Feb 20, 2013 14:16
Есть такая розовая байка, смысл которой заключается в том, что рано или поздно наши дерибанщики и мародеры насытятся дерибаном, после чего у них возникнет необходимость легализации присвоенного. И это якобы будет чуть ли не началом новой эры справедливости и законности. В пример приводится история западного капитализма (в таком же розовом изложении), где после эпохи оголтелого феодализма и периода первоначального накопления капитала вдруг, ни с того ни с сего, восторжествовала демократия и правовое общество.
Эти идеологические сказки любят пересказывать отечественные либерально-демократические журналисты и прочие работники условно умственного труда, плохо разбирающиеся в принципах социального взаимодействия, но фанатично верящих в чудеса свободного рынка и его «невидимой руки».
Они используют подобные идеологические шаблоны, чтобы констатировать очевидность своих выводов, даже не пытаясь детализировать связь между ними и тем, что якобы, должно произойти в нашем обществе. Эта связь их не очень-то волнует. Они предпочитают просто ждать, когда отечественные олигархи и прочая нечисть наконец-то прозреют под напором вроде бы очевидных обстоятельств и начнут добропорядочную и законопослушную жизнь. Правда, из года в год все чаще звучит вопрос «Ну почему же олигархи этого не делают?». Но даже он не способен изменить генеральную установку наших либеральных интеллектуалов, уверенных, что всё должно быть так, потому что иначе быть не может. В свое время точно так же сторонники коммунистической идеи искренне верили, что советский социализм является переходным этапом перед великой эпохой коммунизма, который может быть построен за двадцать лет.
У меня в этом отношении есть свои вопросы, главный из которых я фактически уже сформулировал - почему, собственно, отечественные капиталисты должны перейти от мародерства к разведению цветочков честному бизнесу и обслуживанию интересов общества? Что их заставит? - Влияние Запада? Журналистские расследования местных правдорубов? Совесть? Собственные детишки, те, которые выпускники гарвардов с оксфордами? Или, может быть, тот самый предел насыщения, которым бредят интеллектуалы?
Вряд ли я получу вразумительный ответ. Потому что в системе представлений наших интеллектуалов на него нет ответа, как нет предела дерибану и мародерству. Люди в своей массе - такие существа, которые не имеют врожденных ограничителей, препятствующих реализации естественных потребностей. Потребности же эти - это не просто желание хорошо поесть или комфортно заночевать. Это установка на неограниченное увеличение качества потребления. Ну, а самой главной человеческой потребностью является, конечно же, возвышение над ближним, в том числе и за счет качества удовлетворения других потребностей. То есть удовлетворение потребностей - потенциально бесконечный процесс.
Наши продвинутые интеллектуалы думают «Ну, вот приватизируют «паразиты» железные дороги и атомные электростанции, и успокоятся. Станут сытыми и хорошими». С чего бы это? Разве больше ничего не останется? И почему, собственно, такую успешную модель поведения нужно будет менять на какую-то другую, если ничто не мешает продолжать?
В «благоприятных» условиях присвоить можно всё, даже то, что мы сегодня представить не можем в частной собственности. Не только железные дороги и АЭС, порты или общественный транспорт. Но, например, землю (война за это дело уже идет), а также больницы, школы, мосты, фонари на улице, а потом заповедники, море, воздушное пространство, природные ресурсы. В конце концов, государство целиком, со всеми его институциями и прочими «потрохами». Простора для мародерства еще полным-полно, здесь все ограничивается преимущественно фантазией. А это означает, что и детишки мародеров будут заниматься тем же самым. И, как бы ни голосили либералы о смене поколений «элит», никакие оксфорды-гарварды не отобьют у новых их представителей желания обогащаться на халяву, если такая возможность есть.
Ну а вместе с присвоением материальных ценностей, можно начать присваивать чужую свободу. То бишь вперед - к процветающему феодализму и дальше по нисходящей.
Что же касается легализации накопленного, то мне вообще не ясно, что здесь имеется в виду. Часто слышу про так называемую «амнистию первоначального капитала», опять-таки происходящей из сказочек о том, что во всем мире первые миллионы накапливались нечестным путем, после чего буржуи, легализировавшись, организовывали честный-пречестный бизнес, из чего возникало тотальное социальное счастье.
Легализация - это первую очередь общественное признание. То есть получается, что наше население должно будет признать, что все присвоенное в процессе мародерства - принадлежит мародерам по праву. Я себе такую легализацию с трудом представляю.
Причем речь уже не идет о «первых миллионах». «Миллионы» были лет пятнадцать назад. Да и о «первых миллиардах» мы не вчера услышали. Однако ни о каком прекращении мародерства речи пока не идет, несмотря на некий «исторический опыт», которым как флагом машут интеллектуалы.
И чем больше наши «элиты» мародерствуют, тем меньше у населения оснований признавать их собственность легальной. Уже сегодня мало кто считает ее таковой, кроме либерально ориентированного креативного класса, который попросту вовлечен в процесс дерибана в качестве вторичного потребителя.
А уже завтра, когда этой собственности у мародеров будет еще больше (а у всех остальных, естественно, меньше), мыслей о том, что она легальна - ни у кого вообще не останется. Единственная легализация, на которую способны мародеры - это договориться между собой о признании права собственности друг друга. Но население из этой «легализации» будет исключено. Так что никаких правоотношений в масштабе страны с этими уродами не будет. Свою систему социальных взаимоотношений они, как и сегодня, будут навязывать населению силой - с радикальностью и напором, прямо пропорциональным уровню социального расслоения.
Красивые истории о бандитах, превращающихся в цивилизованных бизнесменов - это идеологическая мишура, которой как предвыборными обещаниями регулярно кормят народонаселение, чтобы оно не «нервничало», а надеялось на светлое будущее в соответствии с заветами отцов капитализма. Но никто никому конкретно не объясняет, как это происходит в реальности. По-умолчанию, это должно происходить само собой.
Но в действительности ничего само собой не происходит. Мародеры становятся «цивилизованными» в двух случаях. Либо они договариваются с теми, кого вчера грабили, и идут вместе грабить кого-нибудь другого (как, собственно, и случилось в Европе в период активной колонизации остального мира). И тогда вчерашний угнетенный класс с радостью признает и состояния угнетателей, и их способ «ведения дел» - потому его приобщают к этим «делам», и из антипода, он превращается в союзника. А договор между бывшими угнетателями и угнетаемыми становится «правовой системой» (работающей только в их среде).
Либо мародеров принуждают к «цивилизованности» (иногда путем их ликвидации). Это более сложный и грязный способ для тех, кто его будет осуществлять. Особенно, если учитывать, что угнетаемые поначалу плохо представляют себе критерии «цивилизованности» и действуют по наитию.
В нашем случае первый вариант - невыполним. Со вторым - тоже пока проблема, так как почти никому не хочется «пачкаться». В таком случае остается лишь ждать, когда мародеры достанут каждого в его «теплой норке». Единственное, что меня лично успокаивает - это то, что дерибан бесконечен. Те есть все закончится так, как должно. Но только по правилам социального бытия, а не в соответствии с идеологическими сказками.
Идеология,
Социальные взаимоотношения,
Мародеры