Вот еще одно индийское слово, намытое в этноэкспе. Люблю фишку с поисковиками. Много раз замечала, что есть вещи, для которых правильный запрос - все равно что истинное имя в ле-гуинновском Земноморье. Пока не наберешь единственную, магическую комбинацию букв, так и будешь ходить вокруг да около. Когда мы были в Джайпуре, меня сильно впечатлили каменные резные решетки во дворце Хава-Махал. Прямо засели в голове. Почему камень? Почему не дерево, не металл? Зачем так трудоемко? Как это вообще называется?
И я начинаю искать. Раджастанская архитектура, Хава-Махал, каменные узоры, решетки, экраны, вентиляция индийского дома, бла-бла-бла. Все не то, потому что в ответ, вызываемая левыми именами, лезет нечисть: изготовление оград недорого москва, кондиционеры установка выезд консультанта бесплатно, индийские сувениры лучший подарок для любимой, кружево вологодское. Наконец, нахожу слово.
Jali.
Скажи его, и по коридорам дворцов понесется сквозняк, лягут на плиты ажурные тени и встанут за каменными узорчатыми экранами женщины в браслетах. Им оттуда видно все, что происходит на улице: как идет погонщик буйволов, как торгуют фруктами и лепешками, как одеты прохожие, как кто-то вляпался в свежую навозную кучу. А их не видно никому. Только звон украшений, голоса и блеск глаз в зарешеченной тени. И для каждой устроен резной балкон-фонарик, и еще много-много коридоров с сотнями окошек. Главное, не ссорьтесь, девочки.
Ясно что: средневековые девочки были мельче, чем нынешние, потому что коридоры во дворце узкие и невысокие, а фонарики иногда совсем кукольные. И в ажурной коробочке каждая девочка стоит как свеча. Только свет здесь идет снаружи, а не изнутри. Прямолинейное индийское солнце прошивает камень фигурными дырками и превращается в одомашненный сумрак.
Индийский средневековый этикет говорит: не дело выставлять сокровенное напоказ. Тело прячь в одежде, жену - в доме, молитву - за стеной. Индийская эстетика поправляет: э, давай без фанатизма, мы же любим все красивое. Оголим пупок, подведем до уха брови, наденем на щиколотку браслет - найдем, как порадовать глаз. И не будем клепать бункеры из глухих стен - что мы, дикари? Позвать сюда резчиков по камню! Индийский практический разум такой: друзья, воздух охлаждается, проходя через небольшие отверстия, и скорость даже легкого ветерка увеличится внутри, а что касается солнца, то толщина материала должна быть сравнима с шириной отверстия, и тогда свет в вашем доме ляжет на пол ковром (где, кстати, резчики?). И все это задолго до кондиционеров и даже без тонированного стекла.
В общем, достаточно надолбить в мраморе квадратных дыр, согласно ТЗ. И многие давно так и делают. "Но где, забери их шайтан, резчики?" - кричит Шах-Джахан. Он из династии Великих Моголов, мусульманских правителей Индии, человек сложного устройства: убил при восхождении на престол массу родственников, построил Тадж-Махал и Красный форт в Дели, завоевал для империи много земель и сильно подорвал ее любовью к войне и красоте. Резчики приходят, на дворе семнадцатый век, ручной труд дешев, человеческая жизнь - ничто. Мусульманское искусство в расцвете: вся эта поэтическая математика, сумасшествие орнаментов, красота растительных форм - не пиявочная, как потом в ар-нуво, а замешанная на природной геометрии и гармонии. Природа толкает под локоть.
Индийские деревья к этому времени давно разобрались, как расположить листья, чтобы лучше всего улавливать свет.
Что остается резчикам? Резать камень.