В русский язык в 60-е годы вошла идиома «Последнее китайское предупреждение», означающая угрозы, о которых заведомо известно, что никаких действий, в них обещанных, точно не последует.
Выражение возникло в период обострения американо-китайских отношений по тайваньскому вопросу. США осуществляли разведывательные полеты над территориальными водами Китая. Китайцы фиксировали все нарушения со стороны США и на каждое такое нарушение правительство КНР по дипломатическим каналам посылало так называемое «предупреждение» Вашингтону, однако никаких действий не предпринимало. Первое предупреждение было сделано 7 сентября 1958 г. К концу 1964 г. их набралось уже более 900.
Появились даже рекордсмены, словившие несколько китайских предупреждений. Так в апреле 1962 г. американский боевой корабль в течение недели патрулировал в Желтом море, и за это время Пекин сделал три «серьезных» предупреждения (а что, есть еще и несерьезные?), одно из которых сурово начинались со слов «Правительство Китайской народной республики в последний раз предупреждает…» «Последние предупреждения» китайского правительства регулярно транслировались информационными агентствами и стали притчей во языцех.
понятно, что последние, серьезные, строгие, решительные и прочие предупреждения Китая вызывали не страх, а лишь смех. Сегодня в мировой политике роль главного клоуна прочно заняла РФ, а ее «красные линии» в конфликте с Украиной, за нарушение которых на ослушника якобы обрушатся все мыслимые кары, стали мемом.
Первая «красная линия» была решительно прочерчена российским президентом в ходе телефонного разговора со своим американским коллегой в декабре 2021 г. Хозяин Кремля высокомерно заявил Байдену, что заявка Украины на вступление в НАТО должна быть отклонена в обмен на гарантии того, что российские войска не совершат нападение. Вскоре генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отклонил требование России, сообщив, что отношения альянса с Украиной будут определяться 30 союзниками по НАТО и никем другим.
Именно эту словесную перепалку российский лидер припомнил, пытаясь двумя месяцами спустя морально оправдать вторжение России в Украину: мол, возможность вступления последней в Северо-Атлантический блок ставит под угрозу само существование России. Что стоит особо отметить: в 2021 г. никакой речи о вступлении Украины в НАТО несмотря на горячее желание последней, даже не шло. Сегодня же в результате российской агрессии вопрос о будущем вступлении не дискутируется, обсуждается лишь когда это произойдет и при каких условиях.
То есть уже в самом начале увлекательного процесса рисования красных линий они никого особо не впечатляли. С тех пор западными странами были приняты к сведению порядка 20 «красных линий», обозначенных Кремлем. Большинство из них рутинно пересекались, не вызывая никакой реакции со стороны РФ. А в тех случаях, когда реакция все же возникала, ее нельзя охарактеризовать иначе, чем жалкой.
Например, в январе 2023 г. российское руководство решительно заявило, что не потерпит поставок в Украину современных западных танков. Когда же эти поставки начали осуществляться спустя несколько недель, Москва обиженно назвала это «чрезвычайно опасной акцией».
В ответ на готовность стран НАТО предать Киеву F-16, Россия твердо заявила, что это будет непересекаемой красной линией и напомнила, что у нее еще не заржавели ядерные боеголовки. Когда же истребители американского производства начали выполнять боевые задачи в небе Украины, страна-агрессор ограничилась невнятными комментариями в том духе, что это создает «колоссальный риск».
А уж как выразительно большие кремлевские начальники закатывали глаза, стращая, что поставка киевскому режиму ракет ATACMS приведет чуть ли не к третьей мировой. Когда же эти ракеты через месяц появились и полетели по целям в Крыму, главный кремлевский начальник лишь скороговоркой проблеял, что это «еще одна ошибка».
Но, пожалуй, самый унизительный для РФ эпизод с демонстративным гопаком на ее красных линиях случился 6 августа сего года, когда ВСУ вторглись на международно признанную территорию РФ и оккупировали тысячу квадратных километров в Курской области. Да, с военной точки зрения это было крайне сомнительное решение, в результате чего на Донецком фронте случился острый кризис, вызванный недостатком резервов. Но политический/ пропагандистский эффект оказался очень громким.
Еще буквально вчера, Zетники, самодовольно надували щеки и кричали: «Посягательство на ядерную державу чревато последствиями! В радиоактивный пепел! Ответ будет жестким!» Ответа, однако не последовало никакого - даже мягкого. Умные пропагандисты четко уловили настроение начальства и изо всех сил игнорировали первое с 1941 г. вторжение в пределы отечества иностранной армии. Да, имел место еще захват острова Даманский китайцами в 1969 г., но он проходил по разряду пограничного инцидента, а не вторжения. А тут уже третий месяц над российским городом развевается флаг вражеского государства, а Кремль делает вид, что ничего такого как бы и нет.
Глупые же работники пропаганды принялись было возмущаться столь унизительным плевком в лицо ядерной сверхдержавы и призывать любимого фюрера дать бандеровским интервентам решительный отпор. Но это как раз им решительно дали по шапке и велели заткнуться: мол, царь-батюшка без вас разберется, какой плевок в лицо для него унизительный, а какой можно утереть и забыть.
Если для внутренней аудитории неспособность России отстоять свои красные линии не столь очевидна (хотя весь об оккупации ВСУ части Курской области с недоумением встретили даже представители глубинного народа), то для внешнего наблюдателя вполне ясно, что если на красные линии Кремля плюет даже Украина, то значит и всем остальным тоже можно. Терпила все стерпит, тем более, если терпла труслив и в придачу слаб.