Я не очень люблю людей и совершенно не могу уже с ними общаться - а мне про них всегда было интересно, чисто с исследовательской точки зрения. Поэтому, когда мне попадаются достаточно длинные и личные тексты, я в первую очередь пытаюсь понять, что за взгляды на мир направляли человека, который это написал.
И вот, в шаббос, в синагоге подобрал листочек, прочел, и вот до сих пор не могу прийти в себя.
Наверное, я начну все-таки с небольшого предисловия. Западный мир, начиная с 17-го века примерно, все более откровенно строит именно рабовладельческое общество. Из этого есть много следствий, они отдельно интересны, но не сейчас. Сейчас мне важно, что для этого используется все, что под рукою, в том числе - идея образования. Гребер формулирует это примерно так. Сегодня, чтобы работать библиотекарем, необходимо двухлетнее образование, которое стоит 40 тысяч - это было тогда, сейчас наверняка больше, - которые она потом всю жизнь будет из зарплаты отдавать, - при том, что научиться всему, что нужно ей для работы, она могла бы за две недели практики.
И вот, оказывается, что американские люди вынуждены как-то с этой идеей сживаться. Они должны как-то осознать для себя идею того, что образование не дает образования. А поскольку они по жизни конформисты, они должны перевести это для себя в каких-то положительных понятиях. И вот что у них получается.
Есть такой известный Рамбан на Вайякhель, который говорит так. Мудрецы, которых «вознесло их сердце» - это те евреи, которые вдруг осознали, что могут сделать те работы, которые необходимы для строительства Мишкана. Их никто не учил, у них не было производственной практики, говорит Рамбан, - они просто увидели в себе эти способности и сказали Мойше.
Казалось бы, очевидно, что с ними произошло. Ан нет.
Оказывается, эти люди в плане именно умений от других ничем не отличались. Никаких умений для того, чтобы делать вещи для Мишкана, было не нужно. Нужно было только одно: уверенность в себе, убежденность, что ты это можешь. Только это у них и было.
Образование, с точки зрения американского человека, дает только это: уверенность в том, что ты можешь этим заниматься. Знаний оно не дает - но знания и не нужны. Их ни у кого нет, это раз. И без них человек может точно так же успешным, как с ними - это два. Платя все эти безумные деньги за образование, американец платит только за одно - за уверенность, что он может этим заниматься. И оно того стоит.
Конечно, советский человек возразит: «А ты попробуй такого выпускника сделать инженером!». Так в том-то и дело, что область презренного производства и науки отныне - удел люмпенов и маргиналов, всяких индусов, китайцев и совков. Таким очень элегантным способом решена единственная проблема такого рода подхода к образованию.
Дальше, при желании, можно было бы отметить, что эта проблема не единственная - что в среднесрочной перспективе возникает проблема развала страны и общества, что мы сегодня и наблюдаем. Но это я уже оставлю читателю для самостоятельного развлечения.