Возвращаюсь к теме контринтуитивных (нетривиальных) решений, о которой я писал не так давно
http://kurmanka.livejournal.com/107161.html и цитировал там книгу Левенчука
ailev.
Я заметил, что контринтутивные решения возникают не случайно, а совершенно закономерно - просто как более сложные решения для задач, для которых первые, интуитивные решения не сработали.
Например, я наблюдаю, как мой двухлетний сын пытается снять со своей ноги носок. Он хватает носок за конец, за ту часть, где пальцы, и тянет со всей доступной ему силой. Работает ли это решение? Нет, обычно его силы на это не хватает. (Попробуйте сами, если хотите.) Вот интуитивное решение - оно возникает “как-то само”, но в этом случае не срабатывает. (Например, когда он снимает варежки или перчатки - такой способ решения срабатывает на “ура”.)
Как снимает носок взрослый человек? Я, например, сначала освобождаю пятку. После этого уже возможны варианты: тянуть за носок - один из них. А вот для моего сына это (пока) - контринтуитивное, нетривиальное решение. Ну и кроме того, у него пока пальцы недостаточно ловкие, чтобы засунуть их в носок и освободить пятку.
Итак, первое условие для того, чтобы возникло хорошее контринтуитивное решение: нужно попробовать все интуитивные решения и убедиться, что они не работают.
Разработка софта: agile против водопада! Водопад - интуитивное решение. Раньше казалось (и сейчас до сих пор многим кажется): вот задача, вот мы её распишем во всех деталях, всё обдумаем и отдадим в работу, и получим нужный нам продукт. Что по факту? Да, расписали, да, обдумали, да, сделали, но что-то не так. Получили не то, работает не так. Ругались с разработчиками, наказали руководителя проекта, начали переделывать.
Agile - в большой степени контринтуитивен. Не писать спецификацию? Не оценивать задачи в часах / днях / неделях? Не требовать чёткого исполнения взятых на себя в спринте задач? Не командовать программистами? “Вы в своём уме?”
Я вижу две причины, почему более хитрые, более мудрые решения иногда требуют много времени на достижение мэйнстрима:
1. Люди не получили ещё достаточно опыта со своими интуитивными решениями. Они ещё надеются. Соответственно, всякие другие решения им представляются ненужными усложнениями.
2. Люди продолжают не замечать, т.е. игнорировать, что привычные им решения не работают, или работают недостаточно хорошо. Возможно они уже вложили слишком много сил в существующее решение. Возможно у них есть и другие сложности в переваривании опыта.
Я несколько лет говорил одному из своих заказчиков, что хочу поднять качество работы и качество кода во вверенном мне программном проекте. Но все интуитивные решения, которые у меня были, не работали или приносили очень небольшой результат. Пока не признаешь неудачу, не переживёшь некоторое разочарование, злость, грусть и печаль с ними связанную - очень трудно начать искать и воплощать какое-то новое решение.
А вот когда признаёшь, тогда можно опереться на опыт с существующим решением, и поискать более сложное, но и более эффективное. Это пример того, где и как психотерапия (работа с чувствами, все дела...) может помочь продвинуться профессионально: если терапия помогает переваривать опыт, то она помогает и находить хорошие контринтуитивные решения для сложных задач.
Психоанализ когда-то возник, как очень контринтуитивный способ помощи истеричным женщинам и другим страждущим душой. И оказался эффективен. А гештальт-терапию можно считать контринтуитивным развитием психоанализа.
В нашей культуре ведь как? Допустим, страдает некоторый человек. Что он слышит: “Да, не парься ты! Пойди напейся! Съезди куда-нибудь, развейся. Не надо принимать всё так близко к сердцу.” Это абсолютно интуитивные решения, и абсолютно бесполезные. А погружаться в свои неприятные переживания, их “мусолить”, рассказывать о них другому, или, например, высказывать свои чувства пустому стулу - это, в глазах многих, выглядит как бред, глупость несусветная. Так говорит им их интуиция. К психотерапевту обращаются и остаются люди, которые поняли: их существующие решения (способы жить, строить отношения, т.д.) не работают. И надежды на простые решения уже нет.
По мере развития человека ли, общества ли, находятся всё более и более сложные задачи. И для этих задач, постепенно приходится применять всё более и более сложные решения. То, что сейчас является хорошим (эффективным) решением, через 5 лет может стать плохим решением: и потому что задачи станут сложнее, и потому что уже станут очевидны (интуитивны) более эффективные способы.