Несколько восточных церквей, в том числе и русская православная церковь, держатся старого, юлианского летоисчисления, и вот Рождество нам приходится встречать не как большинству других христиан, 25 декабря, а 7 января. То есть встречаем-то мы его, конечно 25 декабря, но по юлианскому исчислению, а живем в миру по летоисчислению григорианскому, вот и получается несуразица и нелепица. Весь мир уже с мытой шеей, а мы еще только собрались отскабливаться.
Психологические неудобства это создает колоссальные. Радостно и светло встречать приход Нового года, когда ты приветствовал рождение младенца Христа. Когда пришло обновление миру, настает время его преображения - и вот после этого встретить наступление Нового года, одного из чреды многих. Что отпущены тебе, что отпущены человеческому роду. Праздник Нового года по смыслу - праздник последующий, никак не предшествующий. Предложение иных священнослужителей вообще не обращать на него внимание, как его и нет, - конечно, неправомерно: время дискретно, деление его на части естественно и необходимо и если нам предложено день седьмый отдавать отдыху от трудов, то как же не отдать веселью такой день, как Новый год?
Само собой, я знаю препятствия, стоящие на пути решения перейти вслед за западными церквями на григорианский календарь и русскому православию. Главное из которых - возможное смещение раз в несколько десятков лет христианской Пасхи поперед еврейского праздника Пейсах. Что, на первый взгляд, противоречит естественной очередности евангельских событий: сначала был Пейсах, а потом произошло Вознесение.
Но есть еще и здравый смысл. Высчитываемая по лунному календарю, что по григорианскому, что по юлианскому календарю Пасха все равно ездит туда-сюда. И на большие сроки. В любом случае, глядя изнутри этих двух календарей, мы празднуем Пасху в разное время, празднуем как событие-символ. И ведь Рождество Христово, которое празднуется 25 декабря по обоим этим календарям, - тоже событие-символ: точно день рождения Искупителя неизвестен. И вот, исходя из этого здравого смысла, что же, если выпадет так по лунному календарю, не отпраздновать Пасху поперед Пейсаха? У иудеев вообще другое летоисчисление, от сотворения мира, они живут по нему - и не обращают ни на кого внимания, никто им не указ, отдыхают в субботу, а не в воскресенье, так почему так строго нужно блюсти это старое строгое установление: Пасха - только после Пейсаха? Событие-символ можно праздновать в зависимости от наших потребностей. «Христос воскресе! - Воистину воскресе!» - это ведь возглас не только для пасхальной недели, а для каждого дня годового круга.
И только одно пресекает эти мои размышления, не давая облечься им в императивную форму: схождение благодатного огня. Сходит он именно накануне Пасхи, празднуемой по юлианскому календарю. Не григорианской Пасхи, а Юлианской. И вот представить, что все восточные церкви перешли на новый стиль, все христианские церкви мира празднуют Пасху в один день, и в положенный час предстоятель Иерусалимской православной церкви входит в Кувуклию… и что, совершится ли чудо схождения огня?
Вот здесь,в этом месте мысли мои претыкаются, сознание мое отказывается обдумывать эту проблему дальше. Я согласен терпеть свои психологические неудобства и дальше. Что они в сравнении с тем чудом! Перебьемся без салата оливье и холодца эту неделю - от 1 января до 7-го. Тем паче что пост уже так привычен, кажется, что и нет на свете ни молока, ни сыра, ни буженины… Правда, все эти морские гады, которых можно потреблять, хоть лопни, грибы да рыба, да помидоры-огурцы-перцы и другое в таком роде так все недешево! Вот отчего у попов и брюха толсты, знаете? Хлеба много едят, голод, он ведь не теща. Хлеб, слава Богу, недорог.
Ваш,
Анатолий Курчаткин