Mo...No rail или метро без рельсов

Jun 20, 2016 09:49

Московский монорельс - самый необычный вид транспорта в Москве, а возможно, и во всей России. Изначально он планировался как средство для перевозки посетителей выставки ЭКСПО-2010, которая и не состоялась, однако монорельс в 2004 году был запущен сначала в экскурсионном, а затем и в транспортном режиме. Но несмотря на это, монорельс стал достопримечательностью и посетители ВДНХ катаются на как на аттракционе.
Административно монорельс входит в состав московского метро, а с прошлого года даже обозначается как линия №13, продолжая сквозную нумерацию, но при этом остаётся обособленным подразделением метрополитена, и принципиально отличается от него. Чтобы понять, как это работает, предлагаю отправиться в депо монорельса.



1. Депо находится на Сельскохозяйственной улице в районе Ростокино (и неофициально носит такое же название), построено на территории, принадлежавшей депо имени Баумана, там где неоторое время был музей пассажирского транспорта. На фото видно, как здание депо огибает путь, по которому составы попадают в депо



2. Непосредственно на территории депо установлен разворотный круг, аналогичный есть и на противоположном конце линии у метро Тимирязевская, то есть в отличие от метрополитена тупиков здесь нет. Впрочем, при текущей парности вполне можно обойтись и кольцами



3. Чтобы состав мог попасть в депо, нужна стрелка. В отличие от традиционных стрелок железной дороги, перевод здесь осуществляется путём вращения балок вокруг своей оси

image Click to view



4. Фиксируясь в определённом положении, ходовая балка "нажимает" на датчики контроля, что позволяет исключить движение в случае ошибок



5. Собственно вход в депо: перед ним установлен кран, который позволяет перемещать составы извне на ходовой путь



6. Балка номер 2 (по аналогии с остальными депо, наверно, её можно назвать канавой). Здесть осуществляется ремонт подвижного состава



7. Обнажённая сцепка



8. Вот такие внутренности монорельса, то, что не видно пассажиру



9. Идёт ремонт двигателя



10.



11. Здесь можно увидеть, как фиксирован монорельс к балке: помимо большого ходового колеса есть много маленьких, которые в прямом смысле прочно прижимают вагон и не дают ему отклоняться. Так что по природе своей - это колёсный транспорт, а не рельсовый



12. Стабилизирующие колёса



13. Но это с другой стороны, электротранспорт, питание идёт с помощью контактных проводов (троллеев)



14. Токосъём



15. Запчасти в депо разложены по своим местам - принцип бережливого производства



16. Большинство составов на момент экскурсии находились в депо



17. А как поезда перемещаются с балки на балку?



18. Для этого в депо устроен поворотный круг - трансбордер



19. Решение старое, но изящное и зрелищное. Балка №9 - выход на линию



20. Раз - и поворот. Состав загоняют на поворотный круг и перемещают куда нужно



21. Пути оснащаются специальными светодиодными датчиками для точного соответствия балок друг напротив друга



22. Трансбордер может работать в руном режиме, но практически всегда - в автоматическом. Путь №1 - въездной с улицы



23. Вообще депо само по себе очень интересно в архитектурном плане, такой новый конструктивизм



24. Отдельно есть помещения для ремонта, для отстоя составов, для мойки



25.



26. Поднимаемся наверх, в диспетчерскую



27. Из окна видны трамваи депо имени Баумана



28. Центр управления полётами движения на всей линии монорельса



29. На мониторах можно отследить положение каждого состава, посмотреть через камеры обстановку на каждой станции и в случае необходимости своевременно реагировать на нештатную ситуацию



30. Напоминает ситуационный центр метрополитена, впрочем, эти подразделения координируются



31. В любом случае, график продублирован на бумаге



32. Меня всегда интересовало, что случится, если состав встанет на перегоне, как эвакуировать пассажиров. На этот счёт отработаны разные варианты: можно вытолкать другим составом на ближайшую станцию как по ходу, так и против движения, можно подогнать состав на противоположный путь и перекинуть трапы. Можно, наконец вывести пассажиров по смотровым ходкам, которые есть рядом с каждой ходовой балкой. К счастью, всевозможные ЧП случаются крайне редко - вид транспорта очень надёжный



33. На территории депо есть также и экспериментальный вагон, разработанный институтом теплотехники уже в 2002-2003 годах, то есть перед самым запуском монорельса



34. Он способен развивать большую скорость, но пока внедрения этого в ближайшее время не предвидится



35. Тележка от него. Здесь ещё раз можно наблюдать сложную систему фиксации вагона. За счёт этого обеспечивается ещё одно свойство монорельса - бесшумность



36. Долгое время идут разговоры о демонтаже монорельса, так как обслуживать его дорого, а эффективность его достаточно низка из-за небольших скоростей и малой провозной способности. Это не лишено оснований, я крайне редко пользуюсь монорельсом по назначению, не в последнюю очередь из-за неудобных пересадок. Монорельс находится на удалении от ближайших станций метро, кроме того эти станции сами по себе глубокого заложения, тратится время ещё на подъём и спуск. С другой стороны, пользоваться монорельсом очень приятно.



37. А пока что собака лает - караван монорельс идёт. Очень отрадно и то, что работники депо любят свою работу и свой монорельс. Надеюсь, по нему будет принято положительное решение



Спасибо пресс-службе mosmetro за увлекательную экскурсию и организацию съёмки.
А вы пользуетесь монорельсом, и если да, как пассажир или катаетесь ради удовольствия? Быть монорельсу или нет?

Московский монорельс, депо, Московский метрополитен, монорельс, Метро, Москва

Previous post Next post
Up