О гонениях за любовь к математике

Apr 11, 2011 15:39

...эмессцы восстали против его рукоположения, ибо, под предлогом любви к математике, Евсевий говорил нелепости...
(Сократ Схоластик. Церковная история. Книга II, Глава 9 "О Евсевии Эмесском")

Это был тот самый Евсевий Эмесский, который отказался от предложенной ему Антиохийским собором 341 г. кафедры Александрийского архиепископа - фактически патриархата, надеясь в скромной Эмессе спокойно найти башню из слоновой кости для занятий математикой, астрономией и теологией.

В последнюю он ввел антропологическую модель, интерпретируя природу Христа с позиций тогдашней физиологии - представляя соединение божественной и человеческой природ в Христе аналогично Галенову соединению души и тела в человеке.

Как это ни печально, неизвестно какими именно математическими нелепостями смутил простодушных эмессцев Евсевий, и что именно в математике может послужить причиной восстания скрыто мраком веков: от сочинений Евсевия сохранились лишь разрозненные теологические фрагменты.

P.S. Тот самый Евсевий Эмесский, о котором у Иеронима Стридонского* в его "О знаменитых мужах" сказано:
"написал несчетное количество работ, достойных вызвать восторг читателей. Они написаны в истинном историческом духе"Выше - перевод Высоцкого столетней давности, но, если совсем точно**, то у Иеронима написано magisque historiam secutus - строже других следуя историческим фактам.

* Он же Святой Иероним, переводчик Ветхого Завета на латынь, создатель Гекзаплы, включавшей 6 параллельных текстов: еврейский текст, еврейский в греческой транслитерации, перевод Акилы, перевод Симмаха, Септуагинта, перевод Феодотиона.
** Это не подстрочник, в данном случае я следую принципу Иеронима: передаю не слово словом, но мысль мыслью ***
*** Иероним Стридонский. Письмо LVII. К Паммахию о наилучшем способе перевода.

Наука, Литература, Криптолитература, Церковь

Previous post Next post
Up