Внезапно отчёт по РМЛ восстановился, ну что же, хоть и запоздало - повешу в ЖЖ
Для меня этот РМЛ был как путешествие героя, где нашлось место и поиску союзников и борьбе с внутренними демонами. Были восторги и разочарования, внезапные инсайты и приятное чувство "именно такого я и ожидал". Я большой фанат РМЛ как мероприятия и тех ценностей, которые он прививает, поэтому мне было приятно находиться там и работать одной дружной командой. Было бы чудовищной ложью сказать, что это было просто или далось мне без труда. В конце концов, no pain, no gain. Вряд ли плоды коллективного творчества казались бы такими ценными, если бы ради них не были пролиты океаны крови и сломаны горы копий.
Зов
Узнал я о мероприятии случайно, когда просматривал приглашения в группы ВК. И тут же начал готовиться. Зазывать друзей, чтобы ехали со мной. РМЛ - такая вещь, опыт которой я бы хотел передать каждому мастеру. Но была одна вещь, которая меня напрягала - театральность и какой-то странный крен в эту сторону. Я не очень понимаю театр и вот это всё современное искусство. И если прекрасный ролевой методический лагерь про расширение границ ролевого метода и душераздирающие игры превратится в посиделки перед сценой или набор перфомансов, где поиграть нельзя - то это бы стало лично для меня серьёзной трагедией. Параллельно с этим, меня зовут на игровой РМЛ в Екатеринбург. Они не пересекаются по датам, но я смогу позволить себе только одну поездку. Вот и думай, выбирай мудро.
Отказ от призвания и Пересечение порога
Упор в театральность меня нехило беспокоил. Почитав документы в группе, я изрядно занервничал. Был момент, когда я уже собирался написать оргам, что извините, работой завален, приехать не могу, такие дела. Но тут Мирка и Ева выразили своё желание поехать. Девушки они взрослые, разобрались бы и без меня, конечно. Но был шанс, что РМЛ пройдёт хорошо, в конце концов, там был Ланс, основатель этого мероприятия. Я помню его выступления на МЗ, маловероятно, что он бы дал своему мероприятию скатиться в унылость. Я решил рискнуть - и вот я уже трясусь в скором поезде из Самары в Москву и травлю ролевые байки. Я ощущал сильную ответственность перед теми людьми, которых я позвал на РМЛ и которые ехали со мной в одном купе.
Обретение хранителей
Я прочитал все три описания потоков и понял, что это будет выбор одного из двух, но очень тяжёлый. Ровно до того момента как вписал своё имя на доску разделения потоков, я сомневался. Решающим аргументом стало, что мне будет интереснее поиграть в то, что сделает поток Вай-цзы, а более полезным я смогу быть на потоке Ланса. В своём выборе я не разочаровался. Приятно было почувствовать атмосферу, создаваемую с помощью принципа "бережно и вместе" - я думаю, что этот принцип нужно будет продвигать и далее, так как он показал свою эффективность и благотворное влияние на группу во время стрессовых нагрузок. Особенно мне понравился режим. Отбой в 3 и подъём около 9 - оказалось довольно удобным расписанием. Очень порадовали всякие упражнения в группе под музыку, спасибо за это Стаське - это была идеальная альтернатива всяким зарядкам. Техники работы в группе, упражнения на сонастройку и разрядку привели меня в восторг, я старался запомнить каждое упражнение, чтобы потом использовать по необходимости. РМЛ для меня не только про производство игр, но и про модерирование и ведение группы - так что я очень благодарен ведущим потока - это было очень познавательно.
Лицом к лицу со своими демонами и тенями
Понятно, что работа в группе это не только восторги от сотворчества, воздушные замки дружбы и волшебные единороги взаимной поддержки. Мы имели дело с конкурентной разработкой, а значит это и белая зависть более выгодным идеям, плавящиеся от недостатка времени мозги, нервы от конкуренции идей внутри твоей мини-группы, непонятки и раздражение оттого что у каждого мастера в голове своё понимание и своя терминология, это боль и разочарование при вынужденном отказе от своих идей. Лично я считаю это хорошей тренировкой своих способностей презентации, генерации идей, общения внутри группы и организации работы в сжатые сроки - оно того точно стоит. Потом делаешь какую-нибудь игру - опыт РМЛ как будто закаляет и обогащает разными полезными приёмами. В этот раз особенно хочется отметить удачную идею, которая была использована при выборе идеи для игры: каждый участник придумывает какие суперкрутые игры мечты он бы сделал про конкурирующие идеи, говорит об этом, и только потом голосует за идею. Этот приём позволяет присвоить себе чужую идею, она становится чуть ближе, и человеку легче отказаться от своей идеи в случае если так решит голосование.
Во время разработки я держался на вторых ролях, занимая роль критика и тестировщика. Моя способность выстраивать более-менее точные прогнозы течения игры здесь пригодилась. Хотя если бы моя идея победила в конкурсе, то и с позицией ГМа я бы вполне мог справиться.
Для меня процесс разработки был про мучительный выбор из одинаково интригующих идей и про работу с незнакомыми людьми. Я принципиально набирал к себе в группу людей с которыми раньше не работал (благо таких много) - это всегда делает работу захватывающей, добавляет адреналина в процесс. Очень часто мне приходилось отказываться от своих идей. И каждый раз, когда мне хотелось проявить свою авторитетность - я вспоминал, что я тут пришёл в группе работать, а для реализации собственных хотелок у меня есть вся зима и летний игровой сезон. Тяжелее всего было на последнем этапе, прямо перед объединением групп в один поток. Я придумал у себя в голове структуру игры двух других групп, а про свою до последнего момента ничего в голову не шло. Собрав всю волю в кулак, мы с Коло и Юрием родили "Манекены" - которые почти победили в финальном голосовании, у них даже фанаты появились, а после сбора обратной связи по этому проекту я даже понял как в это можно круто поиграть, слегка доработав напильником.
Я чётко почувствовал, что сложные геймистские конструкции не подойдут для формата рмл. Тут понадобятся какие-то нарративные механики и театральные приёмы. Пока что моё понимание сводится к тому, что короткие игры формата РМЛ строятся на нарративных механиках и театральных приёмах, а также в них закладывается мощная тема. За счёт соответствия выразительных средств, механики заявленной теме игры получаются глубокие и значимые, заставляющие думать. Если вспомнить старую статью про 3 типа топлива для ролевой игры, то получается, что эта ракета взлетает почти без топлива "азарта". В этом смысле такие игры ближе всего к моему пониманию искусства.
Развитие внутреннего Я
Большую часть РМЛ я чувствовал, что мне не хватает играбельности. Моё убеждение, что основной атрибут игры это вариативность стратегий взаимодействия. Это вполне созвучно с утверждением Ланса о том, что "игра там, где есть свобода поведения внутри конфликта". Ближе к концу я осознал, что обмен фишечками и количество стратегий вполне можно заменить 2-3 возможностями выбора при условии, что игроки будут находиться в роли и выбор будет действительно значимым. Это требует серьёзной работы над закладываемой внутрь игры идеей. Возможно, речь идёт не о сверхидее, а о сверхзадаче, как в Захвате Движения. Идейное поле игры может быть пустым, но архитектура игры выстроена таким образом, что все участники получают какой-то важный опыт переживания. Создание этого опыта и есть сверхзадача (этакий expirience-engineering). Я до этого времени знал о существовании нарративных механик, но их демонстрация на этом РМЛ показала мне как можно сложные модели заменять простыми нарративными механизмами, при этом играбельность не снижается. Казалось бы, решение очевидное и победа нарратива над геймизмом обеспечена. Но нет, каждый нарративный элемент механики нуждается в репетиции, в сыгровке, в воркшопе - его так просто фишечками и правилами не пояснишь. А воркшопы ещё в идеале нужно как-то органично вписать в тело игры... В общем, идеального решения пока нет. Ещё мне довелось писать правила и вести воркшоп для игры нашего потока - если первое для меня привычно, то второе - зона роста, где предстоит ещё много работать.
Возвращение домой
Этот РМЛ был поразительно продуктивен с моей точки зрения. Я не знаю по какой причине, но с предыдущего РМЛ ни одна игра меня особенно не зацепила (в смысле что не хочется вот прямо взять и срочно её доработать и сделать прогон у себя дома или ездить с ним по конвентам, так то там игры были огонь). А с этого я привёз АЖ 3 (!!!) почти готовых игры (Ковбои, ОЧ, ЗД) - бери и проводи, а также 2 отличных идеи, которые при доработке могут стать превосходными "коробками" (манекены, школа койво и командоров) - как и почему так получилось - загадка. Теперь мне жуть как хочется 5 коробок игр и всех обратно показать у себя в регионе сделанные игры и допилить те идеи, которые у меня вызывают такое желание. Очень приятно ощущать, что с мероприятия ты уехал обогащенный новыми друзьями и бесценным опытом, а также играми, которые можно провести, если найти помещение.
Как мне поигралось
Захват движения мне очень сильно понравился, в нём почти всё прекрасно, очень изящная и сильная игра.
10 мужчин, 5 сцен - на этой игре я отлично поиграл, очень драйвовая и интересная игра.
Разные этюды в процессе разработки - я одно скажу, я на этих этюда поиграл больше, чем на некоторых ролевых играх, так что я в восторге.
В заключении хочу сказать
Меня в этом РМЛ всё устраивает, я очень доволен, всё что хотелось - успелось. Не было времени скучать, работа и отдых были хорошо сбалансированы. Возможно, было бы хорошо добавить возможность что-то вместе делать всем трём потокам или какие-то совместные мероприятия. С другой стороны - все кто хочет общения - могут его себе позволить после 3 часов ночи. Все кто хотел - собирались, общались. Моё личное мнение - для тусовок есть большие конвенты.
А вот над общей организацией можно было бы поработать - например, было потеряно очень много времени после заезда на расстановку раскладушек и расселение людей. У организаторов заранее есть карта коттеджа, информация о количестве гостей. Что мешает заранее озаботиться расселением? А когда приедут гости РМЛ - сразу сказать им - ребята, ваше место такое-то, находится там-то. Сэкономили бы кучу времени. Теперь перейду к благодарностям:
Минкину - за чёткую организацию
Лансу - за руководство потоком
Стаське - за интересные идеи и помощь
Вай-цзы - за своевременные советы по воркшопам
Нэн - за креатив
Вар - за одобрение
Грэй - за совместную работу
Коло - за манекены
Керигалю - за крутые этюда
Юре - за интересное общение
Крайку - за интересные истории
Еве и Мирке - за разделённый опыт РМЛ и полную весёлых историй поездку
А также всем-всем, с кем так или иначе посчастливилось креативить и общаться