Mar 06, 2011 10:46
Но его предназначение и смысл - быть частью карбюратора. Без
этого он бы валялся на полке, пока не сгнил. Такое предназначение диктует новые
требования (общественные). Он должен подходить в конкретную резьбу и
выдерживать нагрузки, обеспечивающие работоспособность карбюратора - жизнь
общества, без чего он опять же сгниет без смысла. Он (винт) должен «воспитать»
(соответствовать) необходимые свойства, ориентируясь на свое представление об
устройстве карбюратора, проекции общества на свое сознание - нравственность. К
неким изначальным ценностям Х должны прибавиться общественные ценности У,
которые следует не из определения винта, а уже из определения карбюратора.
Следующий уровень - автомобиль. Он испытывает ускорения и
влияние температур, возможны удары и «обратный выхлоп», что диктует карбюратору
соответствующие свойства, которые транслируются в необходимой степени в
требования к его элементам, винту в частности (Ценности Z).
Мы, рассуждая об обществе, часто имеем в виду (или
скатываемся к такой точке зрения) среду своего обитания - окружающие нас
детали, среди которых нам комфортно или нет. Призываем их укрепиться, как наша
защита, игнорируя тот факт, что для функционирования машины необходимы замена и
изменение конструкции. Наша задача - будучи винтами, быть способными стать на
точку зрения конструктора. Кроме нас людей у общества другого конструктора нет,
но и конструировать, управлять, невозможно с точки зрения винтика или
постоянно, незаметно для себя, перескакивая с уровня на уровень.
Образуя систему, общество в данном случае, мы приобретаем
свойства недоступные её элементам. В этом и есть развитие, а не в укреплении
резьбы и толщины головки, что тоже важно, но только в соответствии с общим
замыслом.
Чтобы сформировать свое отношение к обществу нужно
представить, что это такое, построить его модель. Это важный и неизбежный этап
анализа. В большинстве случаев общество представляют как собрание индивидов,
полностью определяющих своими качествами его свойства. Нравственность (правила)
появляется неизвестно откуда и способствуют раскрытию потенциала человека, что
является, по-видимому, его иммаментным, естественным свойством.
Но возможен и другой
подход - общество-организм, система, в которой её свойства не сводятся к
свойствам её элементов. В этом случае нравственность - инстинкт самосохранения
общества, имеющий проекцию на человека в виде набора мало обоснованных правил. В
этом случае развитие человека оправдано только в контексте укрепления общества,
что неизбежно приводит к конфликтам, разрушающим и общество и человека.
Проиллюстрировать это можно в духе Станислава Лема. Прилетев,
на другую планету мы видим там существо(а), готовое к контакту. Мы общаемся с
ним, радуясь, что встретили долгожданный разум, а потом оказывается, что клетки,
из которого оно состоит, сами по себе разумны, даже в большей степени, но ни
само существо, ни эти клетки не могут осознать взаимовлияния. В их
мировоззрении просто нет места таким предположениям и образам.
Коротко главную проблему системы
человек-общество я бы сформулировал таким образом. Люди понимают важность
общества, понимают, что его гибель грозит и им гибелью, но, не видя угрозы себе
лично, не верят в то, что общество нужно спасать.
человек,
общество