Эпос гудел в крови
К годовщине смерти писателя Юрия Кувалдина, который разбил свой «Книжный сад» и совместил Чехова с современностью
Юрий Кувалдин - один из тех, без кого нищает литературный пейзаж, будто убавили красок. Кувалдин разбил «Книжный сад» - так называлось его издательство - виртуозно, совместив Чехова с современностью, в которой стремительно происходила потеря логоцентричным социумом интереса к слову: казалось, Кувалдин один мог изменить ситуацию.
Конечно, так только казалось, что не снижало издательской энергии первого частного издателя в СССР.
Кувалдин мог показать жизнь - со всеми ее нюансами, катастрофами и радугами радости в кратком рассказе, точно алхимически сконцентрировав ее до размера страницы - как было в рассказе «Стол». За столом пили и играли в домино, с него снимали гробы, когда убывали постепенно пившие и игравшие. «Все там будем» - витает в воздухе, растворяясь улыбкой чеширского кота: ничего, ведь остается возможность писать, живописать, описывать.
Стремительно росли тома Кувалдина.
Как критик он вводил в оборот реальности самых разных, всегда талантливых сочинителей.
Первый успех Евгения Гришковца связан именно с его журналом «Наша улица». Поэт Евгений Блажеевский был услышан тоже благодаря трудам Юрия Кувалдина.
Он выстраивал в произведениях - часто - панорамы жизни простой, лишенной чтения - и! как скудна оказывалась подобная жизнь.
Он показывал, как поле классика, Достоевского в данном случае, становится местом сражения - людей и идей.
Эпос гудел в крови его таланта. Кувалдину требовался большой стиль.
И он обладал им: показывая перья жар-птицы - жизни: красочно и сочно, точно, как часовой механизм.
Распускались порой цветы абсурда, подчеркивая то, что стоит подчеркнуть в реальности.
Она сама точно становилась полнее и обширнее.
Он нес миссию - литературную, книжную, редакторскую: нес торжественно и просто, словно знал изначальную силу словесных красок.
Строились романы: «Так говорил Заратустра», где Заратустра говорил по-русски, хотя истоки шли, конечно, от гениального, сумасшедшего немца.
«Избушка на елке» - еще один роман - вспыхивала таинственною новогодней игрой.
Он много познал в жизни - Юрий Кувалдин.
Разнообразие онтологического опыта вкладывая в сочинения свои, он был экзистенциален…
Все продолжается - правда, Юрий Александрович?
Мы по-прежнему осваиваем материк литературы, столь активно и талантливо освоенный вами…
Но - видит Бог - без вас так скучно!
Остается уповать на заоблачные варианты творчества, которые должны быть много богаче, нежели наши, земные…
Александр Балтин «Независимая газета» 3.10.2024
Эпос гудел в крови / Проза, периодика / Независимая газета
К годовщине смерти писателя Юрия Кувалдина, который разбил свой «Книжный сад» и совместил Чехова с современностью
www.ng.ru