Есть такое понятие - субординация. По-иному говоря, старшинство. Старший лейтенант стоит над младшим и просто лейтенантом. Майор над капитаном и тем самым старшим лейтенантом. Полковник и над майором, и над подполковником. Даже у стоящих над ними генералов есть свое старшинство: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии. И у штафирок свое главенство. Директор завода не ровня начальнику цеха, начальник цеха - начальнику участка, а под начальником участка есть «мастера».
Модель старшинства пронизывает всю человеческую жизнь.
Она закладывается в нашем сознании с младых ногтей. С детского сада: нянечка, воспитательница, директор садика. Тот больше, значительнее, старше, у кого больше власти, кому подчиняются, кому отдают рапорт, кому оказывают предпочтение в сравнении с другими.
Рождество Христово по русскому православному календарю наступает после Нового года григорианского календаря, по которому живет гражданская Россия. В том числе и православные люди - как ее граждане. Кому бы как не хотелось, а Новый год - праздник, и очень существенный. День, который делит года, день, с которого начинается отсчет нового жизненного цикла, просто не может быть несущественным.
И вот он оказывается стоящим впереди Рождества. К нему прежде всего готовятся, с ним сопрягают свои планы, к нему привязывают свои ожидания и надежды. Он в психологическом плане оказывается как бы главным в сравнении с праздником Рождества. Выше его, старше. Просто потому, что они рядом, и Новому году как идущему первым отдаются основные человеческие силы предуготовления к празднику. Рождеству отдаются те, что остались. Оно утрачивает эффект принадлежности всему народу, остается как праздник только самым-самым воцерковленным людям.
Что, наша русская православная церковь заинтересована в таком принижении праздника Рождества? Не думаю. Но нам объясняется, что откажись от юлианского календаря - и рухнет годовой цикл богослужений, вылетят сразу две недели, да еще схождение благодатного огня…
С годовым циклом богослужений между тем сложности будут лишь в первый год, а после все войдет в свой привычный ритм, с Пасхой тоже все регулируемо, а когда она выпадет поперед еврейской - так это пусть будет заботой иудейских священнослужителей, и Благодатный огонь ведь не сходит сам по себе, его надо вымолить, может быть, если бы о нем молили каждый день, так он бы и каждый день сходил.
Вот мысли в рождественский день - после ночи в храме, разговления, сна едва не до темноты (коротки еще первоянварские дни). И не хочешь, а ворочаются они в тебе, и заранее знаешь, какой будет, обнародуй их, на них ответ. А между тем ведь вводился уже в 1918 году патриархом Тихоном новый церковный календарь. Именно с той целью, чтобы Рождество Христово было главным праздником, а Новый год - уже в пристяжку. И был вскоре этот календарь отменен лишь потому, чтобы показать: церковь не с советской властью, не признает ее.
Но уж сколько лет прошло с той поры. Согласилась бы церковь в лице своих иерархов, сумела отрегулировать этот вопрос с гражданской властью (уж не в ней ли дело?). А мы, паства, поймем!
Ваш,
Анатолий Курчаткин