Ямал, Остров Белый. Дневник.

Apr 28, 2016 21:13




Этот дневник я писал каждый вечер перед тем как завалиться спать. Скорее всего стороннему читателю он даст мало интересной информации. Много расписывать не было ни сил ни времени. Эти-то строки давались через силу, потому что хотелось есть, спать, смотреть по сторонам. Все что угодно хотелось, только не писать дневник. Мыслей было слишком много и сразу было понятно, что соединить их все воедино вот так разом не получится. Поэтому решил в итоге просто записывать кратко основные события каждого дня. Чтобы потом было проще хотя бы вспомнить места ночевок.
Эмоции и основную мысль я попытался кое-как расписать в предыдущем посте. А дневник пусть останется как есть, на память.

ЯМАЛ 2016

Стартовали 21 февраля 2016 года, около 13 часов с улицы Степана Малыгина в Москве. Перед этим ночевали дома у Макса в Дмитрове. На старте лепили наклейки. Приехало ТВ, давали интервью. В Костроме встреали на ребята из ТАМ-клуба. За день прошли 490км от точки старта, на ночевку встали N57.49,943 E043.21,598.

22.02. Стартовали в 9:00, ехали до 13 часов. Дорога паршивая, лед, колдобины, скользко. Пообедали в придорожной харчевне дешево и вкусно. Погнали дальше. Много фур, плохая дорога, едем медленно. После границы Пермского края дорога улучшилась и стала хотя бы чищенной. Поужинали в харчевне, встали на ночевку на съезде в поле. Колбасились с Валей в колее, учился топтать снег. Колбасились полтора часа. За день прошли 864км. Завтра встреча с Женей и Лешей.

23.02. Утром перешли на местное время +2 часа. Стартовали в 9:00. Около часа дня встретились в Женей и Лешей. Перегружали лыжи в мой прицеп (6штук), поехалось тяжелее. Урал проходили в сильную метель. Температура -2. На дороге лед, очень сколько, много аварий. Фотались у стеллы Европа-Азия, для чего пришлось топтать снег на горку. Фары в грязи плохо светят. Ужинали в кафе около 19:00, после этого ехали еще пару часов. Нашли отличную отворотку в лес. Встали на поляне. Ночь, снег, темнота. Очень красиво. Будем отмечать встречу. За день прошли 564км.

Граница Европа-Азия


24.02. Прошли за день 573км. Прошли Югорск, вышли на технологически зимник Газпрома. До Игрима 42км. Днем +3, вечером -3. Солнце, небо синее, зимник отличный. Шли 70-75км/ч, видели буровую в огнях. В Ивделе докопались гаишники, клеили статью за общую массу с прицепом более 3,5т. Сошлись на 500р за нечитаемый номер. Точка ночевки N62.54,321 E64.41,091

Град Березов




25.02.16. Весь день шли по Обскому зимнику на Салехард. В Берёзово нас встречал энтузиаст Денис, который увидев анонс экспедиции в Интернет, заинтересовался и вышел на связь. В итоге нас сняли на ТВ и сводили в музей. Очень милые люди. Зимник разный, скорость от 20 до 70 км/ч. После Мужей стал очень плохого качества. Под вечер устали. Аркадий улетел в бруствер, у Макса выломало фаркоп (примерно в 19:00). Прицеп перевесили на УАЗ и погнали дальше. Встали на ночевку в 78км от Салехарда, прямо на зимнике. Температура днем -6 градусов, вечером -12. Туман. За день прошли 470км. Жрем вареники с картошкой

Ночевка на обском зимнике


26.02 Спали на зимнике. Утром помог выехать из колеи проезжавший мимо Камаз, протоптал нам след. Надули колеса и поехали. На въезде в Лабытнанги встречало местное ТВ. Фотались около "Мамонта". Приехали к Жене Сказке и долго общались, тупили, отдыхали. Вечером сходили в музей, отметились у пограничников и в МЧС. Погода плохая, метет, сильный снег. Температура -2. На завтра прогноз плохой, судя по всему будем варить фаркоп Макса,проверять машины  и ждать погоды. За день прошли 86км.

Ночевка на обском зимнике


27.02.16. Спали в Лабытнангах у Жени на базе. Варили фаркоп Макса, проверяли машины. Ездили в Салехард смотреть на памятник 501 стройке. После обеда встречались с местным Русским Географическим Обществом. Вечером, общими усилиями чинили доп.свет на Котобусе. Переливали по бочкам топливо. Стартовали из Лабытнангов в 19:00. Ребята проводили нас до нулевого километра зимника на Бованенково. Пофотались на память у километрового знака возле переезда. Погнали. Задуло. Температура -5 градусов. Ветер 12м/с, порывы до 15м/с. Видимость 10-15м. Пробили бочку ДТ. Вылилось не понятно сколько, но не очень много. Шли до 3 часов ночи. Рубились адово. Прошли 120км. Точка ночевки N67.29,055 E67.25,678

Первые километры зимника на Бованенково. Тундра нам показывает кто тут папа.


28.02. Тронулись в 10:00. Солнце, температура -3. Небольшой ветер. Шли вдоль ж/д насыпи, много топтались во второй половине дня, валились с колеи, травили давление до 0,4. Встали на ночь около 20:00. Вечером пробовали мультиварку. В итоге разброд и шатание, часть поела в машине, часть за общим столом. За день прошли 115км.

Погожее утро 28 февраля.


Пурга, адово рубилово.


29.02.16. Выехали поздно. С утра сильный ветер, кругом белая мгла, температура -3. Долго решаем: ехать, или пережидать. В итоге надели на прицепы лыжи и стартовали около 11:00. Ехали не долго. Задуло так, что машину идущую впереди в пяти метрах стало не видно. Встали. Пурговали часа два, из них час ели-пили, час-полтора спали. Проснулись, на небе немного посветлело, проглядывает Солнце. Температура упала до -7 градусов. Поехали в 16:00. Через час оторвали крепление лыжи прицепа, встали чиниться, развернули инструмент. Болгаркой проделали отверстие под новое крепление ремней. Поехали. Дошли до разъезда Хралов, налили воду у рабочих в вагончике. Зашли в магазин на фактории, купили хлеба. Разгрома за ногу укусила собака, прокусила сапог. Разошлись в колее с Камазами, идущими две (!) недели из Сабетты. Общий ужин решили отменить, в 22:00 встали попили чай и до пол-второго ночи бойко шли дальше по следу Камазов. За день пройдено 85км, От Лабытнангов 321км.

Болгаринг, кувалдинг. "...только лучше будет, всегда так делаем.."




01.03.16. Выехали в 9:00, ехали до 14:00. Ветер стих немного, температура - 13 градусов. Временами выглядывало Солнце, облачно с прояснениями. После обеда перекидывали лыжи, так как стремянки рессор пробили дыры в направляющих лыж, в итоге обед затянулся. Поехали только в 16:00, задуло. Солнце с красивым гало, световой столб. Догнали УРАЛ, который просил помощи с перекачкой топлива. Стояли около часа, помогали. Разошлись со встречным УРАЛОМ и гусянкой. Задуло очень сильно, ветер до 15м/с. Стемнело, стали валиться с колеи, видимость нулевая. Встали на ночевку около 19:30. УРАЛ, которому помогали перекачиваться, нас догнал в 20:30. За день прошли 99км. Точка ночевки N69.31,967 E70.27,687

Пургуем. За пару часов машинки приморозило.




02.03. Встали в 6:00, наматывал трос на лебедку, замерз размыкатель плюса. Поехали в 8:00, ехалось хорошо. Солнце. Ветра практически нет. Температура -18. Зимник в хорошем состоянии. Узкий след с которого не валишся. Обогнали вчерашний Урал, санный поезд с дровами (дрова - березы, стволы). За окном красивый рельеф. Держим скорость 25км/ч. Обедали на красивом склоне. Солнце со световым столбом. Проезжали стадо оленей, кормил их хлебом. Отмечали пересечение 70й параллели. Въехали в Сеяху. Солярки в поселке официально нет. Выехали из поселка в 18:30, шли еще пару часов по следу Уралов. На небе Сияние (желтое, зеленое, красное), играет, очень красиво. За день прошли 154км. Ночевка на зимнике точка N70.19,022 E72.12,256

Помогаем Уралу с перекачкой топлива. Чувак в одно лицо прет на Сабетту. Из удобств в кабине имеется телогрейка. Не знаю с чем сравнить впечатление от встречи...  




03.03. Утром встали около 7:00. ночью вокруг машин ходили олени, снег в следах и помете. Температура -25. Выехали в начале девятого, обогнали колонну с бензовозом. Около 12:00 пересеклись встречными курсами с пермскими ребятами, которые возвращались с острова Белый. Встретили нас красиво: выскочили из машин в одних трусах. Типа - "мы на юг едем". Всего шесть машин, все на больших колесах. Постояли, поболтали, пофотались. Поехали около 14:00. Встали на обед. Ясно, температура -22 - 23. Ветра нет. Аркадий прожевал заднее правое колесо, поставили запаску. Идем около 30км/ч по свежему следу. К семи вечера подошли к Сабетте. Большой закрытый вахтовый поселок. 16т человек, КПП, сухой закон, пропускной режим. Сдали оружие на охрану. Вселились в общагу. Тепло, чисто, режимно. Пригрелся, уснул сидя на кровати. Отбой в 1:00. Прошли за день 165км.

04.03 Встали в 8:00. К 9:00 пошли завтракать в местный кафетерий. Еда приличная, не сильно дорого. Есть салаты, кофе и тд. До 12 часов жевали сопли, тупили. До 13:30 спали в машинах. Около 14:00 поехали заливать топливо на склад ГСМ ЯМАЛ СПГ. Заправлялись долго, около 1,5 часов. Выехали в сторону Тамбея. Красивый закат. Груженый прицеп дергает жопу, вес около тонны. Встретили стадо оленей. Встали, поставили тарелку в первый раз за выезд. Дневной пробег 62км, от Салехарда прошли 801км. Точка ночевки N71.30,698 E71.45,299.

Соль, перец, водка, строганина.




05.03.16. Встали в 6:00, свернули интернет-тарелку. Солнечно, температура -20. Идем по зимнику, снег рыхлый, колеи глубокие, машины тонут. Пробили бочку с соляркой, вылилось литров 30-40. Встали разливать остатки из бочки. Котобус ехать отказался под весом четырех бочек с бензином и двух запасок в прицепе, начал греться даже на второй пониженной. Снял утепление мотора. Поменялись с Аркадием прицепами, у него две бочки полные и одна пустая, поехалось резвее. Мои главные пары все-таки не для таких упражнений. Доехали до площадки 53й буровой. Оставили у дорожников прицепы с ДТ, перелили топливо. Взяли один прицеп с бензином для УАЗа и встали на ночевку в паре километров от базы на расчищенной тракторами площадке. За день прошли 191км. Точка ночевки N72.18,527 E70.42,208.

Выезд из Сабетты. Пару картинок из самой Сабетты потом выложу отдельно.


06.03.16.  АДОВ ПИПЕЦ. Встали в 7:00, стартовали в 8:30. Прошли 39,5км за 16 часов. Расход топлива 100л на 100км. Точка ночевки N 72.30,048 - E 71.09,371.

Заброшенная буровая. Смотрелась очень мрачно, типа - Сайлент хилл.


07.03.16 Встали в 7:30, выехали около 9:00. Дует, видимость средняя, но солнце видно. Температура -11-13. Около 11:00 оторвали крепление рессоры у прицепа. Развернули сварку, подварили. Едется лучше чем вчера, в среднем получается идти 15км/ч на давлении 0,35атм. Вечером началась метель, видимость упала. К полуночи вышли на мыс Шайтанов, салют из ракетниц. Встали на ночевку около старого маяка. Отмечаем достижение крайней северной точки полуострова Ямал припасенным для особого случая вискарем. За день прошли 63км. Встал вопрос по топливу. Расход меньше чем вчера, но все равно выходит что больше 50л на 100км. Если так пойдет дальше, на обратный путь топлива может и не хватить. Точка ночевки N72.53,232 E71.36,857.

Рубилово.


08.03.16. Встали в 7:00. Переливали бензин, перегружали барахло из прицепа, сдували-надували колеса. Прихватило морозом правое ухо, распухло, красное. Вышли на лед пролива Малыгина в 11:15. Взяли курс по азимуту на знак Евладова. Достаем ледобур, проверяем толщину льда - больше метра. Встретили только одну большую свежую трещину с хрупкими краями. Наступив в нее ногой провалился по пояс. Остальные трещины задуты снегом. Много свежих медвежьих следов. В 15:30 пьем чай. Ехать тяжело, объезжаем торосы, топчем целину на первой пониженной со всеми блокировками, несколько раз разматывали лебедку. Пересекли 73 параллель. Температура -13. Вышли на берег острова Белый в 21:15 в трех километрах от знака Евладова. Точка ночевки N73.04,968 E70.45,254.

Старый маяк на мысе Шайтанов. Это крайняя точка полуострова Ямал. Знаковое место.





09.03.16. Весь день шли по острову Белый в сторону Полярной Станции им. Попова. Температура утром -4-6 градусов, к вечеру упала до -19. Днем пасмурно, молочный переохлажденный туман. Видимость нулевая, небо сливается с землей, рельеф не виден совсем. Снег очень тяжелый, ехалось сложно. Леха с Женькой мучаются с колесами: травит заднее правое колесо, постоянно греют диск горелкой, пытаясь удалить лед, но очень скоро все повторяется по кругу. В довершение провернуло камеру на переднем левом. У Лехи поднялась температура, видно что ему плохо. Буквально заставляем его поменяться с Женькой местами. Не хочет до последнего вылезать из руля. УАЗ тяжело едет, у него как и у хозяина растет температура двигателя. Решаем завершить битву на сегодня и вставать на ночевку не дойдя до полярки 6 километров. Леха накачивается лекарствами, разбираться с термостатом будем завтра утром. Быстро варим борщ. К ночи вызвездило, ясно. На небе Сияние. На горизонте видны огни полярки. За день прошли 40км. Точка ночевки N73.17,544 E70.12,556.

На льду пролива Малыгина. Пересекаем 73 широту.


10.03.16. Встали в 8:15. Ночью подморозило, утром температура -23. Леха после принятых лекарств почти огурцом, чинит машинку. Быстро меняет термостат. Стартуем в 10:15. До станции дошли быстро. Полярники встретили добродушно. Сказали, что видели фары и еще с вечера ждали нас. Передаем приветы и посылку с большой земли. Пьем чай, нас угощают рыбой и котлетами. Проводят небольшую экскурсию по станции. Общаемся за жизнь. Видели песца, Андрей почти нос к носу столкнулся с медведем возле маяка. Ребята перебортируют колеса в теплой мастерской. После чего проблема с травлением из-под диска ушла навсегда. Принимаем тяжелое решение не оставаться на ночевку, а выдвигаться обратно. Прогноз плохой, если следы заметет, завтра снова будет битва. Рассчитываем выскочить на материк по своим следам, пока не замело. В 18:15 стартуем. Николай Иванович, Людмила, Николай, Владимир, все выходят нас проводить. Спасибо вам за теплый прием и за помощь! Погода портится, пошел снег, ветер 8м/с, раздувает. Около полуночи в полной темноте пытаемся искать знак Евладова на побережье острова. Идем по азимуту на точку, топчем целину. Не удачно. Не дошли 800м до точки. Время и силы на исходе, решаем прекратить поиски. Шли до 4:30 утра следующего дня, в итоге пересекли остров, пролив Малыгина и встали на место ночевки 07-08 марта, под маяком на мысе Шайтанов. Прошли 94км.

11.03.16. Долго отсыпались после вчерашнего забега, стартовали в 13:15. Температура -13-15 градусов, видимость плохая, ветер совсем слабый. Наст подморозило за ночь. Удавалось выходить на глиссер. Прошли 52км. Точка ночевки N72.34,208 E71.07,812

Наш караван утром. В районе Сеяхи. Вокруг все вытоптано оленями, которые приходили ночью.


12.03.16. Встали рано, стартовали в 8:45, ясно, ветра нет. Ехалось с переменным успехом. У меня окончательно перестал работать перекачной насос дополнительного бака. Менять решили завтра. Заметил, что цепочка следов на снегу, оставленная нами несколько дней назад, возвышается над поверхностью тундры. Их не заметает со временем, а напротив, выдувает легкий снег вокруг спрессованного следа. И следы превращаются в столбики выветривания. За 15км до базы дорожников заливал НЗ из канистры. Последние два километра до 53й буровой совсем никак не ехалось, предложение заночевать и переждать пока адский пухляк не перемерзнет за ночь, Аркадий не принял. Стравил колеса в ноль и кое-как протоптал колею до площадки дорожников. Нашли прицепы в целости и сохранности, перекачали топливо. Прицепили прицепы и отъехав на площадку 50й буровой в нескольких километрах, завалились спать. Прошли за день 59км. Точка ночевки N72.18,455 E70.28,377

Переохлажденный туман на острове Белый.


13.03. Прошли 271км по зимнику в сторону Бованенково. Зимник жуткий. Местами топчемся с блокировками. Слетали, вытаптывались. Чиним перекачку топлива, чуть не поморозил руки. У Аркадия и Макса проблемы с топливом. Пытаются лечить заливкой спирта в баки. Сломали рессору на прицепе, заменили. Максу выломали фаркоп. В Марресаля уже явно не попадаем, надо менять планы, тк времени не хватит. Точка ночевки N70.37,736 E70.18,576
14.03. Шли весь день по зимнику до Бованенково. Видимость нулевая, температура за бортом растет, ветер крепчает и давление падает. Утром ломается очередная рессора у прицепа. У Тулупова обрывает аммортизатор.  Перекачка моя снова работает. Прошли 149км, дошли до Бованенково. Нас встретили ребята из Газпрома, разместили в общаге, машины поставили в теплый бокс.

15.03. Проехали 0км. Дневка в Бованенково. Экскурсия на газовый промысел, на куст. Ремонтируем машинки в теплом боксе. Варим, пилим, местное ТВ все это дело снимали. Вечером сауна у пожарников ("тепловая камера").

16. 03. Перегружали прицепы, заливали топливо. Тупили, спали, ели. Выехали в 19:30 из Бованенково на Байдарацкую. Зимник официально закрыт, идет опрессовка трубопровода. Но нам дали пропуск. Температура -20. Пасмурно, ветер сильный, около 12-13 м/с. На входе на зимник долго переписыали наши данные, пропустили в итоге. У Лехи проблемы с топливной системой. Глохнет. Льет УАЗику спирт в бак. Прошли 86км. На ночевку встали в пол-первого ночи.

Тундра похожа на море.




17.03. Встали рано, в 6:30. Стартовали около 8:30. Ехалось плохо, переметы. Встретили технику. В 11:30 у Лехи лопнула полуось, до 15:30 замена и обед. Встретили колонну экскаваторов. После "58го км" поехалось хорошо. Быстро догли до Байдарацкой по хорошему зимнику. Отметились на КПП. Встретили три грузовика, которые три километра бьются девять часов. Обошли их и встали на ночевку 22:15. Прошли за день 95км. На небе сияние. Точка ночевки N69.14.197 E68.20.839.

18.03. Ночью на нашу площадку приехали два грузовика 8х8. Утром застыла моя вебаста, температура -30. Ясно. Красивое гало на небе, три солнца. Поехали хорошо. Лопнула рессора на прицепе, меняем. Едем 25-26км/ч. УАЗ чихает, льем спирт. Встретили неадекватных Камазистов. Весь день ехалось отлично, прошли 200км. Встали на ночевку в том же месте где стояли 28-29 февраля. Рядом с мостом где швартовые скобы. N68.12,681 E68.58,862

19.03. Встали в 6:00. Перелили топливо из бочек в машины. Тронулись около 8:00. У Макса лопнула лыжа, у Лехи рессора на прицепе. УАЗ не едет, глохнет. Спирт не помогает. Встали. С 11ти до 14ти чинились. Без результата. Встретили диких частников идущих на Сабетту, без карт, без связи и топлива. После разговора с нами они развернулись и решили идти на Бованенково. Аркадий взял УАЗ на буксир, едем. Женя Сказка нас встретил в 70км от Лабытнанги, перецепили Лешку к нему. Заночевали у Жени Сказке на базе. Прошли 235км.

20.03. Сидим в Лабытнангах на базе, ищем запчасти для УАЗа и для прицепов.

21.03. Меняю масло. Утром перепаковываем прицепы. Запчастей для прицепа нет, Лехин прицеп поедет без рессор. Стартовали в 14:00. Зимник закрыт, договорились - пропускают. На очередном ухабе Лехин прицеп перевернулся. Бочка с бензином пробита. Два часа собираем все в кучу обратно. УАЗ плохо едет. Пропуски зажигания, цилиндр не работает. Доползли до Мужей. Зимник в хорошем состоянии, небольшой участок с переметами. Прошли 200км, заночевали N65.21,086 E64.42,648

День, когда случился "Адов Пипец". В районе заброшенной буровой.

22.03. Весь день шли на Югорск в целом без приключений. Леха ковырялся с мотором с переменным успехом. Обедали в Березово в той же столовой, что и по дороге "туда", у Аэропорта. Котобус жутко тупит, то ли топливо, то ли фильтр забит. Еду еле-еле. Зимник в отличном состоянии, шли 60км/ч. Скользко. Не вписался в поворот, вылетел. Долго искали место для ночевки. Вечером добиваем остатки алкоголя. Последняя ночевка перед Пермью. Прошли 650км. Ясно ветра нет, температура -10. Ночуем в деревушке около каких-то контейнеров в сугробах. N61.03,387 E61.56,838

23.03. Утром вожусь с розеткой прицепа, вышибло предохранитель, не работает освещение приборов. УАЗ реанимироваться отказался, но днем обнаружилось что Леха забыл снять защитный колпачек с форсунки. Поехали резвее. Прошли Урал. Дорога сухая чистая, гнали хорошо. Прошли Чусовой с раздолбанной улицей Ударников. Ремонтируют дорогу путем укладки сырой земли катком в лужи. Вечером началась метель, температура -3. На объездной Перми прощаемся с Лехой и Женькой. Весь вечер гнали через метель при нулевой видимости. Адово. Встали на ночевку в месте где ночевали 22-23 февраля. N58.04,639 E55.09,710. Прошли 800км.

24.03. Встали в 6:00. Поменял фильтр топливный и в сепаре. ХХ не держит. Из фильтра вылилась коричневая дрянь, но воды почти нет. Тронулись в 7:00. Дорога убита начисто. Ямы, грязь. Тенты на прицепах порвались, каркасы развалились. Ясно -6. Прошли 861км. Встали на месте первой ночевки 21 февраля. Последняя ночевка, пьем крымское сухое. Жгу фальшфейер.

Тундровая травка


Осталось еще немного фотографий и пара историй, которые стоит рассказать. Про Сабетту. Про саму полярную станцию и ее обитателей. Про Бованенково, где нам устроили сногсшибательнейшую экскурсию по газовому промыслу.

Продолжу чуть позже...

Ямал

Previous post Next post
Up