Равенна. Мозаики

Dec 10, 2013 23:26

Когда мы вернулись из Равенны, я закачала фотографии с мозаиками, чтобы при случае о них написать, однако дети  вносят свои поправки в мою жизнь, и времени вечно нет. И всё же мне захотелось к ним вернуться, тем более, что увиденное уже слегка перепуталось в голове. Писать подробно я не буду: в интернете достаточно статей на эту тему, написанных людьми гораздо лучше владеющими вопросом, нежели я. Некоторые их них я прочитала и составила для себя какую-то картину, этот пост - что-то вроде сжатого конспекта, не полноценный рассказ, а простенькая заметка из серии " Чтобы не забыть", для себя и для всех, кому может быть интересен относительно краткий и поверхностный обзор темы.

Первые мозаики, которые мы увидели, были вовсе не знаменитые переливающиеся шедевры из разноцветной смальты, которые все так хорошо знают, а более поздние и мало кому известные напольные мозаики XIII века, найденные нами в церкви Иоанна Евангелиста. Сама церковь гораздо старше мозаик, она была заложена знаменитой Галлой Плацидией по обету. Возвращаясь из Константинополя, дочь Феодосия попала в шторм и чуть не погибла вместе с детьми, после чего в благодарность за спасение построила эту церковь. Церкви не повезло: много веков спустя рядом с ней построили вокзал, из-за чего ей досталось во время второй мировой. К этому времени храм уже не раз перестраивали, и эти мозаики, спрятанные на глубине двух метров под полом, обнаружились благодаря американским снайперам. Сейчас они развешаны на стенах боковых нефов. Не представляющие большой художественной ценности, они мне понравились именно своей простотой, многие из них по стилю напоминают детское творчество, хотя сюжеты не очень детские: сцены четвёртого крестового похода и эпизоды из популярного в Средние века сатирического произведения под названием "Роман о лисе." Герой романа  - лис-пройдоха, наделённый множеством человеческих пороков, который попадает в разные ситуации, из которых выкручивается. Многие содержащиеся в нём истории известны ещё из античных источников, например, из басен Эзопа, там есть, к примеру, хорошо известная нам по Крылову история о Вороне и Лисице. На сохранившихся фрагментах изображены гусь с кадилом и курицы с притворяющимся мёртвым Лисом (похороны Лиса). Интересно, как такая сатира в том числе на церковников, могла оказаться на полу церкви? Отдельные две группы представляют звери, в том числе вымышленные, и просто орнаменты.




















"Роман о Лисе".





Звери и фантастические существа.


































Эта мозаика со свастикой датируется 5-м веком, как и мозаика с зигзагообразным орнаментом, расположенная чуть выше.




Потом мы купили общий билет, допускающий в главные святыни мозаичной Равенны, включенные ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Перед тем как о них рассказывать, наверное, не помешает маленькая историческая справка, объясняющая, как и почему Равенна стала столицей мозаики.

Это сейчас Равенна - маленький провинциальный городок, не особенно богатый и интересный, а когда-то всё было по-другому. На рубеже поздней Античности и раннего Средневековья, в V-VI веках, она пережила свой расцвет, во время которого и появились ее мозаики.
Расцвет связан с переносом в Равенну столицы Западной Римской империи.
После смерти императора Феодосия империя была поделена между его сыновьями: Акрадию досталась восточная часть - будущая Византия, а Гонорию - западная. В 402 году, через 7 лет после распада Римской империи на Западную и Восточную, Равенна стала столицей Западной. Перенести столицу в Равенну императора Гонория вынудили набеги варваров. У города было выгодное положение: с одной стороны - это был порт (море отступило от Равенны позже), с другой - она была окружена болотами, затруднявшими ее захват. В 410 году вестготы захватили Рим и взяли в плен сестру Гонория Галлу Плацидию, которая в 414 году стала женой короля вестготов Атаульфа. После смерти Атаульфа Галла Плацидия  в 416 году была выкуплена братом из плена, а когда почил сам Гонорий, стала регентшей малолетнего сына, рождённого от полководца Гонория Флавия Констанца. Она правила из Равенны Западной Римской империей и всячески поощряла христианство, выделяя значительные средства на строительство культовых сооружений, например упомянутой выше церкви Св. Иоанна Евангелиста. В 450 году Галла Плацидия умерла, а уже 26 лет спустя, в 476 году, Западная Римская империя перестала существовать.
В последнее десятилетие V века Равенна стала столицей остготского королевства Теодориха, который тоже внёс свою лепту в развитие города.
Однако господство остготов было недолгим: уже полвека спустя, Равенну осадил император Византии Юстиниан, после чего она перестала быть готской столицей и стала подчиняться Византии, превратившись через некоторое время в столицу Равеннского экзархата (так называлась византийская провинция в Италии).

Смена правителей отразилась на архитектуре и убранстве сохранившихся культовых построек: здесь можно наблюдать и позднеантичные элементы, и готские, и византийские.

Первым делом мы отправились в церковь св. Виталия. Снаружи она выглядит довольно скромно, и, стоя на улице, трудно поверить, что внутри эта кирпичная серость преобразится в радостное многоцветье, так хорошо знакомое по репродукциям.




Помимо мозаик, которые я в основном знала, на меня произвели впечатления причудливые орнаменты на мраморной облицовке стен, имеющие явно более позднее происхождение. Для каждой такой плиты были использованы 4 среза одного куска мрамора, которые потом симметрично расположили, так что прожилки образовали орнамент. Это, конечно, исключает повторения.






Среди разнообразных орнаментов облицовки Лисичка нашла Будду.




Мозаики Сан Витале - византийские,  они были созданы в середине VI  века, в период правления Юстиниана, чей портрет украшает одну из стен.

Апсида

На конхе изображён молодой безбородый Иисус, сидящий на небесной сфере, в левой руке он держит свиток с семью печатами, а в правой - венец, предназначенный для св. Виталия. Св. Виталий - раннехристианский святой, который по легенде был на этом месте убит. Не только он сам, но и его жена с детьми умерли мученической смертью из-за своей верности христианству. По другую сторону от Иисуса - равеннский архиепископ Экклесий, который заложил церковь (в руке он держит ее макет). Зелёные "гусеницы" под ногами Иисуса - 4 реки Эдема.




На боковых стенах апсиды - знаменитые портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры в окружении придворных, охраны, священников и пр. В руках у них приношения для церкви.




Центральные персонажи разительно отличаются от второстепенных изысканностью  и индивидуальностью черт, придворные дамы и охрана, выглядят почти как клоны. Император и императрица изображены с нимбами, как это было принято в византийской традиции.




А это свод с апокалиптическим агнцем и поддерживающими его ангелами в окружении райской флоры и фауны.
В медальонах арки изображены Иисус, 12 апостолов и два святых Гервасий и Протасий, считающиеся сыновьями св. Виталия.




В пресбитерии на левой стене изображены пророки Иеримия и Моисей, а также сцены из жизни Авраама.

Слева Ветхозаветная Троица или Гостеприимство Авраама (Бытие 18;1 и далее):

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Справа - жертвоприношение Авраама.




На правой стене изображены жертвоприношения Авеля и Мельхеседека, вместе с жертвоприношением Авраама они намекают на крестную жертву Христа.
Слева сцены из жизни Моисея - Неопалимая купина и Моисей у тестя Иофора.

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.




Необыкновенно красивы не только мозаики, но и причудливые резные капители.




А также саркофаги. Вот этот, с волхвами, самый интересный.




На другой стороне павлины,




с боков Даниил во рву со львами




и воскрешение Лазаря.



Рядом с церковью св. Виталия находится мавзолей Галлы Плацидии, куда мы пошли, налюбовавшись мозаиками Юстиниана.




Галла Плацидия, однако, не была похоронена в нём, так как умерла в Риме, где ее, вероятно, похоронили в семейной усыпальнице. Тем не менее в мавзолее стоят три саркофага, обитатели коих неизвестны (в сумме это останки пяти человек).  Мозаики в мавзолее удивительные. Они созданы в первой половине V века, примерно за 120 лет до мозаик в церкви св. Виталия и сильно отличаются по стилю. Они менее яркие и на мой взгляд более гармоничные по цвету, фигуры и орнамент более пластичные и живые. Это самые старые мозаики Равенны. В маленькие окна в виде бойниц 100 лет назад вставили алебастровые плиты, проходя сквозь которые свет приобретает золотистый оттенок, сильно влияющий на общее впечатление от мозаик.

Купол украшает большой золочёный крест, парящий среди звёздного неба - символ Христа, с четырёх сторон его дополняют символы евангелистов, к нему же тянутся фигуры апостолов в верхних люнетах. У неба красивый глубокий синий цвет, прямо-таки затягивающий.




Гораздо более популярна другая мозаика, с изображением орнамента, символизирующего райский сад.
Под ним, в люнете, восседает молодой безбородый Христоc в образе доброго пастыря и чудесные овечки с длинными хвостами.
Палитра райского сада необыкновенно гармонично подобрана, глядя на неё я испытала эстетическое удовольствие. В ней нет ещё петушиной пестроты более поздних мозаик.




А это св. Лаврений, которого, как известно, поджаривали не решётке. Слева шкафчик с четырьмя евангелиями. Мне нравится, как живо полыхает огонь и разлетаются полы одежды у святого.




С другой стороны изображены олени у источника, символизирующие жаждущие Бога души.




Та же символика у многочисленных пьющих птичек. Эти голуби - самые известные из пернатых жаждущих душ, их особенно часто изображают на равеннских сувенирах.




В Равенне сохранилось два раннехристианских баптистерия. Сначала мы пошли в тот, что поближе. Это так называемый баптистерий православных, самое старое равеннское здание, очень нарядное внутри и, как и большинство тогдашних построек, неказистое снаружи. Ещё следует добавить, что все раннехристианские постройки за время своего существования на несколько метров ушли под землю, из-за чего стали ещё приземистей.  На фото это хорошо видно по коротенькой апсиде.




Так как это баптистерий, центральный, купольный медальон представляет сцену Крещения. На нём изображён обнажённый Иисус, стоящий по пояс в прозрачной иорданской воде, над ним парит голубь Святого Духа, слева Иоанн Креститель поливает его водой, а справа персонификация реки Иордан держит наготове полотенце.
Медальон окружает пояс с 12 апостолами, у учеников Христа и распространителей божественного слова очень разные, индивидуальные черты и свободные подвижные позы, не похожие на застывшие фронтальные позы византийских мозаик. В руках они держат венцы.




Ярусом ниже - мебель красоты неописуемой: стулья, столики, подушечки. Всё это связано с темой Небесного Иерусалима, объединяющей все изображения. В Откровении Иоанна говорится о том, что апостолы сядут в 12 престолов судить 12 колен израилевых. Для этого торжественного события им и понадобятся венки. Особенно пышные кресла изображают Престол Уготованный - трон, предназначенный и приготовленный для Иисуса, который будет, восседая на нём, судить человечество. Вот только непонятно, зачем ему сразу четыре престола? Видимо, такое престольное изобилие получилось из-за любви к симметрии. Раскрытые книги символизируют священное писание, а причудливые растения изысканную райскую флору.




Украшение нижних арок.







А это кусок купели с амвоном, с которого священник совершал крещение, без которого, как известно, путь в Небесный Иерусалим заказан. В купели теперь в изобилии купаются монеты, брошенные ценителями раннехристианского искусства.




Второй баптистерий, арианский, меньше и расположен чуть в стороне. Это единственное равеннское строение из включённых в список Всемирного наследия, за которое не берут деньги. Баптистерий называется арианским, потому что был построен при короле вестготов Теодорихе, который проповедовал арианство.
Первые века распространения христианства, когда ещё не сформировался канон, были временем многочисленных споров между представителями отдельных течений. Одним из основополагающих вопросов, вызывавших споры, была природа Христа. Ариане не признавали равенство Бога-отца и Христа и их единосущность. Они считали, что поскольку Иисус был сотворён Богом, было время, когда он не существовал, Бог же был и будет всегда.  Такая трактовка была принята еретической еще в 4 веке, на Никейском соборе, однако в некоторых местах, например, у готов и других германских племён, она оставалась главенствующей ещё несколько веков. В результате борьбы с арианством был окончательно утверждён догмат о троице: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой дух были признаны равноправными ипостасями единого Бога.




В арианском баптистерии сохранилась только подкупольная мозаика, очень похожая по тематике и композиции на мозаику баптистерия православных, который без сомнения послужил образцом, от которого отталкивались мозаичисты Теодориха. В медальоне всё то же крещение Иисуса, а вокруг разделённые пальмами апостолы с венцами и Престол Уготованный. Интересен образ Христа, совершенно не похожий на более поздние образцы, особенно удивляет изображение гениталий. Воду на Иисуса льёт не Иоанн, а Святой Дух, что, согласно некоторым источникам, подчёркивает арианскую сущность мозаики: ариане считали, что свою божественную природу Иисус получил в момент крещения. Фигура слева, увенчанная крабовыми клешнями - персонификация реки Иордан. В отличие от подкупольной мозаики баптистерия православных - эта мозаика более грубая по форме и менее гармоничная по цвету, с более примитивным рисунком.




Следующий объект Всемирного наследия - архиепископская капелла, бывшая домовая церковь епископов Равенны, ныне интегрированная в здание музея. Капелла была построена на рубеже V и VI веков и в её мозаиках ещё слышны отголоски античности. Например, Христос, изображённый в люнете нартекса, очень напоминает римского воина.Он иллюстрирует псалм 90: «да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Надпись в книге означает "Я есьмь путь, и истина, и жизнь".




Свод украшен различными птицами, которые символизируют души людей в раю, многих птиц можно узнать.




Там же по соседству строгие лики апостолов и очередной Христос, на сей раз в более мирном облачении.




И последняя мозаичная достопримечательность Раванны - церковь Сант Аполлинаре Нуове, ещё одно детище арианина Теодориха. Это была его личная церковь, поблизости находился его дворец. На примере этой церкви интересно сравнивать мозаичные стили: часть мозаик относится ко времени Теодориха, т.е. к началу VI века, в них сильнее чувствуется влияние античности, другая часть выполнена в византийском стиле в конце того же века, когда арианство окончательно было признано ересью и византийский император Юстиниан пытался уничтожить память о нём, приказав переложить часть мозаик. Вот так выглядит церковь снаружи. Колокольня и портик более поздние.




Подушечки на капителях (пульваны) типичны для византийской архитектуры.




Мозаики расположены в три уровня: нижний, самый крупный - процессии мучеников и дев, средний - апостолы и святые, и верхний - евангельские сюжеты.




Верхний ряд - самый интересный, но его, к сожалению, трудно разглядеть снизу. Тема мелких верхних мозаик - притчи и чудеса из Нового Завета. Например, на следующем фото представлен фрагмент северной стены с  исцелением расслабленного в Вифезде, изгнанием легиона бесов из бесноватого в свиней и исцелением расслабленного в Капернауме.




А здесь притча о мытаре и фарисее, воскрешение Лазаря, Христос и самаритянка.




Опять Самаритянка, исцеление кровоточивой вдовы и исцеление иерихонского слепого.




Мозаики южной стены отличаются от северной большим количеством фигур, Христос на них бородатый и стиль более строгий, тем не менее известный в этом деле эксперт Лазарев считает, что они были созданы в одно время, но разными мозаичистами.
На следующем фото вверху - Тайная вечеря, прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской, поцелуй Иуды и Христос перед синедрионом. А внизу видно к кому направляется процессия мучеников.
.



На тайной вечере апостолы ещё не сидят, а полулежат у стола, как эллины.




Знаменитые три волхва с дарами и мадонна с младенцем, к которой идёт процессия дев.




С процессиями дела обстояли вот как. Изначально это были не мученики и девы, а свита Теодориха и он сам, направлявшиеся для представления Иисусу и Богоматери. Направлялись они с одной стороны из Дворца Теодориха, который в реальности находился совсем рядом с этой церковью, а с другой стороны со стороны равеннского порта. После осуждения арианства церковь было отдана католикам, понятное дело шествие ариан во всю стену остаться не могло и его заменили на дев и мучеников. Порт и Дворец же сохранились, но из арок были удалены люди, в центральной, вероятно, стоял сам Теодорих.
Это дворец Теодориха, шторки очень умилительные, по-моему.



В Равенне есть еще одна церковь св. Аполлинария, которая находится в том самом порту Классе. Теперь это район Равенны. В ней изначально хранились мощи святого. Когда порту стали угрожать набеги пиратов, мощи перенесли в эту церковь и окрестили ее новой церковью св. Аполлинария (до этого, у ариан, она была посвящена Христу, а у Юстиниана Мартину Турскому, который был известен не только тем, что раздавал бедным половинки плащей, но и борьбой с еретиками). Когда пираты успокоились, мощи вернулись в портовую церковь. В неё-то мы и не попали, потому что дети очень устали, а больше нам выбраться в город не довелось. Так что моя мозаичная картина получилась неполной. Ещё мы были в замечательном музее мозаики и, увы, не были в нескольких сохранившихся виллах с мозаичными полами, а также видели современные мозаики на темы "Божественной комедии" и разбросанные тут и там уличные мозаики, но всё это тоже останется за рамками, потому что пора заканчивать, а не пытаться обнимать необъятное.

объекты всемирного Наследия, раннехристианское искусство, Равенна, Юстиниан, мозаика, Средневековье, Теодорих, искусство, путешествия, 2013, Галла Плацидия, античность

Previous post Next post
Up