из чего сделаны девочки

Aug 09, 2011 02:58

Кстати, в различных околофотографических дискуссиях часто мелькает мысль о том, что женщина-фотограф может лучше передать чувственность другой женщины.  Что фотографы-мужчины вольно и невольно проецируют какие-то свои эротические фантазии на фотосъёмку, пытаются притянуть модель к какому-то надуманному образу, а женщина-фотограф лучше поймёт женщину-модель, да и модель будет больше доверять женщине-фотографу.

Фотограф Эллен Фон Унверт в молодости сама была моделью, и прекрасно знает, каково быть по ту сторону объектива. «Меня ужасно раздражало, когда фотограф не разрешал двигаться. Мне всегда хотелось делать какие-то глупости в кадре, но некоторые фотографы говорили: «Нет-нет, замри и не двигайся!». А мне и сейчас очень нравится, когда мои модели делают какие-то неожиданные вещи».
Сейчас Эллен Фон Унверт - весьма востребованный фотограф в мире моды и рекламы. Свои коммерческие съёмки она, как правило, снимает в цвете и в полном соответствии со стандартами глянцевых журналов. А вот для своих собственных арт-проектов она предпочитает снимать на чёрно-белую плёнку, и именно её «некоммерческие» съёмки принесли ей известность и даже несколько скандальную славу.













В 2002-м Эллен Фон Унверт выпустила фотокнигу с одним из самых известных своих фотопроектов - “Revenge” (Месть). И, как верно заметил один из критиков, ещё не так давно такую книгу продавали бы только из под полы и держали бы подальше от детей, поскольку по сути - это именно «запретная» книга с неприличными изображениями. В наш просвещённый век книга, конечно же, свободно продаётся в книжных магазинах.
“Revenge” - это целая эротическая фотоистория, с некоторым (впрочем, весьма условным) сюжетом и действующими лицами. По форме и по антуражу - умелая стилизация под ретро-эротику, прямая отсылка к западной традиции эротических сюжетных комиксов, к первым эротическим фильмам. И атрибутика подобрана соответствующая: корсеты, изысканное бельё, цепи, хлысты и наручники: полное торжество БДСМ - тематики. Вообще надо сказать, что в западной эротике всегда сильны были эти мотивы унижения/наказания, а там частенько кто-то кого-то подчиняет и наказывает.

Сюжет съёмки действительно подошёл бы для какого-то соответствующего фильма: три игриво настроенных девицы приезжают на отдых в загородный замок своей тётушки-баронессы. В замке живут не менее озабоченные персонажи: баронесса и её служанки, а также конюх и шофёр. И, как это водится в подобных фильмах, действующие лица никак не могут жить спокойно: на протяжении всей истории они с явным удовольствием друг друга наказывают и подчиняют.














































В результате получилась этакая декадентская эротическая сказка, рассказанная в фотографиях. И, несмотря на действительно «жёсткие» сюжеты и номинальную откровенность многих сцен, съёмка не выглядит «жёсткой» порнографией - скорее, у зрителя остаётся ощущение, что он наблюдает за постановкой любительского театра, в котором всё происходит «понарошку», и актёры с видимым удовольствием играют свои роли.
 И это действительно так - в своих интервью Эллен Фон Унверт не раз говорила, что она никогда не заставляет своих моделей делать что-то, что им не нравится.  «Нужно просто чувствовать, готова ли модель сделать что-то такое перед камерой. Ещё мне помогает то, что я женщина, и девушки на моих съёмках чувствуют себя более раскованно. Но дело ещё и в том, что для съёмок я отбираю людей, которые мне симпатичны, поэтому у меня на съёмках очень дружеская атмосфера, и это больше похоже на игру, чем на работу».

«Мне всегда нравились эти старые снимки - порка, Бэтти Пейдж, корсеты… Но в фэшн-фотографии порку снимать нельзя, поэтому я захотела снять свой проект с девушками, которым тоже нравятся такие вещи. И моим моделям нравилось всё это - на съёмке они говорили: «Ну, давай, ударь меня по-настоящему, сильнее!

"В моих снимках есть загадка, и это отличает их от порнографии. Они показывают вам какой-то сюжет, но при этом вы не можете точно понять, что происходит. Они неоднозначны, и они провоцируют ваши собственные фантазии".

И в этих словах фотографа - очередное подтверждение того, что в эротической фотографии часто важна недосказанность, чтобы у зрителя оставалось пространство для собственной фантазии.  Мы видим, что происходит нечто неприличное, запретное, но  действительно толком не понимаем, что именно. Есть интрига, загадка, и при этом в кадре нет никаких примет современности - Эллен Фон Унверт сознательно сделала «вневременную» съёмку, поместив своих героев в некое  ретро-пространство.

Излишняя конкретика в таких съёмках часто только мешает: там, где фотография говорит о каких-то чувственных переживаниях, - почти всегда нужна  некая доля иррациональности, неопределённости и даже неправильности.  И в серии  “Revenge” есть эта «неправильность»:  чёрно-белая техника и нарочито смазанные, нерезкие  или слегка «неправильные» кадры придают всей серии дополнительное очарование.

Впрочем, на мой взгляд, именно конкретный сюжет, который объясняется в сопроводительном тексте к "Revenge",  всё упрощает и уподобляет серию какому-то эротическому комиксу. Вносит ту самую лишнюю конкретику.  Мне кажется, если не знать сюжета или абстрагироваться от всех этих баронесс и конюхов, то многие снимки будут смотреться на порядок сильнее и загадочнее.
  Но если уж следовать сюжету, то кончается всё хорошо: бедные девушки берут власть в свои руки и с наслаждением осуществляют ту самую месть:







Немного биографии: в юности Фон Унверт пару лет работала в цирке - возможно, отсюда у неё такая любовь к эпатажу и костюмированным зрелищам. Потом, когда она сама была фотомоделью, её тогдашний бойфрэнд-фотограф подарил ей первую камеру, научил проявлять и печатать. Когда модельная карьера была завершена, она сделала фотографию своей профессией. Но она сама признаёт, что с технической точки зрения ей далеко до совершенства: «У меня есть ассистенты, и я сама не слишком думаю о технической стороне съёмки. Я ищу кадр, смотрю, что происходит перед моей камерой. Иногда я хватаю камеру без плёнки, а ассистенты мне кричат: «Стой, у тебя плёнка не заряжена!» Но иногда ошибки не важны. Даже если я ошибаюсь в экспозиции, всё равно может получиться отличный кадр».

Так есть ли разница между «мужским» и «женским» взглядом на эротику? Одна моя знакомая так отозвалась о Фон Утверт: «Она для меня слишком грубая, она снимает эротику, как мужик, который выполняет заказ для порножурнала. Обычно женщины снимают мягче».
Я слышал и другие мнения: мол, девочки любят играть в куклы, вот и она играет - только немного на другом уровне, фантазия у неё - бурная, а фотограф она весьма посредственный.

Интересно, что скажут читатели моего журнала ) .

P.S. 17-го числа в Фотопроекте у меня будет семинар как раз о женщинах-фотографах. Этот пост не в качестве рекламы, просто так совпало, кому интересно - приходите.  
www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/seminars/history-woman/

2000-е

Previous post Next post
Up