Теремстрой: Путь Топора.

May 21, 2012 23:41




В воскресенье выбрались в Кириллов, где сейчас в мастерской Александра Владимировича Попова собирается сруб Осташевского терема. Вот небольшой фоторепортаж из мастерской и находящегося на ее территории музея плотницких инструментов.




Площадка мастерской, где сейчас собирается терем. На первый взгляд - полный хаос.



Вот так это выглядит с трубы кочегарки - слева сзади лес, сзади, справа, да и вообще почти везде - старые бревна. Все они промаркированы металлическими бирками с уникальным идентификатором их места в старом срубе. Посередине - нижние венцы сруба. Трактор для масштаба - видно, что это не такое уж гигантское сооружение - на одной из фотографий, которых я показывал раньше сбивает с толку лес на заднем плане (на самом деле это поросль молодой березы).



С другой стороны кочегарки лежат заготовки для полов.



Александр Владимирович показывает чашку старого сруба.



Она обработана стамеской. По его словам, это первый случай в его практике - обычно чашки просто вырубают.



В результате такой обработки бревна очень плотно и аккуратно прилегают - вот кусок сруба из замененных бревен. Обратите внимание на качество работы! Очень впечатляюще.



К сожалению, гнилья очень и очень много. Больше чем казалось с первого раза.



Там где это осмысленно реставраторы делают вставки из старых бревен.



Сейчас Александр Владимирович работает над еще одним заказом. Это ветряная мельница, воссозданная по старым чертежам и обмерам в традиционном архангельском стиле. Мельница заказана на деньги фонда, спонсируемого одним крупным русским бизнесменом, и предназначена как подарок для Форт Росса, русского поселения в Калифорнии. Сейчас это исторический парк, и американцы заинтересовались созданием в нем небольшого скансена посвященного традиционной русской архитектуре. Эта мельница будет русским вкладом в этот музей.

Сейчас мельница почти готова, но выглядит как конструктор Лего - собирать ее окончательно будут уже после перевозки на месте в Калифорнии.



Мельница сделана полностью по старым технологиям - например в этот шкив, передающий тягу от ветряка на жернова, сделан без гвоздей на деревянных клиньях. Мельница будет полностью рабочая - на ней будут молоть зерно. Очень обидно, что у нас в России нет ни одного музея деревянного зодчества с рабочей ветряной мельницей - если вы не заметили все мельницы, которые стоят в музеях деревяшек, не крутятся, механизмов внутри нету или они сгнили, а ветряки если есть накрепко приколочены.



Впечатляет внимание к деталям - вот традиционный тип крепления металлическим клиньям, который Александр Владимирович использует на мельнице. Никаких 150ых гвоздей. там где их не должно быть.



Ваня позирует с лебедкой для поднятия мешков с зерном.



А вот старые жернова от давно сгнивших мельниц Кирилловского района. Какие то два из них поедут в Америку. Ваня для масштаба.

Вообщем, граждане калифорнийцы - этой осенью вас ждет замечательный подарок. А нам остается только надеяться что в следующий раз найдутся у кого нибудь деньги на реставрацию одной из мельниц в наших музеях деревяшек. Это же действительно круто когда мельница вертится...



На территории мастерской есть небольшой музей плотницкого дела. Тут надо сказать что Александр Владимирович Попов - первый реставратор в нашей стране, который начал работать со старыми инструментами. Современный топор, который вы можете купить в любом магазине к сожалению мало пригоден для высококачественной плотницкой работы. Александр Владимирович столкнулся с этим когда начал реставрацию церкви в Верхней Уфтюге в начале 80ых. Его решение? Он нашел старые проржавевшие топоры и выковал по их образцу новые. Теперь у него есть большая коллекция на любой вкус - от древних средневековых топорищ, через 18ый век к веку 19ому (сверху на фотографии).



Коллекция постоянно пополняется - справа топор, который мы нашли в соседней с Осташево деревней и подарили Александру Владимировичу. А слева - новый, выкованный по его образцу. Вряд ли Осташево рубили этим топором. Но у Александра Владимировича есть уникальная история. реставрация Цыпинской церкви, которую он вел, делалась с использованием топора, который совершенно точно использовался при ее постройке. Топор нашел местный священник, любитель погулять с металлоискателем. У него была весьма характерная форма и не составило труда определить по зарубкам на старых бревнах, что именно таким топором срубили Цыпинскую церковь.

Вообщем если вы любите погулять с металлоискателем, не выбрасывайте старые топоры - есть человек, которому они пригодятся.



Скобель - инструмент для зачистки бревен.



Черта - инструмент для разметки параллельных линий



Старый отвес



Продольная пила



Вот тут на старой фотографии Прокудина-Горского запечатлена пилка теса продольными пилами.



Рядом с мастерской есть кузница - ее я покажу как нибудь в следующий раз, когда сделаю репортаж о том как все это работает - тес рубится, сруб складывается, топоры куются.

На втором этаже - архитектурная мастерская и помещения для занятий со студентами. В мастерской на одном из столов разложены фотографии объектов, которые реставрировал Александр Владимирович - Верхняя Уфтюга, "Аббатство" в Поленове, Цыпина Гора, дом из Верхнетоемского района с росписями.



Местами тут тоже попадаются странные объекты - вот это, как оказалось, ручка от продольной пилы.



Есть люди, у которых в шкафах хранятся скелеты. У Александра Владимировича в шкафу хранятся топоры. Много топоров. А в сейфе - рубанки и стамески. Но топоры не только в шкафах хранятся - они тут буквально везде. Оно и правильно - топор - такая же неотъемлемая часть русской культуры, как баня и водка.



Вот например находки из могильника на территории старого Белоозера, что ныне под Крохинскими песками (из экспозиции Кирилловского музея). Это 12ый век примерно. Стекляшки пришли с шелкового пути. А амулеты в виде топоров (справа внизу) выкованы здесь в Белоозере, в 30 километрах от того места, где сейчас мастерская Александра Владимировича. Хорошо, что есть мастера, такие как он, которые восстановили старое ремесло. И жалко, что мало приходит к Попову студентов учиться...



На этом все. Но кроме деревянных, Александр Владимирович реставрирует и каменные постройки. В следующем репортаже прогуляемся с ним по территории Кирилло-Белозерского монастыря где он реставрировал церковь Введения с трапезой, где теперь открылись новые музейные помещения с шикарной археологической экспозицией, и домик келаря, где теперь гостиница.

спасаем дом, кириллов, реставрация, осташево

Previous post Next post
Up