Весне - дорогу! Взгляд с воды. Еще три зарисовки - Дон, Кириллов и Архангельск.

Jun 15, 2012 10:46


в начало (Тверца и Торжок)

2.Тихий Дон (4-5 мая).



Внезапно при полете на самолете в Ростов расступаются облака, и брошенный вниз взгляд вызывает некоторое замешательство. Обычно такая картинка под крылом бывает при полетах над Европой - квадратики вспаханных, засеянных, покрытых свежими всходами полей, напоминающих сверху лоскутное одеяло. Мы всегда сетуем на то, что сверху достаточно четко определяется граница нашей великой и могучей - вот лоскутное одеяло закончилось, сменившись равномерной зеленью лесов с нерезкими границами болот. Значит, через час командир объявит посадку. Или наоборот, после часа зелени начинается лоскутное одеяло. Но это при полетах из- и в Европу. А тут я летел над Россией, а под лайнером лежало лоскутное одеяло квадратиков обработанных полей. Наверное, это отличие севера от юга: тут нет брошенной земли. Вообще, поездка эта носила этакий ознакомительно-деловой характер - по приглашению зерновых компаний, совпавшему с моим любопытством. Отсюда и её география, построенная на ключевых точках - портовых элеваторах низовий Дона. И первая такая точка - Азов, знакомство с которым мы начинаем с Азовского портового элеватора.



Чистая и ухоженная территория - скорее правило на южных предприятиях





Здесь вагоны



и автомобили перегружаются на суда,



Перегрузкой управляет автоматика.



И новое удивление. В очереди на разгрузку и машины, и вагоны. В очереди на погрузку - суда на рейде. И элеватор, работающий в три смены. Кто бы мог подумать, что зерновой экспорт России определяется не столько урожаем - рачительные хозяева придерживают на своих складах изрядное количество зерна; не столько рынком, определяющим потребности и спрос, а в большей степени мощностями по перевалке…

Порт Азова лучше всего видно с валов крепости Азов,



и он производит достойное впечатление







Пушки же направлены в противоположную от порта сторону



А одна из них охраняет ресторанный комплекс



Путь же от порта к ресторанному комплексу Азовской крепости лежит по улочкам с живописными домиками, снабженными непременными ставенками



Над портом и окрестными улочками возвышается храм с неестественной колокольней.



Центр города достаточно интересен и снова  весьма опрятен,







Заметьте, кстати, что сегодня, пятого мая, каштаны уже набрали полный цвет, а мое удивление распустившейся сиренью вызывает не меньшее удивление провожатых - «отцветает ведь уже…»





Весьма приличный краеведческий музей,



достаточно богатый и обладающим серьезной коллекцией скифского золота. С огромным удовольствием побродил там часа полтора  - это пропустив залы с мамонтами.

А дальше наш путь лежал в Багаевскую - райцентр и станицу на Дону, выше Ростова. Здесь цель нашего визита - снова элеватор.





И снова очереди «колхозников», привезших зерно на КАМАЗах,



Суда под загрузкой



Стоящие у «доморощенных» причалов



И ожидающие своей очереди на рейде.



Тут управление несколько проще:



Рядом с элеватором вырублена новая площадка - под следующую очередь строительства. Пеньки, оставленные для удобства корчевания,


были когда-то рощей акации, где жители Багаевской любили посидеть у костра вечерком, или использовали ее как место встреч и свиданий. Когда начались рубки, народ, было, стал роптать, но быстро успокоился, то ли от неизбежности происходящего, то ли в надежде на предстоящий  промышленный рассвет…  а может, они стали делать как мы. А мы  проехали дальше вдоль берега и нашли чудесное местечко.



И стали любоваться Настоящей Рекой, которая тут живет полноценной жизнью,





замирает в абсолютной тишине и покое,





оживает вновь



И снова замирает





И только туба Новочеркасской ГРЭС разбавляет краски неестественным колером





А утро следующего дня встречает нас видом на Ростов с левого берега.






Этот день мы проведем в Таганроге.

Путь в утренний Таганрог идет по ростовским, изрядно загруженным пробками улицам, мимо импровизированной биржи труда



прямо на Таганрогский портовый элеватор. По пути - небольшое отклонение от маршрута в сторону любопытства - станицы с кричащим названием Политотдельское. Собственно, для того, наверное, и надо разглядывать карты: попав в станицу, обнаруживаем храм, оборудованный в простой казацкой избе,



которая, на поверку, оказывается действительно местом расположения отдела НКВД.  Если бы не это обстоятельство, так и не поверил бы местному батюшке, что одна из икон тут мироточит кровью.



Батюшка тут колоритен, говорят, он «разжалован» из монахов за какие-то проступки. Наверное, курил втихаря в келье… Но невесть откуда взявшийся казачий «хор», «грянувший» песнь отнюдь не церковного содержания, он с удовольствием поддерживает своим густым басом,



заставляющим повернуть местное население свои рогатые головы



Но наша цель - элеватор.

Тут вчерашняя картина - очереди машин и вагонов, перегружаемые в дождавшиеся своей очереди суда



Все кипит; даже контейнерную площадку



зерновики пытаются оборудовать для перевалки зерна. Даже расчеты есть, как зерно возить в контейнерах. Зерно. горох. лен…

Я удивляюсь:

-  Лён? Вы грузите здесь лён? А откуда?

- Русский лён очень востребован. Откуда? - Саратов, Волгоград, Самара…

- Вологда, Кострома, - пытаюсь подсказать я, и натыкаюсь на недоумение… Нет, мои собеседники ничего не слышали ни про Костромской, ни про Вологодский лён. Впрочем, это ничего не значит, успокаиваю я себя, логистика Севера не строится в сторону Ростова, но осадок остается.

Небольшая прогулка по Таганрогу - тоже весьма симпатичному южному городку маленьких домиков



(как у Чехова)



и просто улочки







ведущие в центральный сквер, где на закате от Петра



открывается замечательный вид на работающий порт:



И снова  порт, с другой стороны, со стороны Азовского моря



Да, кто бы мог подумать, что промышленный пейзаж может быть красив. Если только изображенная на нем промышленность работает…

Живет тут не только порт - кинув взгляд в другую сторону, обнаруживаем целый лес парусов.





Ожила детская парусная школа. Таганрог оживает. Просыпается. И живет полноценной жизнью.



А я снова сажусь в самолет, освещенный встающим над просыпающимся Доном утренним солнцем.



3.      У Попова в  Кириллове (24 мая).



Дорога из Вологды в Кириллов слегка подпортилась. Вот ведь, как быстро привыкаешь к хорошему! Когда-то я возвращался по ней из Норвегии, и не мог снять ногу с педали газа, наслаждаясь ее качеством.  Нет, она и сейчас неплоха - обычная российская дорога, с волнами, ямками и шероховатостями. Но четыре  года назад она была идеальной. Впрочем, не о тех дорогах я веду речь - мы направляемся в Кириллов, где в реставрационной мастерской А.В. Попова идет переборка Осташевского терема. От Кирилло-Белозерского монастыря



к мастерским Попова дорожка ведет по мосту через канал Северодвинской системы, соединяющий Сиверское озеро, на котором и стоит монастырь, через систему озер и шлюзов, с речкой  Порозовицей. А на самом деле, Шексну, как часть Волго-Балта, с Северной Двиной. Вот он, этот канал, в сторону Белого моря



и в сторону Балтийского



А прямо с мостика



вы и попадаете в мастерские



где Александр Владимирович собирает, кроме нашего терема, ещё и мельницу.



(мельница справа, терем слева)

Ветряную. Действующую.


с настоящими жерновами



(справа - два жернова, слева - Попов)

Для музея Форт Росс. О как. Я только что написал в « Нулевой Версте», о том, что Форт Росс в Калифорнии - самая дальняя точка « Путей Поморов». Надо же. Но через месяц (три тьфу) мы там (в Форт Росс) окажемся - сами оценим место, выбранное Поповым для мельницы. Знаете, о мастерских Попова здорово написал kopanga, ( Путь топора) гляньте. Пересказывать не буду. Просто если окажетесь в Кириллове, загляните к нему, это интересно. Там отличный музей, состоящий, в основном, из топоров.







Не только топоры, но и много чего еще в этом музее




Но топор - это главное. Поэтому топоры у Попова везде - в шкафу для одежды



на мельнице



у меня в ногах



и в руках у работающего тут пацана.



Потому что какая это Русь - без топора? Потому, что Попов в своей мастерской работает тем инструментом, которым работали те, кто строил сотни лет назад то, что он сейчас восстанавливает. Для этого в мастерских есть кузница.



Разбирая терем, ребята Попова нашли топор. Посмотрели - таким топором и были срублены элементы в те времена.



Выковали в кузнице такие же.

А в самом реставрационном центре - школа. Или колледж. Потому, что для того, чтобы восстановить что-то, надо уметь это построить. Надо уметь не только держать в руках топор, надо … Вот и преподают в колледже не только плотницкое мастерство, но и историю, географию, архитектуру. И едут к нему в Кириллов пацаны, из Томска, Иркутска… А Попов, получается, не памятники сохраняет, а целые ремесла - пласты уходящей культуры. Уезжая из Кириллова,  встречаем нашу старую знакомую - Шаповалову Светлану, директора департамента культурного наследия Костромы, столь существенно поддержавшую  Осташевско - Чухломские начинания. Она привезла к Попову весь свой департамент, человек десять, за опытом. За ремеслом восстановления.



Ну что, оживаем понемногу? Что ж, здорово. А мы движемся в сторону Череповца, по  огромному мосту Волго-Балта, под которым идет судно. Канал живет. И поля в Вологодской области тоже, оказывается, возделаны. (Конечно не все, не как в Ростове, но всеже..)



4.      Архангельск, майская ночь (25 мая).

Порозовица привела бы нас в Кубенское озеро, из которого берет начало Сухона, чтобы через долгих полтыщи верст стать Северной Двиной. Но мы спешим куда-то… Всего лишь ночь пути до Архангельска. А в Архангельске зацветает сирень, отцветавшая три недели назад в Ростове. И я долго хожу по набережной Северной Двины, у мыса Пур Наволок,





у которого три месяца назад начинали мы свою зимнюю экспедицию





представляю, как три или пять сотен лет назад уходили отсюда поморские кочи… Архангельск живет. По набережной снуют пацаны и девчонки, на великах и роликах, а солнце все менее и менее охотно опускается в Двину



и уже заполночь освещает панораму города откуда-то из глубины,





чтобы через пару часов вновь проснуться.

Весна пришла.

по России, концы, Архангельск

Previous post Next post
Up