Когда-то давно мне довелось прочитать книгу И. Солоневича "Народная
Монархия". Несколько недель назад познакомился с другими его
произведениями: "Россия в концлагере", "Диктатура импотентов",
"Диктатура сволочи", "Великая фальшивка февраля". Так как их я читал в
электронном виде, цитаты давать у меня не выйдет.
Авторский метод Солоневича заключается (по моим впечатлениям) в работе
на "очевидность". И.С. не претендует на то, чтобы быть теоретиком или
философом (или даже историком) - он пишет как очевидец ограниченного
круга явлений и делает обобщения и выводы на основе, в основном,
"вполне очевидного" и "общепринятого". Пожалуй, единственный теоретик,
которого И.С. упоминает с пиететом - это Тихомиров и его
"Монархическая государственность". Кажется, можно с уверенностью
сказать, что "Народная монархя" теоретически основывается именно на
книге Тихомирова. Хотя при первом прочтении я этого не заметил/не
запомнил.
Одна из особенностей Солоневича, которую я открыл - его удивительная
(для полувековой и больше давности произведений)
злободневность. Приведу пример (хотя это не совсем уместный термин),
который яркой нитью проходит через обе "Диктатуры" - общую схему
жизненного цикла учений (социализма).
- В среде интеллектуалов зарождается теория устройства общества.
- На основе этой теории разрабатывается модель справедливого
общества и перехода к нему.
- Эти идеи распространяются по всему образованному слою.
- В момент кризиса государства оргнизованная группа, вооружившись
этими идеями, захватывает власть.
- Кооптируются массы.
- За счёт усиленной эксплуатации этих масс теорию справедливого
общества воплощают в жизнь.
- Получается кровавый бардак, нисколько не похожий на предсказания
предсказателей.
- Интеллектуалы не учатся ничему.
И.С. с большой, как мне кажется, горечью пишет о последнем факте -
хотя горечи у него хватает на все части цикла. И что любопытна -
описанная схема отчётливо просматривается и в современности.