Кавказское кольцо.Пролог (2. Россия - Украина - Молдова - Румыния - Болгария)

Aug 22, 2011 23:21



в начало  
                       Поэтому когда во вторник, 28 июня, вечером, я стартовал из Москвы в сторону Мыса Доброй Надежды (от которого, по Лэнгу и Лелькиному настольному глобусу, до Армении рукой подать), я уже знал, что мои самые младшие летят другим рейсом и в другой аэропорт. Но я при этом ничего не знал про паром, который совершенно запутался в днях недели. Каждый новый звонок в Сочи накануне отъезда давал новое понимание его расписания. По субботам. По воскресениям. По пятницам и понедельникам. 28 был вторник, поэтому утром 28-го он ходил по вторникам. В момент моего выезда, в 17-30, он уже больше склонялся к хождению по средам… Так я и докатился к концу вторника до Курска, не придумав ничего, что можно плохого сказать о магистрали М2. Вполне себе дорожка, весьма приличного качества, без особого трафика, да и засилья «стрелков» и камер я тоже не наблюдал. В Курской области покрытие похуже, но не фатально.         
                   29 июня, среда. Россия - Украина. «Курский соловей», мотель слева перед самым поворотом на объездную Курска, предложил номер за 700 рублей. В общем-то, ничего, разве что следы незаконченного ремонта и запах невысохшей штукатурки. Но это на мой предвзятый нюх - из дома я фактически смылся от неоконченного ремонта. Зато в награду - проход в номер через спортзал с манекеном, одетым в форму ДПС. Так уж получилось, что на границе в Нехотеевке я оказался в 6-00. И выехал от наших в 6-18. Таможенник попытался открыть заднюю дверцу машины, которую накануне я закрывал «с разбега», но испугался возможного падения пары чемоданов вовне, поэтому ограничился заглядыванием в бардачок и предложением не тратить время на повтор сеанса игры в тетрис в таможенном боксе за небольшой сувенир. Я, кстати, погрузив вчера вещи для Севастополя и с удивлением обнаружив пару сумок для собственно поездки, всерьез размышлял над установкой бокса на крышу, но тетрис - великая вещь. Потом, разгрузив авто в Севастополе, мы обнаружим, что объем личных вещей позволяет разложить третий ряд - несомненное преимущество нашего автомобиля, позволяющее там отсыпаться. Еще бы - сидеть там сложно, а вот лежать - весьма комфортно. Да еще и качает сильнее. В смысле, убаюкивает. Украинский таможенник (въезд 6-50, машин двадцать перед нами) с присущей прямотой и откровенностью попросил подарок «в точности соответствующий подарку российским коллегам» (конец цитаты). На мою ухмылку, типа, если второго такого же нет, то что будет, прозвучало скороговоркой:



- Разгрузим - все вещи просмотрим - ничего не найдем - поедете дальше.

- Так, если ничего не найдете, зачем разгружать?

- Вот и я говорю…

Я почесал репу и нашел такой же сувенир. В конце концов, все по-честному, да и с юморком, без порчи утреннего настроения, да еще и под случившемся в этот момент ливнем. 7-06.

Описание дороги в Крым не имеет особого смысла, разве что желание попить кофейку совпало с желанием проехаться по Харькову - милому украинскому городу, посетить который многим не хватает времени в поездке в Крым или еще дальше по глобусу, а он этого достоин. Выберете время, погуляйте по Харькову или прокатитесь в него прицельно - не пожалеете. И в харьковском Макдоналдсе продается прямо утренний гамбургер - свиная отбивная со слоем яичницы сверху. А прямо у Макдональдса стояла парочка «даишников», решивших проверить у меня документы. В поисках зацепок им попалась вложенная в книжечку доверенность, которую они и принялись изучать, лица их при этом начали как-то светиться, наверное, от предвкушения бесплатного бутерброда с яйцом. Я даже тянул паузу, смотрел, что будет, но не выдержал и сказал, что являюсь как раз автором этой бумаги. Видели бы вы, с каким разочарованием мне вернули документы…

Второй раз я отклонился от привычного маршрута сразу за скоростным участком. В районе Новомосковска трасса идет по левому берегу Днепра в Запорожье, она тут быстрая, прямая и… неинтересная. А по правой стороне тоже есть дорога, нарисованная как четырехполосная, тоже в Запорожье, но через Днепропетровск, один из двух крупных украинских центров (еще Донецк), не попавших ранее в зону наших колец. На проезд Днепропетровска у меня ушел примерно час, так что вряд ли стоит ждать особых впечатлений, тем более, что в городе достаточно плотное движение. Но, тем не менее, город своеобразен, с большим мостом через Днепр,



разными домами, напоминающими где-то Челябинск, а где-то Крещатик, обшарпанными трамвайчиками, весело ползущими по неубранным в асфальт рельсам мимо зеленых сквериков вверх, по крутому подъему, смешными скульптурами на набережной…



Но не знаю, нужен ли сюда прицельный визит - так, составить впечатление. Еще в Днепропетровске зародилась побочная «фенька» этого путешествия - коллекция встретившихся на пути рек. Днепр - первая, потом будет Днестр, Буг, Прут, Дунай, а с востока - Кура, Терек, Кубань, Дон. А между западом и востоком окажется Босфор, хоть и не река вовсе, но тоже по мосту.

Дорога в Запорожье - действительно четырехполосная, с разделительным газоном, но весьма неважного качества, так что разрешенные здесь 110 км/час - это максимум, лучше - медленнее. И уж если не из любопытства, то такой путь особого смысла не имеет. Зато в Запорожье вы въезжаете со стороны правого берега и пересекаете Днепр по плотине ДнепроГЭС, с которой открывается вид на Запорожский металлургический комбинат - «Запорожсталь». Надо сказать, что и то, и другое предприятие производят солидное впечатление и размером, и мощью. Да и очевидно, что это все работает, в отличие от многих комбинатов бывшего СССР, напоминающих сейчас скорее площадки для съемок «Сталкера». Впрочем, мы вернемся к этому в соответствующем месте, в Ванадзоре, например. (Эх. В Ванадзоре нет предприятий, они, похоже, остались в Кировакане). А мы попадаем с плотины на проспект Ленина и проезжаем все Запорожье насквозь. Дальше опять все как обычно, необычно разве что полное отсутствие ДАИ на трассе - наверное, знают, что мы сегодня решили не нарушать. 18-30 - прибытие в Севастополь, радостная Лелька, разгрузка и поездка в Симферополь, за прилетевшими туда Игорьком и Анечкой. Черешня, винцо… Из-за большого скопления вновь приехавших, спать я ложусь в недостроенном еще свежеоштукатуренном домике. Судьба.

30 июня. Крым - Одесса. Звонок в Сочи впервые дает достоверную информацию. Вчера паром ходил по средам.

- Следующий? Через день после прихода. Не раньше понедельника.

- А что, может, позже?

- Все может. Раньше не может.

Ну хоть что-то начинает проясняться - я звоню девчонкам и прошу сдать сочинские билеты. Они летят в Трабзон. А мы с Лелькой? А у нас есть еще запасной вариант - украинская компания «Укрферри», бороздящая Черное море вдоль и поперек. Звонок диспетчеру - «Что у вас в Турцию или Грузию, украинский порт не важен?» Долгое шуршание в трубке. «Вчера должен был быть паром Керчь - Поти, но, скорее всего, он еще не вышел». Это тоже проявление одного из всеобщих природных законов - закона вероятности. Если паромы опаздывают, то в ожидании следующего парома можно попасть на паром предыдущий. «Да, звоните в Керчь, они еще там». Обрадовались? И я тоже. Напрасно, кроме закона вероятности есть еще и закон подлости. Керченский паром оформлял опасный груз, потому и задержался. Потому и пассажиров ему брать запрещено. Тогда будем пить кофе, закупать продукты и прочие необходимые вещи для Игорька и расслабимся. Потому что всегда есть альтернатива, которую практически невозможно отменить - езда своим ходом. И для этого есть все - страховка, сделанная для Украины и Турции, действует и в Румынии с Болгарией, машина всегда готова, да и шенгенские визы у нас открыты. Главное - не торопиться, поэтому старт случился после обеда, около 3 часов. Долго блуждаем по Симферополю, потом уходим на пустынную, но медленную из-за своего качества дорогу в сторону Армянска, причем не разбитую, а какую-то волнообразную, «поплывшую», от жары что ли. Проезжаем стелу «Грузия» на выезде из Крыма, Армянск (как будто все знают, куда мы едем), переезжаем снова Днепр у Херсона, успеваем рассмотреть огромные корпуса судостроительного завода в Николаеве, с громадными доками и отдельным разводным мостом через рукав - канал Днепровско-Бугского Лимана, ведущий прямо на завод. За Николаевым дорога улучшается, останавливаемся поужинать и снова двигаемся к Одессе. Объездная Одессы - «дорога смерти», вся в колдобинах и ремонтах, без освещения и разметки, ну как долужковский МКАД, если кто помнит. 23-00. Мотель «Усадьба» прямо на объездной. Очень прилично, хотя и не очень дешево (около 40 долларов номер). Горячий сладкий чай (мне - пиво), и - спать.

1 июля. Украина - Молдова - Румыния - Болгария - Турция. День границ. Ну что, вперед, вдоль глобуса? Это будет день границ. Уже в 40 километрах от Одессы, у Днестра, трасса, ведущая в румынский Галац, заезжает на десятикилометровый участок Молдовы. Но здесь пока все просто - на въезде в Молдову вы получаете талончик с цифрой (в нашем случае - 2) и штампиком, а на выезде его отдаете. Еще 170 км - и настоящая граница, Украина - Молдова. Тут достаточно пусто, скучающий таможенник обнаруживает в багажнике пакет с рацией, снятой за ненадобностью перед Нехотеевкой.

- Есть вопросы? - это я, чтобы прервать пустое рассматривание.

- Да вот, не знаю, как военные отнесутся к этой штуке.

- А причем тут военные?

- Так кто ж его знает, какие там частоты… Может, и нельзя, я ж не знаю.

- Ну, раз уж Вы не знаете, что нельзя, то кто ж тогда знает? Значит, можно. А частоты там указаны.

- Ну да, ну да. - Таможенник ставит свой штампик в бегунок, а паспорта отдает напарнику, который провожает меня к будке пограничников. Там никого нет, и таможенник начинает листать паспорт. Внимательный - в Лелькином паспорте нет въездного штампа, она въезжала по свидетельству.

- Как же Вы предполагаете выехать?

- ???

- Ну, въехали по одному документу, а выезжаете по другому. У Вас-то все нормально, а вот ребенок… - мне немножко смешно, поэтому я пока не говорю про то, что и свидетельство, по которому Лелик въехала, у меня есть. Пограничника пока нет, а с таможенником, ну что б и не поговорить?

- А что, можете не выпустить ребенка с папой? - вопрос явно озадачил. Но ответ последовал совсем другой и сзади.

- Опять ты тут? Дай-ка паспорта и вали к себе,- это пограничник, возвращаясь в свою будку, поставил на место таможенника. И мне, - Не волнуйтесь, нет проблем.

- Да я и не волнуюсь, - говорю я. - Вот и свидетельство о рождении

- Не нужно, счастливо. - Забираю паспорта и чувствую, что кто-то берет меня под локоть. Первый таможенник, что рассматривал рацию.

- У Вас же нет претензий к таможне? Я же Вам сразу штамп поставил, потом все разговоры были?

- Да нет у меня к Вам претензий. До свидания.

- Если претензий нет - может, на пиво дадите? - Занавес. Из будки послышался явно раздраженный голос пограничника, и таможенник счел за благо не ждать моей реакции на просьбу. Виноградовка.

У молдаван это пост называется Вулкэнешть, тут тоже никого народу, все в этот раз быстро и четко. В прошлый раз я что-то платил без бумажки, в этот дали квиточек дорожного сбора. Первая сегодняшняя граница пройдена более чем удачно, и я уже начал припоминать глобус, представляя, если так пойдет, следующую ночевку в Стамбуле. Но у судьбы свои понятия о применении законов, как вероятности, так и подлости. На зубодробильные, зато пустынные 50 километров Молдовы уходит час, в городке Джурджулештъ вливаемся в трассу из украинского Рени, по которой идет плотный поток машин. И практически сразу упираемся в очередь. Рано расслабились. Но очередь устроена как-то странно, там целых три очереди, левая вчетверо длиннее и начинается задолго до въезда на пограничный терминал. Правые же короткие, мы их обнаруживаем уже после въезда вместе с парнем на машине с московскими номерами. В левой, в основном, румыны и молдаване, в коротких же - все, включая болгар, украинцев и россиян. Не найдя причин оставаться в длинной очереди, мы с земляком перемещаемся в короткую. А зря. Потом, за четыре часа ожидания доступа к европейским ценностям, мы частично поняли причину такого социального расслоения. Левую очередь обслуживали две бригады пограничников, поэтому и идти она должна была вдвое быстрее. Но она шла быстрее раз в пять, поскольку там работали барышни, и с их стороны доносился равномерный «шлеп» пограничных печатей. А «наш» пограничник, вместо шлепанья, подолгу рассматривал паспорта и о чем-то беседовал с их владельцами. Где-то через час стало ясно, что очередью я ошибся, но было уже поздно. Въезд в зону контроля, короткий взгляд таможенника, попытавшегося закрыть дверь, но сделать это ему не дал офицер. Он и спросил на ломаном русском: «Нет ли у меня второго знака аварийной остановки». Глупец, я подумал, что кто-то не взял, и пограничник его пытается выручить, и с чистой совестью сказал правду. «Нет». «Вам придется вернуться в Молдову и купить там второй». Оппа.

- Зачем?

- Как зачем? Спереди - сзади. Туда - сюда. Я не могу вас пустить. Вас уже смотрел таможенник? - с этими словами он открыл заднюю дверцу и погладил кожу сиденья.

- Смотрел. Я куплю на первом же километре Румынии.

- Нельзя. Надо ехать в Молдову. Вы хотите ехать в Румынию? Вас уже смотрел таможенник? - он снова открыл заднюю дверь и погладил кожу сиденья. Странный какой-то, чего ему сиденье далось?

- Смотрел. Хочу ехать в Румынию.

- Нельзя. Надо вернуться в Молдову, - румын отошел от меня к следующей машине, потом еще к следующей, нас было трое с московскими номерами. Потом снова подошел ко мне, и диалог повторился. Когда он отошел к третьей машине, хозяин второй подошел ко мне с сакраментальным вопросом: «Что делать?»

- Да денег он хочет, - сказал я, и тут до меня дошло, зачем ему сиденье.

- Нет, там, в третьей, ему предложили, отказался. Сказал, что он честный офицер и закон главней всего.

- Тогда точно денег хочет, - с этими словами (Господи, классика: «Держи вора!») я положил 20-евровую купюру на трижды протертое честной офицерской рукой сиденье, - Смотрите.

Подошедший честный офицер-законник еще раз протер кожу сиденья, поставил штампики в паспорт и протянул их мне. Я, конечно, неправ. Я, конечно, в терминологии закона, нарушитель - взяткодатель, но я все же отличаюсь от этого румына, поскольку не кристально честен. Впрочем, жалею лишь, что забрав паспорта, не сказал громко на всю таможню: «Это за троих».

Итого, почти пять часов задержки. Еще у меня закончилась карта - она и так отработала больше положенного, доведя нас до границы бывшего СССР, но Румынию она не знает. Как не знает ее и гарминовская подсказчица, которой я загрузил Украину, Турцию, Армению и Грузию. Она, впрочем, и загруженную Украину-то не очень хорошо знает, а вот Турцию - прекрасно. Да и Армению с Грузией неплохо. Эх, один лишь глобус, да и тот перед глазами. Остается только искать указатели на Мыс Доброй Надежды, или хотя бы на Констанцу. Но сначала Галац - неожиданно большой промышленный центр Румынии. Вообще, еще в прошлый раз Румыния оставила впечатление страны с весьма неслабой промышленностью эдакого советского, то есть устрашающего, образца, сконцентрированного вокруг промышленных центров, и с самобытным сельским населением вне этих центров. Так вот Галац - один из них. Заводы, трубы, цеха и краны. Дорогу на Констанцу пришлось спросить, но это по невнимательности, знаки везде есть. Качество весьма прилично, как впрочем и трафик. От Галаца до Констанцы 200 км, мы пересекаем Дунай по огромному платному мосту, в какой-то момент обнаруживаем указатель «Тулча -Одесса», и меня начинают терзать сомнения. Я помню (по глобусу), что Тулча - город на противоположном от Измаила берегу Дуная, но на моей украинской карте дороги между ними нет. Может, уже есть? Тогда на моем пути не было бы куска Молдовы, и трасса была бы короче километров на 100-150, а в нашем раскладе это много. Но, с другой стороны, моста там быть не должно, а значит, паром. А паромы я в этой поездке как-то… ну не то, чтобы не люблю, нет. Не доверяю.

Промышленность, говорите, в Галаце? Деревня ваш Галац, по сравнению с Констанцей. Вот это промышленность. Правда, уже спускаются сумерки, да и лень мне лезть куда-то за фотиком, но мы даже останавливаемся рассмотреть. Панорама Констанцы, особенно порта, это нечто. А порт - скопление кораблей и кранов такого размера, что диву даешься. Мне Констанца напомнила прохождение парома Гданьск - Карлскруна в нашей поездке в Данию - Исландию 2006 года (тогда у меня не вскрылся еще зуд сочинительства, поэтому кольцо было, а отчета по нему нет) мимо сухих доков, военно-морской базы и порта, что стало одним из главных впечатлений того кольца, наряду с гейзерами. Вот и тут. Только в разы больше Гданьска. Особенно поразил громадный портальный кран над каналом, опиравшийся своими стойками на противоположные берега, и под который, как в ворота, заходил огромный океанский контейнеровоз под разгрузку. Сила.

Но время уже к вечеру, до Стамбула - как до Луны, одной Румынии еще километров 50. На всякий такой случай покупаю на заправке карту Румынии и Болгарии, а то на глобус как-то нет особой доброй надежды. Дорога пустеет, начинает смеркаться, а на указателях появляется Варна. Здесь на границе румыны с болгарами почти вместе, у первых вопросов нет, у вторых тоже нет с моим паспортом, а при взгляде на Лелькин - явное недоумение. Загвоздка.

- Куда вы едете? (Однажды это звучало как « Кде идешь?», здесь же все по-русски)

- А, я понял, - У меня есть болгарская виза, а у Лельки только Шенген. - Транзит, Турция. - Пограничник облегченно вздохнул, потом стал серьезнее.

- На транзит дается 36 часов. Вам обязательно надо завтра покинуть Болгарию. Успеете? - А дальше он предложил переждать еще несколько часов, дабы въехать в Болгарию завтра, не теряя лишнюю дату транзита. Что ж, спасибо. Но нам надо быть сегодня максимально близко к Стамбулу.

- Ставьте сегодняшнюю!

продолжение следует

Европа, Турция, путешествие, Румыния, кольцо, Украина

Previous post Next post
Up