Сегодня делал операцию по замене хрусталика. Своего родного, выданного мне природой бесплатно, - на искусственный английский, за весьма приличные деньги.
И вспоминал Святослава Федорова, который первый в СССР сделал такую операцию. Заменил выданный природой на искусственный.
Что принесло ему славу, известность, награды, самое высокое положение в науке, а там и обществе. Высоких и сильных страстей был человек. Я-то с ним общался лишь однажды и в довольно официальной обстановке, а одна моя знакомая работала у него некоторое время - вот она говорила. На каком-то корпоративе (впрочем, тогда их еще так не называли), воодушевившись во время танцев так, что душа уже не вмещалась в нем, бросил партнершу и сделал стойку на руках, стал «танцевать» на них. При этом штанины брюк естественным образом, собравшись гармошкой, спустились к коленям, обнажив протез, на котором он после потери в молодости ступни ходил всю жизнь. Его это не смущало, что воздел протез к небесам - так того просила рвущаяся наружу душа.
В 90-е он пошел в политику, организовал собственную партию (быть просто членом какой-то - этого ему было мало), стал медийным лицом, часто появлялся на экране телевизора. И вот запомнилось: очень был категоричен в своих суждениях, самоуврен невероятно - без заносчиыости, высокомерия, но с ясной ноткой звучавшего пренебрежения к иному толкованию, мнению, взгляду. Тот разговор не касался политики, устройства общества, интервьюер говорил с ним на профессиональные медицинские темы. И в том числе спросил, как чувствует себя сам Федоров, сколько рассчитывает прожить - что-то в таком роде. Еще десяток лет полноценно и деятельно, с этой своей не ведающей сомнения уверенностью сказал Федоров. Тут ведь все дело в генах. Мой дед был здоровым человеком до восьмидесяти пяти (так мне запомнилось), мой отец был… вот, считайте, десяток лет у меня еще в запасе для активной жизни.
Спустя три месяца Святослав Федоров погиб в авиционной катастрофе: рухнул на землю его личный вертолет, на котором он летел, - оказался неисправным.
Я часто вспоминаю об этом. В смысле, о тех его словах в интервью о генах и его случившейся вскоре смерти. Что, Небо слышит наше бахвальство и не медлит с уроками? Или просто стечение обстоятельств, вот такой расклад судьбы, которая нигде никем не ткется, никакими парками?
Каждый волен выбрать себе свой варинт ответа. И придумать свой личный.
Просто мне вспомнилось и подумалось об этом.
Ваш,
Анатолий Курчаткин