. В каждой церкви имеет ся не один такой ковчег, но три и четыре, разных видов и раз- меров. Они хранятся на полках аналоев, покрытых пеленой и стоящих перед дверьми алтарей. Экклесиарх вынимает икону каждого месяца и кладет ли- цевою стороною (на аналой), оставляя до конца месяца. После него вынимает другую. Перед ней всегда стоит свеча. Это свидетельство Павла Алеппского, хотя в нем и встречаются неточ- ности, не оставляет никаких сомнений относительно функционального наз- начения таблеток. В музеях СССР имеется немалое число таких таблеток, но все они разроз- ненны, а потому носят случайный характер. Наиболее полный подбор табле- ток хранится в Суздальском историко-художественном музее (серия, вклю- чающая двадцать таблеток из Рождественского собора) и в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике (серия из восемнадцати табле- ток Софийского собора, так называемые софийские святцы). Софийские святцы небольшого размера (24 х 19,5 см), отличаются высокохудожествен- ным исполнением и по времени предшествуют суздальским таблеткам. В данном альбоме сделана попытка с наивозможной полнотой восстановить серию софийских святцев, включив в нее недостающие звенья, оказавшиеся разбросанными по различным музеям и частным собраниям. В результате такой работы можно получить представление о том, каков был первоначаль- ный состав софийских святцев и какое место они занимают в истории нов- городской станковой живописи. Строго говоря, таблетки в такой же мере принадлежат к станковой живо- писи, как и к миниатюре. Они стоят на грани между этими двумя видами искусства. Таблетки предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни тех церковных праздников либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на святцах4. На аналое они сменяли друг друга соответ- ственно ходу церковного календаря и здесь были доступнее для поклонения, нежели большие иконы, входившие в состав иконостаса и рассчитанные на восприятие издалека. В самом факте появления столь маленьких икон дает о себе знать более интимное отношение к религии: икона приближается к верую- щему, между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь." [Spoiler (click to open)]
Рождество Христово/Nativity of Christ
Введение во Храм/Presentation of the virgin in the Temple
Три отрока в пещи огненной/Three hebrew children in the fiery furnace
Собор Архангелов/Assembly of Archangels
Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник/St/Nicolas Thaumaturgus, John the Almsgiver, Basil the Confessor
Крещение/Baptism of Christ
"О тебе радуется"/In thee rejoiceth
Воздвижение креста/Raising of the cross
Нерукотворный Спас/Holy Face
Иоанн Предтеча в пустыне/John the Baptist in the desert
Успение/Dormition
Преображение/Transfiguration
Сошествие Св.Духа/Descent of the Holy Ghost
Сорок мучеников севастийских/Forty martyrs of Sebaste
Богоматерь Одигитрия/Virgin Hodegetria
Троица/Trinity
Федор Стратилат и Федор Тирон/Theodore Stratilates and Theodore Tiron
Воскрешение Лазаря/Raising of Lasarus
Вознесение/Ascention
Распятие/Crucifixion
Тайная Вечеря.Омовение ног.Моление о Чаше.Предание Иуды/Last supper.Washing of the feet.Agony in the garden.Betrayal of Judas
Целование Иуды.Христос перед Каиафой и Анной.Отречение апостола Петра.Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату/Kiss of Judas.Christ before Caiaphas and Annas.Denial of Apostle Peter.Trial of Christ before Pilate
Бичевание Христа.Поругание Христа.Ведение ко кресту.Восхождение на крест/Scourging of Christ.Mocking of Christ.Way to calvary.Christ ascending the cross
Испрошение тела Христау Понтия Пилата.Снятие со креста.Положение во гроб.Явление Ангела женам-мироносицам/Request for Christ's body.Descent from the cross.The Entobment.Holy Women at the sepulchre