Прогулка по Кириллову

May 24, 2012 19:23




Осмотрев мастерскую Попова, отправились в Кирилло-Белозерский монастырь, где в Александр Владимирович работал над тремя проектами - каменной церковью Введения с трапезной, домиком келаря и церковью Ризоположения из села Бородава. Для начала несколько красивых видов с прогулки по территории и колокольни церкви Введения, а потом несколько запомнившихся деталей из рассказа.




Территория "Старого Города" со святыми вратами и надвратной церковью на заднем плане.



Стена "Нового Города"



Резиденция архимандрита, постренная в конце 17 века и перестроенная в 19ом.



Церковь Епифания и святые врата на заднем плане.



Московская башня



Белозерская и Косая башни (потому и фотка косая) :-)



Водяные ворота с надвратной церковью



Домик келаря, который отреставрировал Попов. Сколько помню он всегда был белым, но при реставрации были обнаружены фрагменты первоначального пигмента. После нескольких дебатов на методсоветах разрешили покрасить в родной цвет. Теперь здесь гостиница.



Александр Владимирович на отреставрированной им колокольне, с видом на Успенский Собор (1497г)



Скандально известный забор, которым отгородили территорию Ивановского монастыря несколько лет назад. За забором живет несколько монахов. По эту сторону забора копают огороды жители Кириллова. Огороды симпатичны, забор ужасен. Непонятно, чем мешает монахам вид на капусту.



Котофото.

Закончив увеселительную часть прогулки, поговорим немного о делах реставраторских. Введенскую церковь с трапезной (1519 год, но много переделок до 19 века включительно) Александр Владимирович реставрировал 7 лет с 2000ного по 2007ой. Перед реставрацией она представляла из себя неотапливаемое полузаброшенное помещение. Сейчас в ней размещены несколько экспозиций музея, которые раньше просто негде было выставлять - например интереснейшая археология средневекового Белоозера. Интерьеров я не снимал, не было у меня с собой подходящего объектива, остановлюсь на деталях. Попов - это прежде всего внимание к деталям, а из деталей складывается уже вся картинка достоверности исторического объекта (а не муляжности его).



Окна в Введенской церкви были изначально слюдяницами. К началу реставрации оригинальные слюдяницы были утрачены и Попов сделал новые по старым образцам. Кстати, качество такого окна не хуже стеклянного (если конечно игнорировать решетку). Рама сделана из обрезков старых балок, дерево 18 века.



Одна из новодельных дверей в церкви, освещенная под углом. Не было в 16ом веке рубанков - все деревянные поверхности тесалтись топором.



Замок 17ого века, взятый из запасников музея и поставленный на одну из дверей.



Изразец печи в трапезной... Печи пришлось переложить заново.



Археологическая экспозиция - в основном это материалы с городища средневекового Белоозера (находившегося не там, где современный Белоозерск, а там где Крохино). Все эти украшения и амулеты найдены в могилах на городском кладбище. Это 11-ый 12-ый века, но за исключением нательных крестиков мотивы в основном языческие. Очень здорово, что это все можно теперь увидеть, и экспозиция сделана по новому и очень толково.



Россия - как известно, родина слонов. Ну и "мерседесов" тоже (см верхний правый угол)



Больше всего поразили фотографии с раскопов - умерших вместе мужа и жену (а моровых поветрий разных было много) хоронили в объятиях друг друга.



А это, пожалуй, самый интересный экспонат музея - альтарь церкви Ризоположения. Церковь Ризоположения из села Бородава - самая старая сохранившаяся деревянная постройка в России (традиционно считалось, что церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря старее, но дендрохронологический анализ это не подтвердил). Она была срублена в 1485 году. Лес, пошедший на нее, помнит Куликовскую битву. Церковь еще в 1959ом году меревезена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.

История этого иконостаса весьма детективная - после войны, как и многие другие фонды Кирилловского музея он был передан в создававшийся в Москве музей имени Андрея Рублева. Номинально эти фонды передавались для "расчистки и реставрации", но в действительности высшая воля была сконцентрировать все лучшие шедевры в Москве. Однако в случае с этим иконостасом формальности были соблюдены и была получена расписка о том что он направляется в Москву для реставрации, с последующим возвратом в Кириллов. Следующие 50 лет директора Кирилловского музея вели борьбу за его возвращение в Кириллов, и наконец в 1998ом их начали возвращать, и в 2009ом вернули последние иконы.



Фрагмент престольной иконы Ризоположения

Деисусный ряд и престольную икону традиционно приписывают Дионисию, хотя некоторые считают что это мог быть другой мастер - в конце концов эти иконы на 20 лет старее фресок в Ферапонтово.



Фрагмент царских врат, 16ый век



У Александра Владимировича есть мечта вернуть эти иконы в отреставрированную им церковь Ризоположения. Это конечно был бы удивительный, уникальный памятник - самая старая церковь в России со своим иконостасом, почти целиком написанным в тот же год когда ее срубили. Для этого нужно всего ничего - накрыть церковь Ризоположения стеклянным куполом вместо временного навеса из досок, под которым она стоит сейчас.



Дверь церки Ризоположения. Она чуть помоложе самой церкви - 16ый век.

При реставрации Попов оставил максимальное возможное количество бревен - замен почти не было. Но лес этот был срублен в 1484ом году и многие бревна просто напросто истлели (в отличие от норвежских церквей русские никогда не обрабатывали варом). Поэтому выхода было два - либо делать почти новодельную церковь, либо оставлять бревна в надежде что ее когда нибудь покроют стеклянным навесом в котором можно будет поддерживать температурный режим. А если можно будет поддерживать температурный режим, то можно вернуть иконостас на свое место. Дело остается за малым.



Про саму реставрацию многое написано. наверное после Кижей это самая обсуждаемая реставрация в России. Попов доказал (на мой взгляд очень убедительно), что первоначальная конструкция кровли церкви была безгвоздевой, а значит на ней не было и главок с крестами - возможно крест был просто прибит над входом. Широкую общественность этот факт шокировал (не может быть русской церкви без луковиц!) и продолжает шокировать по сей день. Подробнее про вопросы Реставрации церкви Ризоположения можно прочитать например здесь. Меня больше шокирует тот факт, что пока нет средств сделать стеклянный купол, чтобы церковь можно было снова наконец рассмотреть без временного навеса. Впрочем, в Кириллове шокирует много - один из основных туристических центров в России, обект всемирного наследия Юнеско - и ямы на дорогах, ни одного приличного места пообедать, торговые ряды в центре закрыты заброшены и заколочены итд. Но это совсем другая история.

кириллов, архнадзор

Previous post Next post
Up