Опыт - очень сильная штука. Именно собственный опыт (а не голое «проектирование» и «чужие ошибки») заставляет большинство людей действовать так, а не иначе. Именно на основе накопленного опыта люди выстраивают свои следующие действия. Позитивный опыт укрепляет осознание правильности выбранных действий, негативный - заставляет менять методы достижения поставленных целей, да и сами цели нередко меняет.
Сегодняшний протест на Майдане - это классический пассивный протест, к которому украинцы привыкли с 2004 года. Тогда пассивный протест вроде как победил, в результате чего в мировоззрении населения полностью закрепилось убеждение в эффективности и адекватности такого протеста. И в дальнейшем, несмотря на то, что «победившие» политики принялись в не меньших масштабах, чем «побежденные», испражняться на «победившее» население, само население продолжало протестовать привычным способом, считая, что только таким способом можно «заслужить» права, свободы и благополучие. Закончилось это, как все мы знаем, возвращением к власти «побежденных», усилением потока испражнений на головы населения и новыми безрезультатными майданами.
Сегодня, несмотря на промежуточный негативный опыт, все еще воодушевленные «успехом» 2004 года (кто бы что ни говорил о своей разочарованности, неверии, «просветлении»), майданцы вышли на очередной аналогичный протест в надежде, что он таки окончится победой. Сегодня они, как и девять лет назад, преисполнены иррациональной уверенностью, что в этот раз они наконец-то «завоюют» истинную независимость Украины, освободив ее от всех зол и несчастий.
Почему это должно произойти вследствие никогда реально не оканчивавшегося успехом протеста - они не задумываются. Напротив, они отвергают любую критику, считая всех выступающих против Майдана врагами нации или как минимум недалекими заблужденцами, которым еще предстоит осознать «истину». С ними бесполезно разговаривать, они не слышат неудобных доводов, им не нужна логика, им даже наплевать на свой негативный опыт. Они как в первый раз воодушевлены еще не исчерпавшими свою силу идеями и привычками и намерены «стоять, чтобы победить».
Они безотчетно уверены, что власть не выдержит и сдастся. Что если полежать на ступеньках генпрокуратуры и подарить бумажное сердечко «беркутовцу», у власти массово вдруг проснется совесть. Что если в миллионный раз крикнуть «Ганьба!» и «Слава Украине!», то в один прекрасный момент накопится критическая масса слов, отчего враги нации вдруг побегут без оглядки, теряя по дороге золотые унитазы и подштанники. Что если долго сидеть на берегу и ждать, то труп врага проплывет мимо.
А когда их просят наполнить свою позицию логикой, рациональными и здравомысленными доводами, ответ сводится к формулировке «Вот так будет, и все! Не может не быть!». На этом заканчивается коммуникация, этим исчерпывается их протестное мировоззрение.
Но на этом не заканчивается социальный процесс. Чем окончится победа этого Майдана с точки зрения «смены власти», я писал в
предыдущем посте.
Возможная победа этого Майдана - означает отброс украинского общества в развитии на несколько лет (как отбросил его Майдан-2004), если не больше. Если этот Майдан победит - победит не население. В лучшем случае победит Европа, которая, в отличие от украинского населения, реально способна давить на нынешнюю власть (например, персональными санкциями, блокированием счетов, арестом имущества и т.д.). И она свои выгоды получит - добьется вожделенной ассоциации.
Естественно, это вовсе не означает, что здешнее население получит права, свободы и благополучие. Украинцы всего лишь останутся один на один с точно такими же ублюдочными мародерами и дерибанщиками, против которых они машут плакатиками и строят снежные крепости на сегодняшнем Майдане. Они останутся один на один с тем же беспределом, о который они будут беспомощно биться, стоя на новых майданах и размахивая свеженарисованными лозунгами и требованиями. Только Европа уже не будет заявлять ноты протеста, выносить осуждающие резолюции и применять санкции. Европа так же, как и в 2004-м, будет восторженно аплодировать новой «демократической» власти, которая, в свою очередь, начнет в привычной манере испражняться на головы людей.
Но хуже всего то, что украинцы в очередной раз укрепятся в своей убежденности, что можно ничего конкретного не делать, а прийти постоять большой толпой на площади, помахать транспарантами и флагами, погреться в палатках - и «победить». Убедятся, что если достаточно потанцевать, то можно вызвать дождь.
И когда в очередной раз, снова через годы, на собственной шкуре убедившись, что майданное стояние это бессмысленный и никчемный фестиваль - им все-таки придется менять свое отношение к протесту. Им придется начинать с того, с чего нужно начинать уже сегодня. Только тогда для некоторых из них будет уже поздно. Кто станет старше и уже физически не сможет осуществлять «новые действия», кто-то вообще умрет. Умрет в том числе и из-за действий власти, которую он выбрал (или оставил) по результатам своего стояния на Майдане. Мне этого не хочется, несмотря на все мое отношение к Майдану и его участникам.
Поэтому я хочу, чтобы этот Майдан проиграл.
Если этот Майдан проиграет, тогда люди уже сегодня смогут наконец-то ощутить (подтвердив на собственном буквальном опыте, если уж фантазии не выветриваются из головы сами), что размахиванием плакатиками, мольбами, плясками, распеванием гимна, проклятиями, многодневными стояниями, голодовками, призывами к совести, лежанием на ступеньках, дарением цветочков спецназовцам, криками «Ганьба!» - невозможно добиться ничего. Что невозможно достичь результата унижением, заискиванием, бездействием и демонстративным отказом от борьбы. Что нельзя вести себя как
бессильная «жертва». Что реальных свобод и благополучия можно добиться только активными и конструктивными действиями, в том числе и агрессивным противостоянием с врагом, с силой, адекватной его собственной. Другой возможности нет и не будет.
Я уже как-то
писал, что больше всего ценится то, что тяжелее всего достается. Сегодня же протестующие в очередной раз хотят минимальными усилиями, без лишнего напряжения и борьбы получить билет в «светлое будущее». Но на халяву ничего не бывает. А если случайно что-то и «падает с неба», то это мгновенно разбазаривается, как, например, была разбазарена та же полученная без каких-либо усилий «независимость» в 1991-м. И в 2004-м населению, которое ничего, кроме «стояти та вимагати» не умело, досталась настолько же халявная, насколько и виртуальная «победа», которая была мгновенно им профукана.
Чтобы ценить права и свободы, нужно за них бороться. Нужно их выгрызать у врага. Нужно прилагать реальные усилия и идти на риск. Тогда их цена поднимется во стократ. И тогда отдавать заслуженное за просто так никому не захочется.
Наша ситуация такова, что (скажу по-украински, так как не нахожу аналога в русском) свободу можна тільки виБОРОТИ, а не відСТОЯТИ. ОтСТОЯТЬ можно только то, что уже есть, чем реально владеешь и на что посягает враг. У нас нет ни прав, ни свобод, и не было никогда, что бы ни кричали с трибуны болтуны и фантазеры. Реальные права и свободы были и есть только у бандитов и мародеров, которые сегодня как раз и защищают их всеми возможными методами, и будут защищать дальше. Поэтому то, чего нет, отСТОЯТЬ невозможно, сколько ни стой.