Не знаю, как там у киночуваков принято ловить настроения, но темы иногда входят в резонанс. Недавно было с герл-пауэр, когда близко вышли "Холодное сердце" и "Малефисента", которые про одно и тоже: девочки сами решают вопросы. На днях посмотрела новый пискаровский мультик "Головоломка", а он - братишка другого, тоже нового мультфильма ирландской студии "Картун салун" - "Песнь моря".
Оба мультика о том, что грусть и душевная боль - необходимые элементы в наборе эмоций нормального человека. И о том, что отказ от плохих переживаний вместо их принятия и обработки не выводит баланс настроения в вечный плюс, а ведет к отупению и разрушению личности.
Это, по-моему, круто. Хотя "Картун салун" тут меня не удивили: они вообще грусть сыпят в деткое кино без боязни, по-европейски. Кстати, если кто их не знает, в двух словах, - очень хорошие. Берут свой чудной ирландский фольклор, и музыку, и краски, и очень нежно выпрыскивают все это в истории - наполовину сказки, наполовину нет.
Первый мультик у них был "Тайна Келлс" - формально про древнюю ирландскую книгу, идейно - про борьбу с сиюминутным страхом, бренностью и смертностью ради созидания прекрасного, которое дает людям многих поколений радость и свет.
Второй вот "Песнь моря". По-прежнему и история, и персонажи, и начинка - все чудесное, есть о чем с ребенком поговорить. А художественным достоинствам их вообще оды поют и сравнивают с драгоценными камнями. Там такая особенная картинка - краски светятся и переливаются, каждый кадр сияет как витраж, а контуры рисунка четкие, условные и геометрические, как грани. Красивейшие мультфильмы.
А "Пиксар" прыгнул выше головы, причем в рамках своей же американской традиции.
Я имею в виду тип драмы, который в Америке принято давать в детском кино. Обычно всю педагогику, все человеческие ценности и моральные вопросы здесь рассматривают не в масштабе обычной жизни, а в микромире или в специально смоделированном сказочном пространстве - как в лабораторном эксперименте. Очень по-американски. Дружба, верность, зависть и соперничество - в мире игрушек. Семейный конфликт у супергероев. Поиск места в жизни у крыс. У "Картун салун", для сравнения, двигатели драм очень настоящие и масштабированные 1:1 - война, старость, потеря, смерть. И там действительно умирают люди, а не куклы, стареют люди, а не супергерои.
Но в этот раз в историю про эмоциональнальных микрочувачков в голове у девочки подключили опять же американскую суперсилу - умение рассказать об устройстве мира в формате блестящего научпопа.
У нас часто думают, что американцы немного деревянные, что ли - не понимают тонких душевных движений и паутинных намеков. На самом деле я нигде, как в американском кино и литературе, не видела такого ясного психологизма, только здесь его принято артикулировать, а не пускать фоном. А когда вещи проговариваются, они уже не кажутся такими загадочными. Я посмотрела "Головоломку" в детской больнице - ее показывали практически как учебное пособие. Будучи человеком уже взрослым и к тому же озабоченным сюжетно-литературно, смотрела сразу двумя головами: одна обычная, зрительская, плакала и улыбалась как по нотам, потому что партитура эмоций там прописана идеально. Вторая голова сидела с выражением "ай да сукин сын" и только рот раскрывала, регистрируя: как они это с воображаемым другом обстряпали - ооо! а со снами - ууу! а с взрослением и усложнением эмоций - ааа!
Короче, мультики разные и хорошие. А я тоже молодец - накатала хренову тучу знаков, и не то что спойлеров нет, но даже почти ни слова про сюжеты )