Бово Мецийо, 76а. Тойсфойс на слова «Нанимающий рабочих и т.д.»
Меня интересует только одна маленькая подробность в конце - она иллюстрирует важнейший, на мой взгляд, экономический принцип. Некоторые авторы, леавдиль - Розов, например, - отмечают, что наука экономика не делает правильных предсказаний, а делает идиотские только потому, что забывает этот принцип. (Это можно прочесть, с другими интонациями, и в учебниках по экономике, к слову).
Чтобы рассказать, в чем дело, придется привести несколько чисел, но это не очень сложно. Итак, дневная работа подённого рабочего сегодня утром стоила 2 сэло = 4 шекеля. В середине дня кто-то из участников сделки - рабочие или хозяин - разорвали договор, а цена работы к этому времени успела измениться. И Мишно говорит: Тот, кто передумал, - «йодой аль а-тахтойно», букв. «его рука внизу». Это понятие невозможно перевести коротко. Это значит примерно, что если есть две возможности разрешить ситуацию, мы выберем наихудшую для этого человека.
Например: допустим, работа подешевела, и стоит теперь за весь день не 2 сэло, а 1, то есть два шекеля. Это значит, что для завершения дневной работы хозяин может теперь нанять рабочих за 1 шекель, полсэла. И мы теперь скажем: Ему прибыли не положено, достаточно, чтобы не было убытка - это есть для него «йодой аль а-тахтойно». Он собирался изначально закончить день за два сэло - так и закончит, только новым рабочим заплатит полсэло, а старым - полтора вместо одного. То есть вся неожиданная прибыль пойдет тем, кто пострадал.
Ну и если передумали рабочие, то подсчет будет противоположным - они получат то, на что рассчитывали, а вся прибыль уйдет противной стороне.
И вот теперь мы подошли к самому главному.
Тойсфойс задает вопрос как бы в рамках известной нам сегодня экономической науки. Если всё обстоит так, то что вообще может побудить хозяина передумать и расторгнуть договор? Он же ничего с этого не выгадает! А ведь более того, в Геморе дальше рассматривается вариант, когда рабочие уговорили хозяина смилостивиться, передумать еще раз и позволить им всё же доработать до вечера. Зачем это им всем? Ни хозяин ничего не выигрывает, ни рабочие ничего не теряют! Экономическая наука такого поведения не допускает! В этом состоит проблема Тойсфойс.
Ответ Тойсфойс базируется - и, я бы сказал, вводит в оборот - настоящую, правильную экономическую парадигму. Ответ, говорит Тойсфойс, такой: хозяин передумал, то есть разорвал договор с рабочими, из ненависти. Он с ними поссорился! Вот что заставило его совершить необъяснимый в научных рамках поступок! А рабочие стали его уговаривать не для того, чтобы получить больше прибыли, а для того, чтобы им не пришлось хлопотать и беспокоиться, ища себе на остаток дня другого нанимателя.
И означает всё это, что нет никакого «экономического поведения» в отрыве от всего остального. Есть просто люди и просто поведение, и абсолютно запросто и в тех областях, которые экономическая наука считает своей вотчиной, люди будут вести себя как люди, то есть по законам психологии, а не так называемой экономики.