В заключительной части в основном про сладкое, про обёртки конфетные :)
Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «А.Родченко и В.Маяковский» 1924
Фото, иллюстрирующее публикацию «Работа с Маяковским», журнал «В мире книг», №6 1973
Газета «Правда» 30 марта 1924 года писала: «Маяковским совместно с Родченко по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва». Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних «конфетных» названий и рисунков такими, в которых чётко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…».
упаковка печенья «Красный авиатор»
Маяковский и Родченко действительно талантливо формировали «вкус массы» (ту самую массовую психологию человека Новой Эры). Но далеко не все работы Владимира Владимировича были столь безобидны. Пример тому - серия карамели «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА». Рисунки, сделанные Маяковским, вполне гармонично смотрящиеся на агитационных советских плакатах периода Гражданской войны, довольно странно видеть на упаковках детского лакомства. Впрочем, дети в молодой Стране Советов взрослели быстро. Сопроводительные стихи Маяковского хоть и не столь кровожадные, но отлично дорабатывали агитационный посыл:
Обертки перенумерованы. Не разысканы № 9, и возможно № 12. В счёте архива Моссельпрома от 9 февраля 1924 года указан «стихотворный текст к коробке «Красная звезда» 23 строки». (Некоторые сорта карамели Моссельпром выпускал в картонных коробках по ½ кило.)
Все тексты для фантиков были выполнены Маяковским в период с декабря 1923 года по апрель 1924 года. В это время советская власть вела широкую работу по пропаганде метрической системы мер (
метрическая реформа). Одним из методов продвижения новых измерительных стандартов в массы было выбрано размещение информации о них на конфетных обертках. Стоит отметить, что сама идея пропаганды метрических мер, как и рисунки на карамельных фантиках также принадлежала Маяковскому.
Серия конфет «НОВЫЙ ВЕС» включала 12 видов обертки, на которых потребителям в доходчивой форме поэтических четверостиший разъяснялось соотношение фунта к килограмму («двум с половиною равен фунтам»), золотника к грамму («четверть лишь золотника») и прочих старинных русских мер к метрическим. Стоит также отметить, что обертки для конфет «Новый вес» в числе прочей продукции были представлены на Международной художественно-промышленной выставке, проходившей в Париже в 1925 году.
Обертки карамели «НОВЫЕ МЕРЫ» делились на две серии: серия «А» пропагандировала метрические меры длины, а серия «Б» была посвящена мерам площади.
Обертка карамели «Наша индустрия», как и полагается, напичкана призывами: «Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой». Или: «Пароход хорош, идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку»
Четыре текста о конфетах и один о печенье были сделаны Маяковским для специальных рекламных фигур, вырезанных по эскизам Родченко из дерева (рабочий, красноармеец, крестьянин, крестьянка и т. д.) и расставленных на заборе по Садовой-Самотечной улице в Москве. В журнале «Огонек» в №5 за 1924 год было напечатано фото этих реклам со следующей подписью: «Не так давно московское объединение «Моссельпром» расставило на московских заборах вырезанные изображения человеческих голов, которые дружным хором указывают прохожему - куда итти за конфетами. Плакаты были сделаны Маяковским и Родченко. Некий купец, увидя рядом со своей торговлей такую рекламу, рассудил по-своему: если можно «Моссельпрому», почему же нельзя мне? - и намалевал под рекламой «Моссельпрома» свою собственную рекламу».
Не прощу себе, если хотя бы пару строк не напишу именно о наружной рекламе и киосках. Ещё в 1919 году, работая в творческом коллективе «Живскульптарх» (комиссия по живописно-архитектурно-скульптурному синтезу), Родченко свободно фантазировал на тему новых архитектурных структур и типов зданий - киоски, общественные сооружения, высотные здания. Это была лаборатория новой архитектуры. Он придумал оригинальную концепцию «города с верхним фасадом» - «...в будущем, благодаря развитию аэронавтики, любоваться городом станут не снизу, не с уровня улицы, а сверху, пролетая над ним или находясь на всевозможных смотровых площадках. Поэтому землю надо освободить для движения и пешеходов, а на крышах зданий проектировать выразительные конструкции, переходы, висящие блоки зданий, которые в сумме и составят этот новый «верхний фасад города».
Родченко Александр Михайлович (1891-1956) конкурсный проект газетного киоска. Девиз «Бизиакс» (будущее - единственная наша цель) 1919
Александр Михайлович очень ценил, что плакат висит не только в витрине, но и где-нибудь на улице, освещенный фонарем, потому что это не просто факт того, что работа использована, а факт того, что он реально нужен, и этот город запоминается. Лев Кассиль в воспоминаниях писал, что для него Москва 1920-х годов запомнилась благодаря этим ярким, очень активным, призывным рекламам.
Родченко:В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, обёрток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Маяковский не только писал текст, он и сам рисовал рекламные лубки, этикетки, плакаты. В этих лубках все было сделано рукой Маяковского, за исключением надписей. Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведёт тушью и раскрашивает. Видно было, что даётся это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведённые вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени:
«Родченко, приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. (Не смотри на записку на двери Бриков) В. Маяковский». (К Маяковскому и Брикам ходило всегда масса народу, и, когда нужно было работать, на дверях вывешивалась записка: «Брики никого не принимают».)
Придёшь, оказывается, ему нужно написать текст или вычертить что-нибудь.
Работы все прибавлялось, и я от бессонных ночей свалился, заболел малокровием и нервным расстройством,- пришлось сократить работу.
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3
Маяковский с Лилей Брик в квартире в том самом Водопьяном переулке у Мясницких ворот, где всё началось...
С середины 1920-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, творческий союз вынужденно завершает работу в данной сфере. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.
Почему демонтаж конструктивизма произошел так стремительно? Причин много. Но это уже совсем другая история...