начало тут Но усиление Киевской Руси не могло не привести к попыткам, во-первых, «снизить плату за проезд», а во-вторых, вытеснить хазар из ключевых мест с тем, чтобы поставить туда своих сборщиков платы. Что киевские князья последовательно и делают, образуя, со временем, русские эксклавы в ключевых местах. В отвоеванном у хазар устье Днепра ставится крепость Олешье , а с разгромом Святославом Игоревичем Хазарского Каганата в 968-969 гг на месте Самкерца появляется княжество Тмутаракань, а на месте Саркела - крепость Белая Вежа. Расположение этих крепостей - прямое указание на важность путей, на которых они стоят: спускаясь по Днепру от Киева, вы входите в Черное Море (Олешье), вдоль его берега подходите к Керченскому проливу (Тмутаракань) и по Азовскому морю выходите в Дон, где волоком (Белая Вежа) переходите в Волгу, чтобы спуститься в Каспий и Персию.
Говоря о Хазарии, нельзя не вспомнить еще об одном ключевом соседе - Волжской Булгарии. Прародители болгар (праболгар) и хазар - одни и те же, это - тюркоязычные кочевые племена, принесенные из недр Азии гуннами, и «зацепившиеся» за Причерноморские степи. Великая Болгария хана Кубрата - западный сосед Хазарии. Но новые пришельцы степей - авары - проходят через мощную Хазарию, а вот Великую Болгарию заставляют сдвинуться. Как мы видели выше, большая часть болгар уходит с ханом Аспарухом на Дунай. Другая часть пытается зацепиться за свое место, но то ли растворяется в аварах (или сдвинувших последних венграх), то ли ассимилируется хазарами. Третья часть, хана Котрага (и Аспарух, и Котраг - сыновья Кубрата), решила уйти на восток, на Волгу. Эти болгары занимают достаточно большую территорию средней Волги (от примерно Ульяновска, то есть, непосредственно от границы зоны контроля Хазарии) и вверх по Волге и Каме. Таким образом, волжские булгары получают контроль над путями с верхней Волги (Ополья, Твери и, в конечном счете, Новгорода) и с верховий Камы (то есть, из Перми и Югры) в Персию. Но, как мы уже видели, эти территории заселены финскими племенами; как в Дунайской Болгарии происходит взаимная ассимиляция болгар со славянами, так на Волге и Каме происходит ассимиляция болгар с финно-уграми. Следы этой ассимиляции сразу отличают Волжскую Булгарию от родственной и такой же транзитной Хазарии, хотя Булгария некоторое время находится в вассальной зависимости от Хазарии (обе контролируют один из путей - Волжский, главный). В отличие от оставшейся кочевой по своей сути Хазарии (несмотря на полуоседлость - наличие крепостей, на территории Хазарии практически нет находок, относящихся к исключительно хазарам) живущей исключительно транзитом и данью, Волжская Булгария изобилует раскопками домниц, находками лодок, плотбищ и т.д. Очевидно, что все те преимущества оседлой жизни, о которых мы писали, говоря о славянах, балтах и финнах, с ассимиляцией получает от последних и Волжская Булгария, сохранив от первых (болгар) язык и название. А Болгар - столица Булгарии - становится еще одним торговым центром, большим и известным в Персии, на великом Волжском пути, неся в себе черты совершенно похожего на славянские и финские поселения, в отличие от хазарских Итиля и Саркела - поселений совершенно степных. И это при том, что хазары и праболгары - родственники, соль же близкие, как, например, балты и славяне. Так что, все дело в финнах и ассимиляции с ними, нет? Но это вторая причина, первая - география: сама Волга и путь по ней.
Говоря о Хазарии и Волжской Булгарии в контексте процессов ассимиляции, стоит немного остановиться на религиозной части. Хазария, как мы видели, исповедует иудаизм. На самом деле, иудаизм исповедует только хазарская верхушка - изначально выходцы из предгорий Дагестана, имеющие свои корневые связи с горскими евреями, достаточно влиятельной этнической группой, существующей и поныне. Само же население Каганата полирелигиозно, тут много последователей и ислама, и христианства, что неудивительно: торговые пути через Хазарию ведут и в Византию, и в Персию. Но всё же я больше склонен считать иудаизм Хазарии чисто торговым следствием - купцы Ближнего Востока, в массе своей - последователи этой веры, и им проще быть «своими» при прохождении Хазарии. Кстати, история сохранила забавный момент - хазарскую миссию Кирилла и Мефодия. В 860-м году (то есть за два года до миссии в Моравию, в результате которой славянская письменность стала распространяться по свету), хазарский каган попросил константинопольского патриарха направить к нему «книжного человека» для теологического спора с иудейским раввином и мусульманским имамом, обещая, что перейдет в религию, представитель которой победит в споре. Дальше мнение участников расходятся: христианские источники (Житие Св.Константина (Кирилла)) утверждают, что Кирилл наголову разбил оппонентов, еврейские источники говорят, что всех уделал раввин. Что там было, мы не знаем, но каган иудаизма не оставил. Отголоски этого спора, возможно, есть в истории выбора религии Св. Владимиром, хотя, возможно, устраивать такие диспуты было в практике властителей тех времен.
Еще одна интересная ремарка о языковой ассимиляции. Кирилл и Мефодий - выходцы из Солуна (Салоник). Многие исследователи их деятельности сходятся во мнении, что они были славянами, хотя прямого указания на это нет. Этот вывод делается на том основании, что стиль трудов просветителей указывает на владение ими славянским языком, как родным. Но Солун тех времен - двуязычный город, основное население которого состоит из греков и славян поровну. Мне кажется, что грамотный Солунский горожанин тех времен запросто мог владеть обоими языками, как родными. Учитывая необычайную «книжность» Кирилла, вряд ли стоит в этом сомневаться относительно него. Так что у нас нет оснований считать Кирилла и Мефодия славянами, как и греками, что нисколько не умаляет сделанного ими. Что же касается хазарской миссии, то «Житие…» говорит, что еврейский язык Кирилл выучил по пути, в Корсуни. Все, конечно, может быть, особенно у такого талантливого человека, как Кирилл, что короткая остановка в Корсуни позволила ему овладеть языком на уровне, годном для теологического спора. Но третья по величине диаспора в Солуне тех времен - еврейская. А учитывая «книжность» и т.д., вряд ли можно ожидать, что такой человек, как Кирилл, его не знал изначально.
Что же касается религии Волжской Булгарии, то тут все просто: путь, который контролирует Булгария, ведет по Волге в арабские страны, в Персию. У купцов-булгар нет иного выбора, как принять ислам, просто чтобы торговать на арабском востоке в ранге «своих». Волжская Булгария принимает ислам в начале 10-го века. Но это не значит, что население Булгарии принимает ислам поголовно; в Булгаре мы видим и руины греческого храма, а такое племя, как сувары вообще уходит из Булгарии в междуречье Волги и Свияги, чтобы не поддаться чуждому влиянию (как у нас раскольники потом, да?) Сувары, кстати, считаются прародителями современных чувашей, в то время, как волжские булгары вообще - прародителями татар (наших, казанских). У принятия ислама Булгарией есть еще одна причина - политическая. Таким образом Булгария подчеркивает свою независимость от Хазарии, в вассальной зависимости которой находится долгое время. Сменить или реформировать религию - известный способ «отложиться» от бывшей метрополии, используемый всегда и повсеместно в обретших независимость странах; кое-где эти процессы мы можем наблюдать сейчас в он-лайн режиме. Но все же, как мне кажется, торговая (а, значит, географическая) причина принятия ислама Булгарией перевешивает все остальные. Как и принятие иудаизма Хазарией.
А что тогда с религией на Руси? Связи и направления торговли, как мы видели, у Руси разнообразны. Основные направления - мусульманский восток (через транзитную иудейскую Хазарию) и христианская Византия. Северо-западные и северо-восточные области с точки зрения религии не важны - там преобладает язычество, то есть, политеизм, а он, как мы видели, открыт. Иудаизм для Руси вряд ли подходит, он нужен только для хазарского транзита, а Хазария год за годом слабеет, в первую очередь, под русскими же ударами. Ислам и христианство, похоже, равнозначны, хотя поток товаров в исламский мир пока преобладает. Но, при относительном равенстве внешней географии торговли на первый план выдвигаются внутренние связи и идеология. Развитие событий, предшествовавших принятию христианства, доказывают это со всей очевидностью. В это время (середина-конец 10 века) на Руси уже вовсю идут междоусобицы (кстати, еще одна возможность потратить серебряные дирхемы - нанять варягов); сам Владимир - Креститель оказывается на киевском престоле в результате изгнания оттуда брата - Ярополка. Владимиру нужно дать населению какое-то более веское основание считать себя князем всех. И такое основание может дать религия. Но, придя на место Ярополка он видит, что Киев уже во многом христианский; Ярополк, по всей видимость, принял христианство до него. А в его дружине - новгородцы и прочие северные люди, да варяжские наемники. И все они - язычники, пантеон которых содержит огромное множество богов. Тогда и решает Владимир реформировать язычество, «стандартизировать» его, сократив количество богов до шести, но приемлемых для всего населения. А заодно и противопоставить эту «новую старую» веру Ярополкову христианству. Тогда он и сносит христианский храм (раскопки со следами фресок) и ставит там пантеон из шести идолов. Кстати, не факт, что Ярополково христианство было греческого канона: известны его тесные контакты с латинским западом. Но из этой истории ничего не выходит: новая религия принимается населением, как ересь; население объединяется, скорее, под знаком неприятия реформированной религии. Вот тогда он и решает сделать общую, объединительную идеологию-религию на базе монотеизма.
История «выбора» религии описана в «ПВЛ» столь же подробно, сколь и анекдотично. Чего стоит только отвержение ислама и иудаизма по причине необходимости обрезания и неядения свинины. Вообще, вся критика там сводится не к положениям той или иной религии, это не теологический спор, а сплошная «бытовуха» на темы что можно есть или пить, а с кем спать, в отличие теологического спора у хазар. Это, как мне кажется, прямое подтверждение того, что Владимиру нужна не религия, а только факт существования религии, приемлемой для всех, но позволяющей использовать ее как некоторый объединительный, легитимирующий лозунг, содержание которого не сильно важно. Но за этим текстом есть несколько интересных моментов: ислам предлагается ему волжскими булгарами, а иудаизм - хазарами. Еще интереснее отвержение латинской веры - не на базе критики последствий, а просто потому, что «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». И действительно, посольство германского императора с предложением принять христианство латинского обряда было уже в 962 году у Ольги; послано оно было с миром, но жестко, обратно. Владимир принимает решение крестить Русь по греческому обряду; в принципе, решение на 50 процентов разумное с точки зрения географии, но ислам, как мне кажется, тоже имел все шансы. Представляю, какую работу над собой проделал Владимир, отказавшись в христианстве от пяти жен и 800 наложниц («Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон») в пользу тезиса «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Что поделать - чудовищный, конечно, выбор, но приоритеты есть приоритеты. Опять же, общественное выше личного.
Есть еще один тезис, связанный с необходимостью официальной религии, весьма спорный, конечно, но возвращающий нас к товарным потокам и путям. Введение «официоза» всегда рождает противодействие. Конечно, десять заповедей никто не отменял, но если по ту сторону «линии фронта» иноверцы-язычники, еретики или раскольники - любая религия тех времен оправдает пленение в бою таких соперников; а, победив рать, можно пленить и мирное население, получив рабов. А это уже весьма ценный товар. И уж если пленницей нельзя воспользоваться, как наложницей, то уж продать-то за дирхемы арабу ее точно можно.
Я думаю, читатель устал смотреть этот текст по диагонали в поисках ответа на продекларированный вопрос. Ну хорошо, словены, поляне, кривичи, весь да меря. А также булгары, хазары, варяги. А русь-то где? Или кто?
Первоначальный летописец дает нам разные ответы на этот вопрос. В одном месте он говорит, что русь - скандинавское племя, такое же, как, например, свеи или варяги, живущее за морем. В другом месте он впрямую отождествляет слово русь со словом варяги. В третьем месте он говорит, что пришли три брата и взяли с собой русь. В этом месте под словом «русь» он, очевидно, понимает Рюрикову дружину. Эти места я уже цитировал в тексте выше. Есть четвертое место, и именно оно, как мне кажется, больше всего раскрывает смысл этого понятия. «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». (О Вещем Олеге). Здесь русь - собирательное название Олеговой дружины, не делающее различия по национальности. Русь тут и славяне, и варяги.
Всё же во всех четырех местах русь ассоциируется летописцем с варягами; хоть последнее место нам и нравится больше, варяги там всё равно присутствуют. Но еще интереснее свидетельства «соседей» - арабов и греков - данные во времена, когда Рюрика еще не было. В 40-х гг. IX в. уже цитировавшийся Ибн-Хордадбех ( в «Книге путей и стран», там где три славянских центра) пишет, как о чем-то обычном и давно установившемся, о «пути купцов Русов, а они принадлежат к славянам» по Черному морю в Византию («Рум»), по Дону и Волге в Хазарию и далее в Каспий. «Житие Георгия Амастридского» повествует нам о том, что в 840-х гг византийские владения в Малой Азии (город Амастрида, сейчас- Амасра в Турции) подверглись «нашествию русов». В этом документе, кстати, звучит интересная фраза про русов: «как все знают». «Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого». Житие написано диаконом Игнатием, умершим в 845 году, так что никак не позже этого года. «Житие Стефана Сурожского» повествует нам о набеге на рубеже 8-9 веков русского князя Бравлина на Сурож: «По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота». Конечно, эта цитата, скорее, легенда: «Житие» написано в 1318 году, через 500 лет после смерти Святого. Но все же легендам нужно немного верить. Самое интересное находим в «Бертинских анналах» (летописный свод Сан-Бертинского аббатства, северо-запад Франции). Это первое точно датированное - 839 год - упоминание о росах (руси): «С ними [послами] он [Феофил, император Константинопольский] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться». Речь тут идет о том, что некие послы росов прибыли в Константинополь к императору Феофилу. Но, по каким-то причинам, не смогли вернуться прежним путем, поэтому Феофил посылает их «кружным» путем, через Франкское государство, вместе со своим посольством к «брату» Императору Людовику I Благочестивому, сопровождая их письмом с просьбой принять как послов и отправить восвояси. Людовик заподозрил в росах свеев (шведов) и задержал, что немудрено, если среди послов были варяги. Но упомянутый король росов зовется тут хакан, т.е каган; учитывая близость и зависимость юга Руси от Хазарии, трудно заподозрить, что росы тут скандинавы.
Мне кажется, что единственным разумным объяснением на тему кто такие русы, росы или русь, может быть только одно: это собирательное название всех тех славянских, балтских и финских народов, о которых мы пишем, сопровождаемых наемными скандинавскими воинами. Также, как варяги - все путешествующие и служащие в других странах скандинавы, будь то свеи, даны или еще кто; также, как агняне - «рыжие» северо-западные жители, также, как германцы - десяток разных племен, так и русы это все, кого мы перечислили ранее (до хазар и булгар). Как иностранцы теперешние зовут русскими всех жителей бывшего СССР, так и иностранцы конца первого тысячелетия так звали всех жителей описываемой нами территории. Конечно, значение слова «русь» менялось со временем, поэтому не стоит критиковать первоначального летописца за разные его трактовки. Возможно, русь первоначально и определяла дружину варягов, но очень быстро стала характеристикой всего населения территории, благо, соответсвовало внешнему виду всех трех типов населения, и славян, и финнов, и балтов - русые. Как агняне - рыжие. Потому и прижилось.
Уфф. Можно переходить к конкретным путям. Продолжение следует.
Василий Киреев.