в начало (Тверца и Торжок) 2.Тихий Дон (4-5 мая).
Внезапно при полете на самолете в Ростов расступаются облака, и брошенный вниз взгляд вызывает некоторое замешательство. Обычно такая картинка под крылом бывает при полетах над Европой - квадратики вспаханных, засеянных, покрытых свежими всходами полей, напоминающих сверху лоскутное одеяло. Мы всегда сетуем на то, что сверху достаточно четко определяется граница нашей великой и могучей - вот лоскутное одеяло закончилось, сменившись равномерной зеленью лесов с нерезкими границами болот. Значит, через час командир объявит посадку. Или наоборот, после часа зелени начинается лоскутное одеяло. Но это при полетах из- и в Европу. А тут я летел над Россией, а под лайнером лежало лоскутное одеяло квадратиков обработанных полей. Наверное, это отличие севера от юга: тут нет брошенной земли. Вообще, поездка эта носила этакий ознакомительно-деловой характер - по приглашению зерновых компаний, совпавшему с моим любопытством. Отсюда и её география, построенная на ключевых точках - портовых элеваторах низовий Дона. И первая такая точка - Азов, знакомство с которым мы начинаем с Азовского портового элеватора.
Чистая и ухоженная территория - скорее правило на южных предприятиях
Здесь вагоны
и автомобили перегружаются на суда,
Перегрузкой управляет автоматика.
И новое удивление. В очереди на разгрузку и машины, и вагоны. В очереди на погрузку - суда на рейде. И элеватор, работающий в три смены. Кто бы мог подумать, что зерновой экспорт России определяется не столько урожаем - рачительные хозяева придерживают на своих складах изрядное количество зерна; не столько рынком, определяющим потребности и спрос, а в большей степени мощностями по перевалке…
Порт Азова лучше всего видно с валов крепости Азов,
и он производит достойное впечатление
Пушки же направлены в противоположную от порта сторону
А одна из них охраняет ресторанный комплекс
Путь же от порта к ресторанному комплексу Азовской крепости лежит по улочкам с живописными домиками, снабженными непременными ставенками
Над портом и окрестными улочками возвышается храм с неестественной колокольней.
Центр города достаточно интересен и снова весьма опрятен,
Заметьте, кстати, что сегодня, пятого мая, каштаны уже набрали полный цвет, а мое удивление распустившейся сиренью вызывает не меньшее удивление провожатых - «отцветает ведь уже…»
Весьма приличный краеведческий музей,
достаточно богатый и обладающим серьезной коллекцией скифского золота. С огромным удовольствием побродил там часа полтора - это пропустив залы с мамонтами.
А дальше наш путь лежал в Багаевскую - райцентр и станицу на Дону, выше Ростова. Здесь цель нашего визита - снова элеватор.
И снова очереди «колхозников», привезших зерно на КАМАЗах,
Суда под загрузкой
Стоящие у «доморощенных» причалов
И ожидающие своей очереди на рейде.
Тут управление несколько проще:
Рядом с элеватором вырублена новая площадка - под следующую очередь строительства. Пеньки, оставленные для удобства корчевания,
были когда-то рощей акации, где жители Багаевской любили посидеть у костра вечерком, или использовали ее как место встреч и свиданий. Когда начались рубки, народ, было, стал роптать, но быстро успокоился, то ли от неизбежности происходящего, то ли в надежде на предстоящий промышленный рассвет… а может, они стали делать как мы. А мы проехали дальше вдоль берега и нашли чудесное местечко.
И стали любоваться Настоящей Рекой, которая тут живет полноценной жизнью,
замирает в абсолютной тишине и покое,
оживает вновь
И снова замирает
И только туба Новочеркасской ГРЭС разбавляет краски неестественным колером
А утро следующего дня встречает нас видом на Ростов с левого берега.
Этот день мы проведем в Таганроге.
Путь в утренний Таганрог идет по ростовским, изрядно загруженным пробками улицам, мимо импровизированной биржи труда
прямо на Таганрогский портовый элеватор. По пути - небольшое отклонение от маршрута в сторону любопытства - станицы с кричащим названием Политотдельское. Собственно, для того, наверное, и надо разглядывать карты: попав в станицу, обнаруживаем храм, оборудованный в простой казацкой избе,
которая, на поверку, оказывается действительно местом расположения отдела НКВД. Если бы не это обстоятельство, так и не поверил бы местному батюшке, что одна из икон тут мироточит кровью.
Батюшка тут колоритен, говорят, он «разжалован» из монахов за какие-то проступки. Наверное, курил втихаря в келье… Но невесть откуда взявшийся казачий «хор», «грянувший» песнь отнюдь не церковного содержания, он с удовольствием поддерживает своим густым басом,
заставляющим повернуть местное население свои рогатые головы
Но наша цель - элеватор.
Тут вчерашняя картина - очереди машин и вагонов, перегружаемые в дождавшиеся своей очереди суда
Все кипит; даже контейнерную площадку
зерновики пытаются оборудовать для перевалки зерна. Даже расчеты есть, как зерно возить в контейнерах. Зерно. горох. лен…
Я удивляюсь:
- Лён? Вы грузите здесь лён? А откуда?
- Русский лён очень востребован. Откуда? - Саратов, Волгоград, Самара…
- Вологда, Кострома, - пытаюсь подсказать я, и натыкаюсь на недоумение… Нет, мои собеседники ничего не слышали ни про Костромской, ни про Вологодский лён. Впрочем, это ничего не значит, успокаиваю я себя, логистика Севера не строится в сторону Ростова, но осадок остается.
Небольшая прогулка по Таганрогу - тоже весьма симпатичному южному городку маленьких домиков
(как у Чехова)
и просто улочки
ведущие в центральный сквер, где на закате от Петра
открывается замечательный вид на работающий порт:
И снова порт, с другой стороны, со стороны Азовского моря
Да, кто бы мог подумать, что промышленный пейзаж может быть красив. Если только изображенная на нем промышленность работает…
Живет тут не только порт - кинув взгляд в другую сторону, обнаруживаем целый лес парусов.
Ожила детская парусная школа. Таганрог оживает. Просыпается. И живет полноценной жизнью.
А я снова сажусь в самолет, освещенный встающим над просыпающимся Доном утренним солнцем.
3. У Попова в Кириллове (24 мая).
Дорога из Вологды в Кириллов слегка подпортилась. Вот ведь, как быстро привыкаешь к хорошему! Когда-то я
возвращался по ней из Норвегии, и не мог снять ногу с педали газа, наслаждаясь ее качеством. Нет, она и сейчас неплоха - обычная российская дорога, с волнами, ямками и шероховатостями. Но четыре года назад она была идеальной. Впрочем, не о тех дорогах я веду речь - мы направляемся в Кириллов, где в реставрационной мастерской А.В. Попова идет переборка Осташевского терема. От Кирилло-Белозерского монастыря
к мастерским Попова дорожка ведет по мосту через канал Северодвинской системы, соединяющий Сиверское озеро, на котором и стоит монастырь, через систему озер и шлюзов, с речкой Порозовицей. А на самом деле, Шексну, как часть Волго-Балта, с Северной Двиной. Вот он, этот канал, в сторону Белого моря
и в сторону Балтийского
А прямо с мостика
вы и попадаете в мастерские
где Александр Владимирович собирает, кроме нашего терема, ещё и мельницу.
(мельница справа, терем слева)
Ветряную. Действующую.
с настоящими жерновами
(справа - два жернова, слева - Попов)
Для музея Форт Росс. О как. Я только что написал в «
Нулевой Версте», о том, что Форт Росс в Калифорнии - самая дальняя точка «
Путей Поморов». Надо же. Но через месяц (три тьфу) мы там (в Форт Росс) окажемся - сами оценим место, выбранное Поповым для мельницы. Знаете, о мастерских Попова здорово написал
kopanga, (
Путь топора) гляньте. Пересказывать не буду. Просто если окажетесь в Кириллове, загляните к нему, это интересно. Там отличный музей, состоящий, в основном, из топоров.
Не только топоры, но и много чего еще в этом музее
Но топор - это главное. Поэтому топоры у Попова везде - в шкафу для одежды
на мельнице
у меня в ногах
и в руках у работающего тут пацана.
Потому что какая это Русь - без топора? Потому, что Попов в своей мастерской работает тем инструментом, которым работали те, кто строил сотни лет назад то, что он сейчас восстанавливает. Для этого в мастерских есть кузница.
Разбирая терем, ребята Попова нашли топор. Посмотрели - таким топором и были срублены элементы в те времена.
Выковали в кузнице такие же.
А в самом реставрационном центре - школа. Или колледж. Потому, что для того, чтобы восстановить что-то, надо уметь это построить. Надо уметь не только держать в руках топор, надо … Вот и преподают в колледже не только плотницкое мастерство, но и историю, географию, архитектуру. И едут к нему в Кириллов пацаны, из Томска, Иркутска… А Попов, получается, не памятники сохраняет, а целые ремесла - пласты уходящей культуры. Уезжая из Кириллова, встречаем нашу старую знакомую - Шаповалову Светлану, директора департамента культурного наследия Костромы, столь существенно поддержавшую Осташевско - Чухломские начинания. Она привезла к Попову весь свой департамент, человек десять, за опытом. За ремеслом восстановления.
Ну что, оживаем понемногу? Что ж, здорово. А мы движемся в сторону Череповца, по огромному мосту Волго-Балта, под которым идет судно. Канал живет. И поля в Вологодской области тоже, оказывается, возделаны. (Конечно не все, не как в Ростове, но всеже..)
4. Архангельск, майская ночь (25 мая).
Порозовица привела бы нас в Кубенское озеро, из которого берет начало Сухона, чтобы через долгих полтыщи верст стать Северной Двиной. Но мы спешим куда-то… Всего лишь ночь пути до Архангельска. А в Архангельске зацветает сирень, отцветавшая три недели назад в Ростове. И я долго хожу по набережной Северной Двины, у мыса Пур Наволок,
у которого три месяца назад начинали мы свою зимнюю
экспедицию представляю, как три или пять сотен лет назад уходили отсюда поморские кочи… Архангельск живет. По набережной снуют пацаны и девчонки, на великах и роликах, а солнце все менее и менее охотно опускается в Двину
и уже заполночь освещает панораму города откуда-то из глубины,
чтобы через пару часов вновь проснуться.
Весна пришла.