Josef Koudelka - FRANCE. Brittany. 1973. Gipsies.
Когда Куделка первый раз полетел в Штаты, его друг Картье-Брессон послал Корнеллу Капе рекомендательное письмо. Оно было кратким: «Посылаю тебе безумца, которого зовут Йозеф».
Человек со смешной фамилией Куделка - уже давно легенда, классик, один из главных фоторепортёров XX-го века. Вечный бродяга с бородой и в круглых очках, истинный репортёр, подвижник-передвижник.
«Пятнадцать лет я ни на кого не работал. Не брался за заказы, не снимал за деньги. Я делал снимки только для себя. Я жил на минимуме средств, да мне и не нужно было много: хороший спальный мешок и немного одежды - пара ботинок, два пары носков и штаны на год. Одной куртки и двух рубашек хватало на три года».
Это, конечно, круто. Когда я читаю интервью и биографию Куделки, мне многие фотографы кажутся какими-то… клопами. Мещанами, всё-таки не сильно выходящими за типичную зону комфорта. А этот человек точно был одержим, его вела жажда хороших кадров, а всё остальное, все эти наши житейские ценности были для него делом десятым.
В то же время, если уж говорить об известности, то в американских списках «главных хроникёров века» его частенько забывают или упоминают вскользь - поскольку он европеец, чех, и его главные темы - тоже европейские, не совсем близкие американскому зрителю. Поэтому в Европе он известен больше, а в позднем СССР и России имя Куделки стало ориентиром для многих фотографов. И материалов в сети, пусть разрозненных, но уже хватает. И можно просто посмотреть архивы Куделки на сайте «Магнума» и убедиться - он гений. Но я всё-таки хочу сделать свой рассказ о Куделке, и это будет в четырёх частях. Часть первая - конечно «Цыгане».
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Kadan. 1963. Gypsies.
Он начинал, как театральный фотограф, и съёмка театра дала ему первые навыки репортёра - умение снимать по принципу максимального невмешательства, умение двигаться среди актёров, не нарушая хода репетиции, умение выделять главное в характерах и сюжете.
Первой личной темой Куделки стали съёмки цыган, которые он начал в Чехословакии в середине 60-х. Он буквально жил среди цыган, внедрялся в их среду, снимал их быт и праздники, свадьбы и похороны. Цыгане тогда уже становились «уходящей натурой» - именно это уходящее и интересовало Куделку. И здесь проступает его характерное отношение - не только фотографа, но этнографа и антрополога, наблюдателя за родом человеческим. Любимых своих уходящих цыган он продолжал снимать почти всю жизнь, уже в других европейских странах.
«Меня всегда притягивало уходящее, то, что скоро исчезнет»
«Цыгане меня увлекли в первую очередь своей музыкой. Если вы послушаете их музыку - вы поймёте, почему я снимал цыган».
Josef Koudelka - СZECHOSLOVAKIA. Straznice. 1966. Festival of gypsy music.
Josef Koudelka - ROMANIA. 1968. Gypsies.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. 1969.
Серия «Цыгане» снята в основном широкоугольником - в то время главным «рабочим» объективом Куделки был объектив Flectogon, 25мм. Отчасти это было вынужденной мерой - фотографу часто приходилось снимать в тесных комнатках, наполненных людьми. Но именно широкоугольник давал эффект присутствия, и пространство было насыщено - главными героями, фигурами второго плана, мелочами и деталями быта. И при всей неподдельной, честной документальности эта цыганская серия тоже довольно-таки театральна.
CZECHOSLOVAKIA. Kadan. 1963. Gypsies.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Michalovce. 1966. Gypsies.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Rakusy. 1966. Gypsy.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Jarabina. Gypsies. 1963.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Zehra. 1967. Gypsies.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. South Moravia. Straznice. 1965.
Josef Koudelka - CZECHOSLOVAKIA. Slovakia. Velka Lomnica. 1966. Gypsy.
Josef Koudelka - ROMANIA. 1968. Gypsies.
Josef Koudelka - SPAIN. 1971. Gypsy.