В недавнем
посте, посвященном книге "Философия экономики. Антология" (под ред. Дэниела Хаусмана) я высказался довольно язвительно по поводу вступительной статьи редактора-составителя, заметив, что, как можно предположить из текста, "основной вопрос философии экономики - это вопрос о том, почему экономистам надо платить деньги
(
Read more... )
Comments 109
Reply
Reply
Reply
На самом деле, при чтении австрийской литературы очень хорошо видно, где возникает эта логическая ошибка - "протаскивание" ценностных суждений экономиста вопреки несопоставимости индивидуальных предпочтений. Просто надо понимать, что искать.
Кстати, ты навел меня на мысль - а не сделать ли мне на эту тему доклад на Лебедевских чтениях?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Классовый анализ" - лженаука, основанная на представлении о том, что классовые интересы определяют мышление индивидуумов.
В данном случае речь идет о том, что интересы людей определяют то, чем они занимаются: хотят зарабатывать деньги - землю пашут или делают иную работу для тех, кто готов платить, не хотят - загорают на солнышке, пишут романы или двигают ту науку, которую считают правильной.
Это даже не "тонкая грань" между понятиями, а совершенно разные миры.
Reply
;-)))
Reply
Reply
Хорошо ли это с этической точки зрения, другой вопрос. Я, конечно, считаю, что хорошо.
Reply
Первый вариант. Доказывается, что экономический рост приводит к росту некоего количественного показателя - того, который ты назвал. Это хорошая задача для эконометриста - вот, доказывали, что экономический рост приводит к увеличению продолжительности жизни, уменьшеию детской смертости, увеличению числа людей, удовлетворенных жизнью и т.д., а вот теперь можно и с этим показателем поиграться.
Проблема в том, что это не решает проблемы, о которой я говорю. Исходя их принципов праксиологии - логического анализа отдельного действия на основе методологического субъективизма - невозможно определить экономический рост, а следовательно исследование связи его с количеством оступных целей не имеет отношения к праксиологии.
Второй вариант - экономический рост определяется как рост количества доступных для людей целей, не заключающихся в ( ... )
Reply
Reply
Достижимостью с точки зрения кого? Ответ один - с точки зрения некоего внешнего ("объективного") наблюдателя, который может эту достижимость оценить на основе своих знаний о доступных целях и средствах, своих представлений о ситуации, в которой актор совершает выбор и действие, и своих представлений о том, какие возможности следует принимать во внимание, а какие не следует (т.е., на основе своих этических критериев).
Я не отрицаю, что таким образом можно построить некую экономическую теорию - некий вариант теории "объективной ценности". Но:
- это не имеет никакого отношения к праксиологии;
- это не является "ценностно-нейтральной наукой".
Reply
Leave a comment