"Согласно квантовой модели, у частицы будто бы и нет точного местоположения в то время, пока она находится между начальной и конечной точками пути. Не нужно принимать это за отсутствие пути у частиц, пока они следуют от источника к экрану. Совсем наоборот, это могло бы значить, что частицы проходят всеми из возможных путей связывающих эти точки."
С. Хокинг, Высший замысел.
Спор путешествующего народа на тему "что есть автомобильная экспедиция" и чем она отличается от автомобильного похода, выглядит порой нелепо. Стоит ли зарываться в дебри словарей? Буквоедство едва ли поможет разобраться в сути этого понятия. Экспедиция - не "легендарный" внедорожник, не борода на лице, не грубоватые шутки в эфире автомобильной радиостанции, не разведенный спирт в железной кружке, не мокрые носки на ногах, не фотоотчет в социальной сети, не усталость до тошноты, не запах топлива на руках. Каким бы мёдом для некоторых не казалось, экспедиция это не пафосный подвиг и не мраморный бюст на родине героя.
Скорее всего, это то, что находясь где-то далеко впереди, в то же время подталкивает тебя сзади. Цель, понятная только тому, кто ее сам перед собой поставил. То, что останется где-то рядом когда пыль уляжется, но то что нельзя потрогать. То самое, чего всегда "то недостаточно, а то много".
Экспедиция, это свой собственный маленький поступок о котором стыдно и смешно даже говорить вслух. Выйти из машины на холод, когда хочется сидеть в тепле. Подать товарищу вовремя горячую кружку чая, или гаечный ключ. Терпеть чуть больше чем привык, мириться с большим чем то, на что рассчитывал. Уважать чужие слабости и стараться хотя бы на время обуздать свои собственные. Делать над собой усилие и не просить ничего взамен. Стать чуточку другим, оставшись самим собой. Незримые мелочи, из которых складывается свой для каждого человека смысл любой поездки.
Из дневника.
- 05.03.16. Зимник за Сабеттой. Встали в 6:00, свернули интернет-тарелку. Солнечно, температура -20. Идем по зимнику, снег рыхлый, колеи глубокие, машины тонут. Пробили бочку с соляркой, вылилось литров 30-40. Встали разливать остатки из бочки. Котобус ехать отказался под весом четырех бочек с бензином и двух запасок в прицепе, начал греться даже на второй пониженной. Снял утепление мотора. Поменялись с Аркадием прицепами, у него две бочки полные и одна пустая, поехалось резвее. Мои главные пары все-таки не для таких упражнений. Доехали до площадки 53й буровой. Оставили у дорожников прицепы с ДТ, перелили топливо. Взяли один прицеп с бензином для УАЗа и встали на ночевку в паре километров от базы на расчищенной тракторами площадке. За день прошли 191км. Точка ночевки N72.18,527 E70.42,208.
- 06.03.16. АДОВ ПИПЕЦ. Встали в 7:00, стартовали в 8:30. Прошли 39,5км за 16 часов. Расход топлива 100л на 100км. Точка ночевки N 72.30,048 - E 71.09,371.
- 07.03.16 Встали в 7:30, выехали около 9:00. Дует, видимость средняя, но солнце видно. Температура -11-13. Около 11:00 оторвали крепление рессоры у прицепа. Развернули сварку, подварили. Едется лучше чем вчера, в среднем получается идти 15км/ч на давлении 0,35атм. Вечером началась метель, видимость упала. К полуночи вышли на мыс Шайтанов, салют из ракетниц. Встали на ночевку около старого маяка. Отмечаем достижение крайней северной точки полуострова Ямал припасенным для особого случая вискарем. За день прошли 63км. Встал вопрос по топливу. Расход меньше чем вчера, но все равно выходит что больше 50л на 100км. Если так пойдет дальше, на обратный путь топлива может и не хватить. Точка ночевки N72.53,232 E71.36,857.
Раскрыть значение слова "Север" еще сложнее. Было бы весьма самонадеянно думать, что вот так запросто, за пару дней, или через неделю-другую после возвращения из большого северного путешествия мысли и впечатления улягутся в ровные стопочки и придет понимание. Внятное, сквозное и какое-то очень простое понимание, дающее в двух словах стройное объяснение такому явлению как Север. Куда более талантливые люди посвятили этому занятию всю свою жизнь, описывая Север в прозе и в стихотворной форме. Многие писатели пытались с переменным успехом протолкнуть через призму великих северных территорий отражение людских характеров, мечты и стремления человека, вывести формулу кристаллизации таких понятий как честь, верность слову и чувство долга. Слова получались красивыми, но все же каждый их читающих понимал все по-своему. А то и не понимал вовсе. Издалека все видится искаженно.
Там, в высоких широтах, оценки большого и взгляды на мелкое зачастую оказываются иными, чем в более пригодной для жизни средней полосе. И физические законы играют в этом не последнюю роль. Атмосфера нашей планеты истончается ближе к полюсам и, возможно, вместе с атмосферой все легковесное выдавливает центробежной силой ближе к экватору. Туда, где жизнь проходит мягче и теплее. Где ночь не тянется пол-года, где у людей нет необходимости в начале XXI века шить себе одежду из шкур оленя и каждый день жестоко бороться за выживание.
Из дневника:
- 08.03.16. Встали в 7:00. Переливали бензин, перегружали барахло из прицепа, сдували-надували колеса. Прихватило морозом правое ухо, распухло, красное. Вышли на лед пролива Малыгина в 11:15. Взяли курс по азимуту на знак Евладова. Достаем ледобур, проверяем толщину льда - больше метра. Встретили только одну большую свежую трещину с хрупкими краями. Наступив в нее ногой провалился по пояс. Остальные трещины задуты снегом. Много свежих медвежьих следов. В 15:30 пьем чай. Ехать тяжело, объезжаем торосы, топчем целину на первой пониженной со всеми блокировками, несколько раз разматывали лебедку.
Снег очень разный. Он разного цвета и разной плотности, разной зернистости. Впервые вижу и различаю снег на блестящий, матовый, белый, серый, голубой, рыхлый и натоптанный. После пары дней топтания целины можно научиться читать снег и вполне успешно искать в нем проходы, лавируя как парусник галсами. Иногда он похож на мягкий поролон, иногда на твердый пенопласт. Иногда тот же самый снег, по которому казалось можно ехать только внатяг на всех блокировках на первой пониженной, держит машину с полностью разблокированной трансмиссией на третьей передаче. Эффект глиссера просто взрывает мозг.
Пересекли 73 параллель. Температура -13. Вышли на берег острова Белый в 21:15 в трех километрах от знака Евладова. Точка ночевки N73.04,968 E70.45,254.
Север самодостаточен и мизантропичен, если так можно выразиться. По отношению к каждому кто туда попадает. Очутившись однажды в тех холодных краях, ты в полной мере ощутишь ничтожность своего бытия. Природные явления там не вступают с человеком в диалог. Нет там ничего такого, что могло бы разговаривать привычным для тебя языком. Шелестом листьев, пением птиц, журчанием ручьев. Холод, ветер, ледяные торосы, тундровые болота под многометровым слоем снега. Переохлажденные туманы, белая мгла через которую не видно дальше собственной вытянутой руки, Великое Белое Безмолвие. И только от тебя зависит, что сумеешь разглядеть в этом непростом наборе. Сможешь ли разгадать свой смысл, свою цель. Да, если приглядеться, то кругом обнаружится достаточно подсказок, которые должны разжечь что-то в душе, как запальная свеча в холодном моторе. Их сложно не заметить.
Однажды ночью, после очередного дня полного бесконечного сражения с обстоятельствами и собственной глупостью, уставший до последней крайности, ты поднимешь глаза наверх. А там, через все небо, от горизонта до горизонта полное звезд, полыхает Полярное Сияние… И даже если другие подсказки до сих пор не помогли, эта не сможет не сработать. Солнечный ветер, прилетевший из космоса, взорвет сознание самого последнего циника.
Без преувеличения, это самое прекрасное, самое величественное зрелище из всех что мне приходилось наблюдать. То, к чему нельзя прикоснуться и унести с собой, вдруг проявляется живым колыханием зеленого марева, то разгорается то угасает. В такую ночь, охватывая взглядом вселенную с миллиардами далеких созвездий и трепещущим на этом фоне полярным сиянием, вдруг разом все понимаешь. Появляются силы, ясность ума, становятся доступными и простыми какие-то сложные мысли. Это ощущение истонченного взгляда на суть вещей ты еще долго будешь бережно хранить внутри, бояться расплескать и возвращаться к нему не часто, опасаясь, что оно раствориться в черноте как "то о чем нельзя говорить вслух".
Из дневника:
- 09.03.16. Весь день шли по острову Белый в сторону Полярной Станции им. Попова. Температура утром -4-6 градусов, к вечеру упала до -19. Днем пасмурно, молочный переохлажденный туман. Видимость нулевая, небо сливается с землей, рельеф не виден совсем. Снег очень тяжелый, ехалось сложно. Леха с Женькой мучаются с колесами: травит заднее правое колесо, постоянно греют диск горелкой, пытаясь удалить лед, но очень скоро все повторяется по кругу. В довершение провернуло камеру на переднем левом. У Лехи поднялась температура, видно что ему плохо. Буквально заставляем его поменяться с Женькой местами. Не хочет до последнего вылезать из руля. УАЗ тяжело едет, у него как и у хозяина растет температура двигателя. Решаем завершить битву на сегодня и вставать на ночевку не дойдя до полярки 6 километров. Леха накачивается лекарствами, разбираться с термостатом будем завтра утром. Быстро варим густой борщ с тушенкой пытаясь компенсировать потерю сил. К ночи вызвездило, ясно. На небе Сияние. На горизонте видны огни полярки. За день прошли 40км. Точка ночевки N73.17,544 E70.12,556.
- 10.03.16. Встали в 8:15. Ночью подморозило, утром температура -23. Леха после принятых лекарств почти огурцом, чинит машинку. Быстро меняет термостат. Стартуем в 10:15. До станции дошли быстро. Полярники встретили добродушно. Сказали, что видели фары и еще с вечера ждали нас. Передаем приветы и посылку с большой земли. Пьем чай, нас угощают рыбой и котлетами. Проводят небольшую экскурсию по станции. Общаемся за жизнь. Видели песца, Андрей почти нос к носу столкнулся с медведем возле маяка. Ребята перебортируют колеса в теплой мастерской. После чего проблема с травлением из-под диска ушла навсегда. Принимаем тяжелое решение не оставаться на ночевку, а выдвигаться обратно. Прогноз плохой, если следы заметет, завтра снова будет битва. Рассчитываем выскочить на материк по своим следам, пока не замело. В 18:15 стартуем. Николай Иванович, Людмила, Николай, Владимир, все выходят нас проводить. Спасибо вам за теплый прием и за помощь! Погода портится, пошел снег, ветер 8м/с, раздувает. Около полуночи в полной темноте пытаемся искать знак Евладова на побережье острова. Идем по азимуту на точку, топчем целину. Не удачно. Не дошли 800м до точки. Время и силы на исходе, решаем прекратить поиски. Шли до 4:30 утра следующего дня, в итоге пересекли остров, пролив Малыгина и встали на место ночевки 07-08 марта, под маяком на мысе Шайтанов. Прошли 94км.
Из дневника:
- 11.03.16. Долго отсыпались после вчерашнего забега, стартовали в 13:15. Температура -13-15 градусов, видимость плохая, ветер совсем слабый. Наст подморозило за ночь. Удавалось выходить на глиссер.
Для людей, которые привыкли отталкиваться колесами от твердой земли протоптанная в тундре колея будет выглядеть смешной забавой. Хитрость заключается в том, что никто точно не знает сколько снега под этой колеей. Метр, полтора, два… Сколько угодно. И колею надо именно продавить накатом автомобиля, пятном контакта сплющенного в лепешку колеса. А не прогрести, буксуя до твердой поверхности, оттолкнувшись и поехав дальше. Там внизу ничего нет такого, от чего можно было бы оттолкнуться. В этом сложность. И степень сложности данного упражнения зависит от множества факторов. От рельефа местности, от направления и силы ветра в данном конкретном месте, от того светит сверху солнце, или пасмурно, от температуры воздуха. От всех этих факторов в данный момент времени и в динамике вчера-сегодня-неделю-назад. Рельеф местности не исключение. Если четыре месяца назад там, где-то глубоко внизу было пресное озеро, то сегодня сверху поедется иначе, чем если тогда же внизу был морской пролив с приливами-отливами и глубокой, или мелкой соленой водой. Прошли 52км. Точка ночевки N72.34,208 E71.07,812
- 12.03.16. Встали рано, стартовали в 8:45, ясно, ветра нет. Ехалось с переменным успехом. У меня окончательно перестал работать перекачной насос дополнительного бака. Менять решили завтра. Заметил, что цепочка следов на снегу, оставленная нами несколько дней назад, возвышается над поверхностью тундры. Их не заметает со временем, а напротив, выдувает легкий снег вокруг спрессованного следа. И следы превращаются в столбики выветривания. За 15км до базы дорожников заливал НЗ из канистры. Последние два километра до 53й буровой совсем никак не ехалось, предложение заночевать и переждать пока адский пухляк не перемерзнет за ночь, Аркадий не принял. Стравил колеса в ноль и кое-как протоптал колею до площадки дорожников. Нашли прицепы в целости и сохранности, перекачали топливо. Прицепили прицепы и отъехав на площадку 50й буровой в нескольких километрах, завалились спать. Прошли за день 59км. Точка ночевки N72.18,455 E70.28,377
Когда-то в незапамятные времена, процесс познания окружающего мира мало походил на воскресное развлечение возле телеэкрана. А скорее являлся неотъемлемой частью борьбы за выживание. И романтики в нем было не больше чем в грубых инструментах, вроде старого топора, или истертого деревянного весла.
Северные земли открыты совсем недавно, по меркам современной цивилизации. Освоены и обжиты людьми, посвятившими жизнь этой территории. Людьми не случайными, оставившими свой след настолько ярко, что колея до сих пор читается на снегу. Возможно поэтому Север манит к себе как нечто настоящее, как то, чему стоит посвятить и свою жизнь.
Вахтовики газовых промыслов, живущие в закрытых поселках. Водители большегрузных Уралов, месяцами топчущие тундру. Кочевые ненцы, всю жизнь проводящие при оленях. Геологи, на огромных вездеходах прокладывающие маршруты газовых трубопроводов. Полярники, годами живущие на метеостанциях. У каждого из них своя суровая правда, своя история. Эти люди смотрят на путешествующий народ с усмешкой и интересом. Для них вопрос "что такое Север" давно уже не стоит. Они поняли что-то очень важное в этой жизни. Поэтому остались жить и работать там, где совсем рядом проходит ось вращения планеты и Полярная звезда светит прямо в макушку. Где смысл человеческой жизни измеряется не только материальными благами.
Что же такое, северная автомобильная экспедиция? Такой особый образ жизни, позволяющий кроме всего прочего, одним поворотом колеса изменять фокус собственного восприятия мира. Увидеть себя пучком детских страхов и комплексов, тянущимся откуда-то из глубин подсознания. Но в то же время, учиться с легкостью волны огибать встречающиеся на пути острые торосы. Распылять в пространство радугу поступков, значимых лишь для себя самого, но делающих мир чуточку светлее. Раскладываясь на спектр и фокусируясь обратно, чувствовать себя фотоном. Одновременно Волной и Частицей.
Не имеющей точного местоположения в пространстве, но проходящей всеми из возможных траекторий на пути к своей цели, скрывающейся где-то далеко. За горизонтом.