Хорст и руки

Aug 25, 2011 22:43





Horst P. Horst - Carmen Face Massage, 1946Телефоный звонок:
- Ты что делаешь?
- Пишу пост про ХорстаПиХорста
- Про кого-кого ?

Этот на первый взгляд загадочный кадр на деле довольно прозаичен: он был снят для журнала Vogue и просто иллюстрирует массаж лица. Моделью стала 15-летняя Carmen Dell'Orefice, которая впоследствии сделала самую долгую модельную карьеру в мире - сейчас ей уже 80, а она до сих пор ходит по подиуму и участвует в съёмках. Но речь сегодня не о ней и не о лицах моделей, а о том, как фотограф Хорст любил фотографировать руки.




Horst P. Horst - Lisa Fonssagrives Hands, 1941

Немец по имени Хорст Пауль Борманн выбрал себе лаконичный, но броский псевдоним Horst P. Horst и под этим именем стал признанным мэтром журнальной фотографии. В то время, когда другие его коллеги и современники смело выводили модную и рекламную съёмку за пределы студии, Хорст всю жизнь оставался убеждённым сторонником студийной съёмки - он продолжал работать с форматными камерами, тщательно, до мелочей продумывать композицию и нюансы студийного освещения.
Зато в наше время, когда речь заходит о журнальной фотографии середины века, пожалуй, именно Хорста чаще других называют классиком жанра. Несколько его снимков - например, "Mainbocher Corset" и "White Sleeve", сделанные изначально в абсолютно рекламных целях, стали хрестоматийными примерами фэшн-съёмок и просто знаковыми фотографиями эпохи - уже вне рекламного контекста.



Horst P. Horst - Lisa Fonssagrives, 1939

Лиза Фонссангривз несколько лет была любимой моделью Хорста. Впрочем, кто её только не снимал за её долгую карьеру, особенно её мужья-фотографы - и ей первый муж Фернан Фонссагривз, и её третий муж Ирвинг Пенн, и именно Лизу Фонссангривз называют первой супермоделью - настолько велика была её востребованность в мире моды и фотографии. Но Хорст делал акцент именно на её руки.



Horst P. Horst - Lisa with Harp, 1939



Horst P. Horst - Lisa on Silk, 1940



Horst P. Horst - Lisa with Turban, 1940



Horst P. Horst -  Hands, Hands, Hands, 1941

По последней, впрочем, у меня нет сведений - чьи это руки ). А вот как он использовал Лизу для обложки "Vogue" - такой вот коллаж, первый вариант и итоговая обложка:



Horst P. Horst - Lisa as V.O.G.U.E., 1940



Vogue cover, June 1940.
Стиль Хорста можно назвать одновременно новаторским и академичным - с одной стороны, в его работах видно влияние сюрреалистов - поиск новых ракурсов, новых форм, "новых смыслов" в привычных предметах - и в то же время у него часто присутствует прямо-таки античная, скульптурная классичность линий и форм. При этом большинство снимков Хорста так же лаконичны, как и его псевдоним - в кадре нет ничего лишнего. И лучшие снимки Хорста - это торжество фотографического минимализма, тот самый случай, когда "нечего убавить".



Horst P. Horst - White Sleeve, 1936

И вот, для полной презентации, тот самый, хрестоматийный уже корсет:



Horst P. Horst - Mainbocher Corset, 1939
Хорст сделал этот рекламный снимок в Париже, в августе 1939-го - и кадр стал последней довоенной съёмкой Хорста.  "Я вышел из студии в четыре утра, зашёл домой, собрал чемоданы и успел на семичасовой поезд в Гавр, чтобы попасть на отходящий корабль в Америку. Мы все понимали, что война уже близко." 
Снимок должен был выйти в октябрьском номере французского "Vogue", уже были готовы макеты для печати, - но в сентябре Англия и Франция объявили войну Германии.  И хотя серьёзные военые действия не начинались ещё несколько месяцев, парижским модницам было уже не до корсетов. Модный журнал "Vogue" в условиях предвоенного хаоса стал нелепой и неуместной вещью, неактуальна была и фотография Хорста. В октябре и ноябре журнал не выходил, в декабре фотографию всё же напечатали - маленькую, размером с почтовую марку.  Сам производитель этих корсетов, Мэнбош, вскоре быстренько свернул свой бизнес и тоже перебрался в Америку.

Теперь же эта, почти незамеченная в 1939-м году фотография, стала одним из знаковых изображений, символом безмятежной довоенной эпохи. А когда Хорста впоследствии как-то спросили о световой схеме кадра, он ответил:  "Кроме основного источника, там были ещё отражатели и точечная подсветка. Но я не помню, как я сделал это, и повторить это не смогу".

1940-е, 1930-е

Previous post Next post
Up